Обременение земельного участка – археологическая разведка


Содержание

  1. Случаи проведения собственниками ЗУ историко-культурной экспертизы перед строительством
  2. Законодательство о проведении ГИКЭ
  3. Археологические исследования
  4. Положение о проведения ГИКЭ (археологической разведки)
  5. Перспективы проведения/непроведения ГИКЭ и археологической разведки – 2023

1. Случаи проведения собственниками ЗУ историко-культурной экспертизы перед строительством

 

Локация земельного участка (ЗУ) вблизи объекта культурного наследия (ОКН) определяет условия его использования в соответствии с режимом зон охраны, установленными для ОКН (статья 34 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2002) 

В ряде случаев ситуация, связанная с расположением на участке ОКН, осталась не выясненной. Неизвестно – есть или нет на нём объект, представляющий собой историко-культурную ценность. При этом органы охраны объектов культурного наследия не имеют данных об отсутствии ОКН, их включении в реестр выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН:

  • на земельных участках (ЗУ)
  • на землях лесного фонда
  • в границах водных объектов и их частей

К хозяйственному освоению и застройке наделов, расположенных на указанных территориях, собственники ЗУ смогут приступить только после получения «вердикта» о том, что всем этим можно будет заниматься после предоставления обоснований, исключающих присутствие ОКН. Потому в документах, касающихся особенностей застройки и приобретения ЗУ:

  • в разрешениях на строительство (РНС)
  • в градостроительных планах земельных участков  (ГПЗУ)
  • в извещениях о проведении аукционов по продаже земельных участков (ЗУ), находящихся в государственной собственности, предназначенных для строительства

вводится обременение, указывающее на необходимость проведения дополнительной оценки земельных участков, к которой нужно привлечь экспертов в сфере археологии, получить их квалифицированное заключение. Соответственно, застройщику выдвигаются требования:

  1. обеспечить проведение и финансирование государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ
    • ГИКЭ проводится путём археологических исследований (разведок)
    • работы по проведению археологической разведки выполняются на основании договора, заключённого с экспертом и оплачиваются за счёт средств застройщика
  2. представить в орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ для согласования подготовленного заключение ГИКЭ земельного участка

Пример

Извещение о проведении аукциона по продаже муниципального земельного участка для ведения ЛПХ  в черте населённого пункта, изданное Песоцким СП Демянского района Новгородской области, которое содержит(подробности – здесь):

  1. сведения об ограничениях ЗУ, связанных с локацией ЗУ на территории ОКН:
    • в зоне расположения выявленного ОКН (памятника археологии) «Грунтовый могильник, XI-XIII вв.»
    • с неустановленными границами территории памятника археологии
  2. требование о представлении в Инспекцию государственной охраны ОКН Новгородской области заключения ГИКЭ земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ

Если в процессе ГИКЭ в границах ЗУ будут обнаружены объекты, обладающие признаками объекта археологического наследия (ОАН), у застройщика появятся дополнительные задачи, требующие решения в обязательном порядке:

  1. разработка материалов в составе проектной документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности ОКН, включающие оценку воздействия проводимых работ на ОКН
    • раздел об обеспечении сохранности ОКН
    • проект обеспечения сохранности ОКН
    • план проведения спасательных археологических полевых работ
  2. получение заключения ГИКЭ проекта или раздела документации, обосновывающему меры по обеспечению сохранности ОКН: 
    • для направления на согласование данного заключения совместно с проектной документацией:
      • в орган охраны культурного наследия субъекта РФ
      • в орган местного самоуправления (в случае, если он наделён полномочиями на такую деятельность)   
  3. обеспечение реализации  документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности ОКН

 

Суть указанных требований 

 

Всё, изложенное выше, означает, что индивидуальный застройщик перед началом проектирования/строительства ОКС и выходом на строительную площадку обязан:

  • обладать сведениями о наличии ОКН или его фрагментов на земельном участке
  • обеспечить проведение ГИКЭ – в случае установления необходимости этой процедуры:
    • органом государственной охраны культурного наследия субъекта РФ
    • органом местного самоуправления – в случае, если он уполномочен на это    

Первым шагом для этого должно стать направление запроса в орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ – для получения информации (заключения): 

  1. о возможности строительства/реконструкции ОКС на земельном участке в соответствии с установленными режимами
  2. о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) земельного участка 

Игнорирование процедуры выполнения экспертизы, в итоге, после строительства ОКС без соблюдения мер, обеспечивающих сохранение ОКН, может повлечь нанесение ущерба памятнику и, соответственно, привести к дополнительным финансовым нагрузкам из-за штрафов или к более серьёзным мерам ответственности.

2. Законодательство о проведении ГИКЭ 

 

Проведению государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) путём археологических натурных исследований подвергаются территории, отведённые под строительные работы:

  1. земельные участки, подлежащие воздействию:
    • земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ по использованию лесов – к таким работам относятся:
      • строительство ОКС
      • обработка участка с целью ведения с/х работ
    • иных видов работ
  2. земельные участки, ранее не исследованные на предмет наличия ОКН (в том числе археологических) – по которым орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ не имеют сведений об отсутствии в границах ЗУ:
    • ОКН, включённых в реестр объектов культурного наследия 
    • выявленных ОКН
    • объектов, обладающих признаками ОКН

Указанные положения установлены Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№73-ФЗ от 25.06.2002):

1. Статья 28

В абзаце 9 статьи определено, что ГИКЭ::

  1. позволяет установить факт наличия/отсутствия на определённой территории:
    • ОКН, включённых в реестр объектов культурного наследия
    • выявленных ОКН
    • объектов, обладающих признаками ОКН
  2. необходима только в случае, при котором орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии ОКН на испрашиваемом/застраиваемом ЗУ
    • определения факта отсутствия объектов, обладающих признаками ОКН, невозможно без проведения ГИКЭ
  3. выполняется для следующих задач: 
    • уточнение сведений об ОКН, включённом в реестр, о выявленном ОКН
    • обеспечение сохранности при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
      • ОКН, включённых в реестр, выявленных объектов культурного наследия
      • объектов, обладающих признаками ОКН и включённых в соответствующий реестр

2. Статья 30

Устанавливает, что  объектами ГИКЭ, в частности, являются:

  1. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
  2. документация, содержащая результаты исследований, по итогам которых определяется наличие/отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН в границах территории ОКН или на ЗУ, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории ОКН:
    • ОКН, включённого в реестр
    • выявленного ОКН
    • объекта, обладающего признаками ОКН

3. Статья 31

Устанавливает следующее:

  1. порядок проведения ГИКЭ на земельных участках, землях лесного фонда, водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ путём археологической разведки:
    • определяется в соответствии со статьей 45.1
    • выполняются археологические полевые работы по выявлению и изучению ОАН
  2. археологическая разведка:
    • проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект, обладающий признаками ОКН 
    • оплачивается заказчиком работ, связанных с археологической разведкой
  3. размер оплаты ГИКЭ устанавливается:
    1. для ОКН федерального значения – Правительством РФ
    2. органом госвласти субъекта РФ, который уполномочен законом данного субъекта РФ, – для следующих объектов экспертизы:
      • ОКН регионального значения
      • ОКН местного (муниципального) значения
      • выявленные ОКН
      • объекты, представляющие собой историко-культурную ценность
      • объекты, обладающие признаками ОКН
      • земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению

4. Статья 32

В пунктах 1, 2, 4 статьи указывается, что Заключение ГИКЭ:

  • оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований
  • является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия
    • решения о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
    • других решений, вытекающих из заключения ГИКЭ

5. Статья 36

Основные положения статьи:

  1. проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются на земельных участках при отсутствии на территории:
    • ОКН, включённых в реестр
    • выявленных объектов культурного наследия
    • объектов, обладающих признаками ОКН
  2. изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории ОКН, включённого в реестр, проводятся при условии соблюдения:
    • требований к осуществлению деятельности в границах территории ОКН
    • особого режима использования ЗУ, в границах которого располагается объект археологического наследия (ОАН)
  3. строительные и иные работы на ЗУ, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории ОКН проводятся:
    • при наличии в проектной документации, согласованных с региональным органом охраны ОКН:
      • разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия
      • или разделов о проведении спасательных археологических полевых работ
      • или проекта обеспечения сохранности ОКН
      • или плана проведения спасательных археологических полевых ОКН
    • при условии реализации обязательных разделов об обеспечении сохранности ОКН в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности ОКН, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные ОКН:
      • техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства
      • заказчиками других видов работ
      • лицом, проводящим указанные работы 
  4. при обнаружении в ходе изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ объекта, обладающего признаками ОКН (в том числе ОАН), – технический заказчик (застройщик) ОКС, лицо, проводящее указанные работы, обязаны:
    • незамедлительно приостановить работы
    • в течение 3 дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны ОКН заявление об обнаруженном объекте:
      • или письменное заявление
      • или заявление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
    • передать государству археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ:
      • в порядке, установленном федеральным органом охраны ОКН

6. Статья 45.1

Регулирует порядок проведения археологических полевых работ 

  1. археологические полевые работы по выявлению и изучению ОАН проводятся на основании разрешения в форме открытого листа – (пункты 1–6.1 статьи 45.1
  2. открытый лист:
    • выдаётся федеральным органом охраны ОКН (в соответствии с заключением Института археологии РАН) – сроком не более чем на 1 год
    • подтверждает право на проведение одного из видов археологических полевых работ
  3. разрешение (открытый лист) предоставляется эксперту – физическому лицу:
    • обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми:
      • для проведения археологических полевых работ
      • для подготовки научного отчёта о выполненных археологических полевых работах
    • состоящему в трудовых отношениях с юридическим лицом, целью деятельности которого, по Уставу, являются:
      • проведение археологических полевых работ
      • научные исследования, связанные с проведением археологических полевых работ
      • выявление и сбор артефактов, музейных предметов и коллекций
  4. исполнитель археологических полевых работ в течение 3 лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязан передать в государственную часть Музейного фонда РФ все изъятые археологические предметы:
    • включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность

Заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36 и 45.1 Закона №73-ФЗ обязан: 

  1. обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Закона №73-ФЗ;
  2. представить в государственный орган охраны ОКН документацию:
    • подготовленную на основе археологических полевых работ
    • содержащую:
      • результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие/отсутствие на земельном участке объектов, обладающих признаками ОКН, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ
      • заключение ГИКЭ по указанной документации (либо ГИКЭ земельного участка) –  готовится в виде акта

Разработка в составе проектной документации:

  • или раздела об обеспечении сохранности выявленного ОКН
    • или раздела о проведении спасательных археологических полевых работ
  • или проекта обеспечения сохранности выявленного ОКН
  • или плана проведения спасательных археологических полевых работ

включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, выполняется застройщиком ЗУ в следующих случаях:

  • выявленный ОКН расположен в зоне хозяйственного освоения определённого объекта
  • в границе ЗУ, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, обнаружены объекты, обладающие признаками ОАН

Старт проектных разработок начинатся после принятия государственным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении данного объекта в перечень выявленных ОКН.

Далее застройщик обязан:

  1. согласовать проектную документацию с государственным органом охраны ОКН
  2. обеспечить реализацию согласованной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного ОКН

3. Археологические исследования

 

3.1. Виды археологических полевых работ

 

Задача археологических натурных исследований ЗУ, проводимых перед началом строительства, – обнаружение в культурном слое археологических предметов, обладающих исторической ценностью.

1. Археологические разведки

Такие разведки – первый этап для выявления всех памятников, позволяющий:

  • установить насыщенность территории памятниками ОКН
  • составить программу действий по сохранению ОКН:
    • например – комплексного полного изучения всех памятников, которым угрожает намечаемая хозяйственная деятельность)

Археологическик разведки:

  • проводятся на поверхности земли или под водой 
  • используется для поиска, а также научной фиксации памятников:
    • выявление объектов археологического наследия (ОАН)
    • уточнение сведений об ОАН
    • планирование мероприятий по обеспечению сохранности ОАН
  • предусматривают полевые и камеральные работы:
    • изучение сведений об объекте
    • визуальный осмотр участка
    • проведение научных исследований объектов археологического наследия (ОАН)
      • без осуществления земляных работ
      • с осуществлением локальных земляных работ

Локальные земляные работы (раскопы) проводятся при необходимости:

  1. выполняется закладка шурфов, бурение, рытьё траншей
    • общая площадь раскопов – не более 20 м2 на каждом объекте археологического наследия
  2. исследуется культурный слой:
    • с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов

Итог проведения археологических разведок – решение ряда задач:

  1. составление карты расположения памятников
  2. описание состояния поверхности объектов
  3. сбор подъёмного материала и его фиксация
  4. описание характеристики природной обстановки и вероятность изменения условий памятника по естественно-природным или антропогенным причинам
  5. определение культурных отложений на памятнике, если оно относится к категории поселенческих
  6. подсчет ОКН с составлением схемы их расположения
  7. опрос местных жителей об известных им археологических памятниках в данной местности и обо всех случайных находках

2. Археологические раскопки

  • проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований ОАН – в целях изучения и сохранения ОАН
  • выполняются посредством земляных и связанных с ними работ
    • в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов

3. Археологические наблюдения

  • проведение научных исследований на повреждённых участках территорий объектов археологического наследия
  • цель наблюдений – выявление:
    • археологических предметов
    • сохранившихся участков культурного слоя
    • и (или) конструктивных составляющих ОАН, исследуемых методами археологических раскопок 

Полезные сведения

  1. cтатья 3 Закона №73-ФЗ от 25.06.2002) 
    • под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы
    • археологические предметы – движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых, независимо от обстоятельств их обнаружения, являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате раскопок или находок 
    • примечание:
      • археологический предмет – основной признак культурного слоя
      • археологический предмет может быть определён без определения культурного слоя, а культурный слой без определения археологического предмета – нет
  2. разрушение культурного слоя карается уголовной статьей, внушительными штрафами и конфискацией оборудования, как и факт незаконного поиска и изъятия археологических предметов (статья 243.2 УК РФ) 
  3. за незаконный оборот археологических предметов предусмотрена ответственность:
    • наложение административного штрафа с конфискацией археологических предметов  (статья 7.15.1 КоАП РФ) 
  4. при обнаружении археологической находки необходимо сразу же уведомить об этом департамент (комитет, управление, инспекцию) по охране памятников
  5. объект, обладающий признаками ОАН самостоятельно исследовать нельзя – на это имеют право только лица, получившие разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

Своевременно проведённые археологические работы предотвращают повреждение памятников истории и культуры при строительстве:

  • изыскания выполняются только в том случае, если в органе государственной охраны ОКН субъекта РФ нет сведений о наличии или отсутствии ОКН на конкретной территории. 
  • проведение археологических изысканий обязательно, если участок имеет историческую значимость

Невыполнение правил, регулирующих порядок исследований, а также повреждение ОКН (в том числе ценных археологических находок, имеющих культурно-историческую ценность), предусматривает административную или уголовную ответственность

Археологические и строительные работы на исторических землях контролируются государственными органами. Самовольное исследование или строительство наказывается штрафом. Нарушение требований по организации работ чревато принудительным изъятием земельного участка у собственника.

При любом формате археологических разведок все обнаруженные памятники археологического наследия (ОАН) подлежат постановке на государственный учёт:

  • с оформлением соответствующих документов в виде карт, описаний
  • с составленикм государственного паспорта памятника истории и культуры РФ

3.2. Заказчик археологической разведки

 

Заказчиком ГИКЭ путём археологической разведки является собственник земельного участка, планирующий его застройку или хозяйственное освоение:

  • орган государственной власти
  • орган местного самоуправления
  • юридическое или физическое лицо

Для оформления заказа на проведение ГИКЭ  необходимо обратиться:

  • или к эксперту, получившему аттестацию Минкультуры России:
    • реестр аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы – здесь 
    • услуга оказывается исключительно в электронном виде
  • или в организации, в которых:
    • уставными целями деятельности является проведение археологических полевых работ
    • аттестованные эксперты состоят в трудовых отношениях с организауией

Если неизвестно, есть ли на конкретной территории что-то «памятное археологическое», перед началом любого строительства необходимо:

  1. изучить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и проверить, нет ли обременений, связанных с наличием существующего, выявленного или предполагаемого ОКН
  2. если участок находится вблизи ОКН, необходимо соблюдать правила строительства, прописанные в ГПЗУ
  3. для участков, по которым не проводились исследования и, соответственно, у органа по охране ОКН нет сведений о том, является или нет земельный участок частью памятника культуры, – потребуется подготовить акт ГИКЭ (заключение):
    • заключение ГИКЭ является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия
      • решения о возможности проведения работ
      • иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы

Если в ходе археологической экспертизы обнаруживаются ОАН, застройщику необходимо подготовить проектную документацию, в которую должен быть включён раздел с описанием мер, направленных на сохранение ОКН.

Пример результатов ГИКЭ 

Объект, исследуемый в процессе ГИКЭ, – земельный участок:

  • расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, наб. р. Фонтанки, д. 104
  • подлежащий воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ
  • по которому в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры  (КГИОП) Санкт-Петербурга нет данных об отсутствии на участке:
    • ОКН, включённых в реестр
    • выявленных ОКН
    • объектов, обладающих признаками ОКН  

По результатам проведённых полевых археологических исследований (разведка) на исследуемом земельном участке:

  1. не выявлены:
    • ОАН
    • объекты, обладающие признаками ОКН (в том числе археологические), подлежащие сохранению на месте обнаружения
  2. подготовлено положительное заключение ГИКЭ – однозначный вывод о возможности проведения на участке земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ

4. Положение о проведении государственной историко-культурной экспертизы
 

Регламент проведения ГИКЭ

  • установлен статьёй 45.1 Закона №73-ФЗ 
  • конкретизирован в Положении о государственной историко-культурной экспертизе

Положение о проведении ГИКЭ

  1. утверждено Постановлением Правительства РФ (№ 569 от 15.07. 2009)
  2. определяет:
    • последовательность этаповГИКЭ
    • требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов
    • перечень  документов, представляемых экспертам, порядок их рассмотрения
    • порядок:
      • проведения иных исследований в рамках экспертизы
      • определения размера оплаты экспертизы, касающейся ОКН федерального значения
      • назначения повторной экспертизы

 

4.1. Основные темы Положения о проведении ГИКЭ

 

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица (заказчика):

  • органа государственной власти
  • органа местного самоуправления
  • юридического или физического лица

Основание для проведения ГИКЭ – договор между заказчиком и аттестованным экспертом:

  • заключается в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством РФ
  • при проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них

Аттестацию экспертов осуществляет Министерство культуры РФ.

Экспертиза проводится одним экспертом или экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы:

  • одним экспертом – для следующих объектов экспертизы:
    1. выявленные ОКН 
    2. документы, обосновывающие включение  ОКН в реестр
    3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения ОКН
    4. документы, обосновывающие отнесение ОКН:
      • к историко-культурным заповедникам
      • к особо ценным ОКН народов РФ
      • к объектам всемирного культурного и природного наследия
    5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а такде работ по использованию лесов
      • если указанные земли расположены в утверждённых границах территорий ОКН
      • примечание
        • ГИКЭ проводится путём археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) открытого листа, а в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица – пр условии получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом
    6. документация с результатами исследований, в соответствии с которыми определяется наличие/отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов
      • за исключением научных отчётов о выполненных археологических полевых работах
    7. документация или разделы документации, обосновывающие  меры по обеспечению сохранности ОКН:
      • включённого в реестр, выявленного ОКН
      • объекта, обладающего признаками ОКН
        • при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ. и работ по использованию лесов и иных работ 
  • экспертной комиссией – для следующих объектов экспертизы:
    • документы, обосновывающие исключение ОКН из реестра
    • проекты зон охраны ОКН
    • проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН
    • документация, обосновывающая границы защитной зоны ОКН

 

4.2. Документы для проведения ГИКЭ

 

Экспертиза проводится в зависимости от её целей – на основе следующих материалов и документов (для всех видов ГИКЭ):

  1. материалы, содержащие информацию о ценности объекта – с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры
  2. фотографические изображения объекта – на момент заключения договора на проведение экспертизы
  3. проекты зон охраны ОКН
  4. копия паспорта ОКН
  5. копия охранного обязательства собственника ОКН
    • охранно-арендного договора
    • охранного договора
  6. копия решения органа государственной власти о включении ОКН в реестр
  7. копии решения органа государственной власти об утверждении
    • границ территории ОКН
    • правового режима ЗУ в указанных границах
  8. историко-культурный опорный план (или его фрагмент) – для расположенных в границах исторического поселения:
    • объектов недвижимости
    • зон охраны ОКН
  9. историко-культурный опорный план (или его фрагмент)
    • или иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника
  10. проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН
  11. документы, обосновывающие воссоздание утраченного ОКН
  12. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права:
    • на ОКН
    • и/или на ЗУ в границах территории ОКН
  13. выписка из ЕГРН, содержащая сведения о зарегистрированных правах
    • на ОКН
    • и/или на ЗУ в границах территории ОКН
  14. сведения об ОКН и о ЗУ в границах его территории, внесённых в ГКН
    • копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок
  15. копия технического паспорта на ОКН и (или) его поэтажного плана:
    • с указанием размеров
    • с приведением экспликации помещений
  16. копия акта (актов) органа государственной власти об утверждении
    • границ зон охраны ОКН
    • режимов использования земель
    • градостроительных регламентов в границах данных зон
  17. сведения о зонах охраны ОКН  и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесённых в ГКН
    • копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок
  18. схема расположения ЗУ на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  19. копия градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
  20. сведения о прекращении существования утраченного ОКН, внесённых в ГКН
    • а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учёта объекта недвижимости, являющегося ОКН
  21. документация, обосновывающая границы защитной зоны ОКН

 

4.3. Заключение экспертизы

 

  • оформляется в электронном виде
  • подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
  • готовится в виде акта, в котором указываются:
    1. дата начала и дата окончания проведения экспертизы
    2. место проведения экспертизы
    3. заказчик экспертизы
    4.  сведения об эксперте (экспертах)
    5. информация о том, что эксперт (эