Туризм и рекреационная деятельность на ООПТ – 2023
Содержание
- Главные темы нововведений
- Туристическая деятельность в государственных природных заповедниках
- Организация рекреационной деятельности в национальных парках
- Регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью в национальных парках
- Туристко-рекреационная деятельность в особых экономических зонах. Обязанности действующих арендаторов ЗУ
1. Главные темы нововведений
1.1. Принципы организации рекреационной деятельности на ООПТ
Новые правила организации туризма и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) вступил в силу 1 сентября 2023 года. Они установлены законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №77-ФЗ от 18.03.2023).
В Законе формулированы основные принципы осуществления рекреационной деятельности на ООПТ:
- в дополнении к ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях №33-ФЗ статьи 5_2 «Туризм на особо охраняемых природных территориях и его критерии, особенности»
К критериям и особенностям организации туризма на ООПТ отнесены:
- экологическая ориентированность
- сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов
- запрет на изменение площади, местоположения и границ функциональных зон ООПТ:
- заповедной зоны
- особо охраняемой зон
- зоны традиционного экстенсивного природопользования
- запрет на превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки:
- новые методики расчёта рекреационной ёмкости природных территорий и объектов позволят поднять на новый уровень безопасность туризма для природы и привлекательность для посетителей
- обеспечение транспортной доступности природных территорий по итогам их приоритизации у туристов – с учётом:
- популярности населённых пунктов поблизости от ООПТ
- возможностей для развития детского туризма.
- создание специально оборудованных туристических мест и маршрутов
- обеспечение безопасности туризма
- минимизация негативного воздействия на окружающую среду:
- использование оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду:
- объектов инфраструктуры, транспорта
- оборудования
- запрет на строительство жилых домов
- запрет на строительство на территориях государственных природных заповедников тех объектов: которые не связаны с выполнением задач, возложенных на заповедники;
- объектов капитального строительства
- некапитальных строений
- сооружений
- использование оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду:
- в целях создания инфраструктуры гостеприимства – разрешение на создание в национальных парках следующих типов объектов:
- объекты для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
- объекты культурного и экологического просвещения
- объекты общественного питания и бытового обслуживания
- объекты для организации и осуществления передвижения посетителей
- объекты для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
- объекты для обеспечения функционирования объектов, перечисленных выше
- сохранение ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
- привлечение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры ООПТ
- регламентация земельно-правовых отношений между государством и бизнесом на ООПТ
- предоставление земельных участков на праве аренды на 49 лет по итогам торгов
- заключение соглашения с предпринимателями об осуществлении ими рекреационной деятельности:
- на условиях и в порядке, которые установлены Законом № 77-ФЗ
- прописывают мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде
- решение вопросов о выдаче малому и среднему бизнесу кредитов на строительство некапитальных объектов в рекреационных зонах ООПТ
- регламентация земельно-правовых отношений между государством и бизнесом на ООПТ
- вовлечение в сферу развития рекреационной деятельности местных жителей, проживающих на природных территориях
- обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности
Механизм организации рекреационной деятельности и туризма на ООПТ
Организацией рекреационной и туристической деятельности на ООПТ занимаются (соответственно статусу природной территории):
- федеральные органы исполнительной власти
- органы исполнительной власти субъектов РФ
- органы местного самоуправления
в ведении которых находятся ООПТ.
Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия органы власти, перечисленные выше, наделены полномочиями устанавливать:
- особенности рекреационной деятельности на ООПТ
- перечни допускаемых к созданию на ООПТ:
- некапитальных строений, сооружений
- объектов благоустройства
Намерения законодателя
Минприроды России, инициатор законодательных нововведений, считает, что принятый закон об экологическом туризме на ООПТ (№77-ФЗ) будет способствовать как развитию туристической инфраструктуры заповедных мест, так и самих регионов, в которых расположены особо охраняемые природные территории. А новые правила организации рекреационной и туристической деятельности в ООПТ станут гибким правовым инструментом, позволяющим:
- равномерно распределять туристические потоки:
- чтобы не получилось так, что в одно живописное место будут ездить миллионы людей, а о другом – никто не знает
- чтобы туристы не топтались по одному участку тропы, но и не расходились куда попало
- чтобы обеспечить активное управление состоянием природных ресурсов – с определением, сколько людей и каким образом могут посмотреть на животных, чтобы те продолжали комфортно себя чувствовать
- создать условия для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры ООПТ
- создать приемлемые условия пребывания туристов:
- хоть для экотуризма, по определению, главным является только природа, но в горах или лесах туристу всё равно нужно где-то жить и что-то есть – а потому предусмотрено направление финансов инвесторов на создание инфраструктуры:
- пунктов размещения и питания
- визит-центров
- экологических троп
- хоть для экотуризма, по определению, главным является только природа, но в горах или лесах туристу всё равно нужно где-то жить и что-то есть – а потому предусмотрено направление финансов инвесторов на создание инфраструктуры:
- обеспечить гражданам возможность:
- комфортно путешествовать по России
- посещать ООПТ для наблюдения за природой и приобщения к ней
- увидеть уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение
1.2. Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ
Законом №77-ФЗ (в перечне критериев организации туризма на ООПТ) введено такое понятие, как предельно допустимая рекреационная ёмкость.
Под ней понимается порог числа туристов в ООПТ, превышение которого недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ:
- это максимальное количество посетителей в единицу времени, которые в качестве туриста могут посетить ООПТ или её отдельные части
- без деградации (необратимых нарушений, выполняемых ими жизнеобеспечивающих функций)
- природных комплексов и объектов
- объектов растительного и животного мира
- естественных экологических систем
- без нарушения режима особой охраны природной территории
- без деградации (необратимых нарушений, выполняемых ими жизнеобеспечивающих функций)
- представляет собой показатель способности природной системы:
- к восстановлению изъятых из неё ресурсов
- к нейтрализации вредного антропогенного воздействия
- определяется:
- количеством людей на единице площади
- временем их пребывания на объекте рекреации
- видом туризма
Предельно допустимая рекреационная ёмкость ООПТ, её отдельной части (зоны) или отдельного туристского объекта – количественный показатель, в который интегрированы количественные и качественные параметры оптимального режима охраны и использования природных комплексов и объектов в целях осуществления туристской/рекреационной деятельности на ООПТ.
Любая деятельность по развитию туризма подчинена показателям рекреационной ёмкости ООПТ.
1.3. Расчёт рекреационной нагрузки
Расчёт рекреационной нагрузки в ООПТ федерального значения должен выполняться в соответствии с порядком, который разрабатывается Правительством России.
Типовой порядок расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ регионального и местного значения при организации на их территориях туризма (проект):
- разработан Минприроды России
- устанавливает:
- регламент и механизм утверждения норм рекреационной нагрузки для типовых ООПТ – по природно-климатическим, ландшафтным и иным показателям
- требование о согласовании вопроса введения показателя предельно допустимой рекреационной нагрузки
- предоставляет органам местного самоуправления право утверждать методические указания по составлению расчетов предельно допустимой рекреационной ёмкости ООПТ местного значения при осуществлении туризма, находящихся в их ведении.
- определяет зависимость методики расчёта рекреационной ёмкости ООПТ:
- от разрешённых видов деятельности в соответствующих функциональных зонах ООПТ
- от инфраструктуры, существующей в ООПТ
Расчёт предельно допустимых нагрузок осуществляется централизованно:
- каждое ФГБУ, осуществляющее управление ООПТ, должно рассчитывать нагрузки по утверждённым методикам
- предусмотрено выполнение расчётов рекреационных нагрузок одновременно:
- для ООПТ в целом
- для функциональных зон национальных парков
- для отдельных экологических маршрутов:
- для троп с открытым грунтом будет применяться один расчёт, для троп с деревянным настилом – второй, для скал – третий и т.д.
- с учётом наличия мусорных баков, туалетов и т.д.
Региональные министерства экологии:
- определяют правила организации и осуществления туризма
- утверждают порядок расчёта предельно допустимой рекреационной ёмкости охраняемых территорий при организации туризма
Расчет предельной рекреационной нагрузки позволяет
- выявить возможности ООПТ по приёму туристов
- определить то количество людей, которое сможет там находиться с причинением минимального ущерба.
- к примеру, нагрузку в местах наиболее интенсивного посещения природных территорий нужно ограничивать в период гнездования птиц
2. Туристическая деятельность в государственных природных заповедниках
1. Запреты
На территории государственного природного заповедника запрещается:
- любая деятельность, противоречащая:
- задачам заповедника
- режиму особой охраны территории заповедника
- конкретный режим особой охраны устанавливается положением о государственном природном заповеднике
- строительство объектов в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники:
- ОКС
- некапитальных строений
- сооружений
2. Разрешения
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования
- не включающих:
- естественные экологические системы
- природные комплексы
- не являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник
допускается деятельность, направленная:
- на организацию и осуществление туризма
- на обеспечение:
- охраны и использования государственного природного заповедника
- жизнедеятельности граждан, проживающих на территории заповедника
3. Организация рекреационной деятельности в национальных парках
Рекреационная деятельность на территориях национальных парков, связана с выполнением работ, оказанием услуг в сфере:
- туризма
- физической культуры и спорта
- организации отдыха и укрепления здоровья граждан
Заниматься рекреационной деятельностью допускается в специальных зонах:
- такие зоны определяются в соответствии с зонированием территории национального парка:
- устанавливаются в положении о конкретном национальном парке
- к таким зонам относятся:
- рекреационная зона
- зона хозяйственного назначения
- зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
Для национальных парков введён запрет на строительство и эксплуатацию ОКС, относящихся к жилым домам. Это означает также следующее – запрещено размещение туристов:
- в сельских гостевых домах на земельных участках, расположенных в пределах населённых пунктов, включённых в состав земель национальных парков
- в юртах и иных жилищах малых коренных народов, занимающихся хозяйственной деятельностью в национальных парках
Алгоритм осуществления рекреационной деятельности в национальном парке
Рекреационную деятельность в национальных парках осуществляют:
- ФГБУ, который управляет соответствующим национальным парком
- инвесторы, заключившие соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке:
- юридическими лицами
- индивидуальными предпринимателями
Алгоритм организации туристско/рекреационной деятельности изложен в дополнении к Закону №33-ФЗ – в новой статье 17_1:
- предоставление инвесторам земельных участков в аренду:
- исключительно на условиях выполнения природоохранных обязательств
- на основе торгов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
- при условии заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (в том числе – физкультурно-оздоровительной и спортивной)
- установление для строительства/реконстркуции/эксплуатации объектов и сооружений без предоставления ЗУ в аренду :
- сервитута
- публичного сервитута
- рекреационная деятельность (в том числе – физкультурно-оздоровительная и спортивная) ведётся:
- с учётом функционального зонирования территории национального парка
- в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, в рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации ОКС
- снос ОКС
- возведение эксплуатация и демонтаж некапитальных строений
- возведение:
- сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
- элементов благоустройства
- объектов сопутствующей инфраструктуры
В перечень объектов, утверждаемый Правительством РФ, могут включаться объекты, предназначенные для следующих задач:
- временное размещение посетителей национальных парков:
- гостиницы
- кэмпинги
- глэмпинги
- прочие объекты
- культурное развитие и экологическое просвещение
- предоставление услуг общественного питания и бытового обслуживания
- организация и обеспечение передвижения посетителей
- обеспечения функционирования перечисленных объектов
В национальных парках федерального значения определены ограничения экономической и иной деятельности, которая допускается к осуществлению на ООПТ. Правительством РФ устанавливаются особенности:
- строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов
- строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса капитальных объектов
- сноса объектов капитального строительства
4. Регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью в национальных парках
4.1. План рекреационной деятельности
Организация рекреационной деятельности в национальном парке – компетенция ФГБУ, управляющего соответствующим национальным парком.
Для администраций национальных парков Законом №77-ФЗ введена обязанность – разработка плана рекреационной деятельности на ООПТ, находящейся в их ведении. В связи с этим Закон №33-ФЗ дополнен статьёй 17_2 «Планирование осуществления рекреационной деятельности в национальных парках».
План рекреационной деятельности должен быть:
- согласован с главой региона, где расположена ООПТ
- утверждён Минприроды России
План включает следующую информацию:
- площадь, местоположение и границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов
- перечень рекреационных объектов, допустимых к размещению
- с указанием параметров таких объектов
- сведения о существующих и планируемых к строительству линейных объектах
- данные:
- о посещаемых природных комплексах и объектах
- о допустимой рекреационной ёмкости территории при осуществлении туризма
- требования:
- к охране и использованию рекреационной ёмкости
- к обеспечению безопасности на особо охраняемых природных территориях
- особенно это касается сложно проходимых маршрутов и высокогорных восхождений
- запрет на создание новых объектов ИЖС на заповедных землях
4.2. Соглашение об осуществлении рекреционной деятельности
Новый закон позволит навести порядок со строительством туристической инфраструктуры на природных территориях, а также защитит национальные парки и заповедники от чрезмерного влияния человека на уникальные природные системы. Эти задачи изложены в дополнениях к Закону №33-ФЗ – в новых статьях (актуализируются 01.09.2023):
- статья 17_3. «Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке»
- статья 17_4. «Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности»
Рекреационная деятельность на территории национального парка должна вестись на основании соглашения:
- соглашение заключается путём проведения торгов
- в форме аукциона в электронной форме
- в форме конкурса в электронной форме:
- стороны соглашения:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минприроды России) – с одной стороны
- с другой стороны – победители торгов, аукциона или конкурса:
- юридические лица
- граждане
- индивидуальные предприниматели
- срок соглашения – до 49 лет
Конкурс на право ведения рекреационной деятельности будет проводиться, если потенциальный инвестор предполагает выполнять строительство/реконструкцию/капремонт и эксплуатацию объектов капитального строительства на условиях:
- сервитута
- публичного сервитута
- без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута
Устанавливается возможность заключения нового соглашения без торгов – с инвестором, выполнившим:
- свои обязательства по строительству или капитальному ремонту объекта капитального строительства
- иные обязательства по соглашению
Ключевые пункты соглашения
- сведения о сторонах соглашения
- сведения:
- о площади, местоположении и границах территории национального парка, на которой осуществляется рекреационная деятельность по соглашению
- о земельных участках, расположенных в границах ООПТ и предоставляемых в аренду
- обязанности сторон соглашения:
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (все именуемые как инвестор) обязуется оказывать услуги:
- в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан
- по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации, сноса ОКС
- по возведению, эксплуатации и демонтажу некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
- по созданию, эксплуатации и демонтажу элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимой для выполнения таких работ, оказания таких услуг
- выполнять работы по осуществлению рекреационной деятельности
- уполномоченный орган – обеспечить на срок действия соглашения:
- возможность для инвестора по использованию ЗУ
- предоставить инвестору ЗУ в аренду
- предоставить инвестору в аренду или на иных правах объект, подлежащий реконструкции и (или) капитальному ремонту:
- в случае, если такой объект является предметом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (все именуемые как инвестор) обязуется оказывать услуги:
- объёмы работ и услуг, выполняемых инвестором
- архитектурные и инженерно-технические решения, применяемые инвестором при создании объектов
- материалы и технологии, используемые инвестором, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в процессе эксплуатации зданий и сооружений
- основания для прекращения соглашения:
- в связи с истечения срока его действия
- по соглашению сторон
- по причине нарушения условий соглашения
- по решения суда
- срок действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
- размер и сроки внесения платы по соглашению
Примерная форма соглашения утверждается Правительством РФ.
4.3. Предоставление земельного участка для ведения рекреационной деятельности
Земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору
- в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и настоящим Федеральным законом
- без проведения торгов на срок, установленный соглашением об осуществлении рекреационной деятельности
Предоставление такого земельного участка осуществляется в случае, если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается выполнить:
- строительство
- реконструкцию
- капитальный ремонт
- эксплуатацию
объектов капитального строительства. Исключение – линейный объект, размещение которого допускается осуществлять на условиях:
- сервитута
- публичного сервитут
- или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута
Земельный участок будет предоставляться в аренду только победителю конкурса.
4.4. Случаи непредоставления ЗУ в аренду
Аренда земельного участка не предусматривается, если инвестпроект предполагает:
- строительство, размещение, эксплуатацию, демонтаж некапитальных строений, сооружений
- в том числе нестационарных торговых объектов
- элементов благоустройства
- объектов сопутствующей инфраструктуры
Перечень допустимых некапитальных строений
- утверждается Правительством РФ
- включает объекты:
- для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
- для целей культурного развития и экологического просвещения
- для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания
- для организации и осуществления передвижения посетителей
- для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
- для обеспечения функционирования перечисленных объектов
5. Туристско-рекреационная деятельность в особых экономических зонах. Обязанности действующих арендаторов ЗУ
На основании Закона №77-ФЗ внесено дополнение в Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07. 2005 – в виде новой статьи 37_2. «Переходные положения»:
- резиденты особых экономических зон осуществляют туристско-рекреационную деятельность
- на основании соглашений такой деятельности, заключённых в порядке, предусмотренном ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
- с соблюдением режима особой охраны соответствующего национального парка
- в том числе установленной предельно допустимой его рекреационной ёмкости при осуществлении туризма
Все арендаторы ЗУ, заключившие соглашения до 1 сентября 2023 года:
- обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности:
- в течение 1 года со дня утверждения плана рекреационной деятельности
- соглашения со старыми арендаторами будут заключаться без проведения торгов
- в случае отсутствия соглашения – договор аренды на земельный участок будет расторгнут
Для заключения соглашения арендатору земельного участка нужно подать заявление о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в уполномоченный орган – с указанием следующих сведений:
- для юридического лица:
- полное и (при наличии) сокращённое наименования
- организационно-правовая форма
- юридический адрес
- адрес места нахождения
- банковские реквизиты
- для физического лица и индивидуального предпринимателя
- фамилия, имя и отчество (при наличии)
- адрес места жительства
- наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность
- банковские реквизиты
- площадь, местоположение и границы ЗУ
- данные о договоре аренды ЗУ
- описание осуществляемой экономической и иной деятельности на арендованном ЗУ
К заявлению о заключении соглашения необходимо приложит следующие документы:
- для юридического лица:
- выписка из ЕГРЮЛ
- или копия выписки, удостоверенная в установленном порядке
- для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
- или копия выписки, удостоверенная в установленном порядке
- для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
- копия документа, удостоверяющего личность, удостоверенная в установленном порядке
- документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате за ЗУ
- выписка из ЕГРН об арендованном ЗУ
- выписка из ЕГРН об объектах капитального строительства: возведенных на арендованном ЗУ (при наличии таких объектов)
- в случае отсутствия либо непредоставления документов об объектах недвижимости – заявитель предоставляет (с указанием местоположения, описанием их параметров), перечень объектов, возведённых на арендованном земельном участке, составленный в свободной форме:
- объектов капитального строительства
- некапитальных строений
- сооружений
- нестационарных торговых объектов
- элементов благоустройства
- объектов сопутствующей инфраструктуры
- документы, подтверждающие проведение арендатором земельного участка:
- ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде
- соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с ФГБУ, осуществляющим управление соответствующим национальным парком
Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов – не более 30 дней со дня их получения уполномоченным органом.
По результатам рассмотрения заявления о заключении соглашения уполномоченным органом принимается:
- или решение о заключении соглашения – содержит:
- сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя)
- кадастровый номер, площадь и местоположение земельного участкав)
- вид разрешённого использования земельного участка
- или мотивированное решение об отказе в заключении соглашения – по основаниям:
- несоответствие режиму особой охраны соответствующего национального парка возведённых на арендованном ЗУ:
- объектов капитального строительства
- некапитальных строений
- сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
- элементов благоустройства
- объектов сопутствующей инфраструктуры
- наличие задолженности по арендной плате за земельный участок
- невыполнение арендатором ЗУ условий заключённого договора аренды
- несоблюдение режима особой охраны национального парка
- непроведение арендатором ЗУ ежегодных мероприятий:
- по предупреждению причинения вреда окружающей среде
- по соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков
- наличие у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных арендатором земельного участка нарушениях:
- законодательства РФ в области охраны окружающей среды
- законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях
- несоответствие режиму особой охраны соответствующего национального парка возведённых на арендованном ЗУ:
Полезно знать
- Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
- Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
- Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
- Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
- Археологическая разведка на земельных участках перед началом строительства ОКС – здесь
- Условия выкупа без торгов арендованных государственных или муниципальных участков – в 2023 году – здесь
- Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
- Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
- Вспомогательные строения и сооружения. Критерии отнесения построек на участках к таким объектам – 2023 – здесь
- Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь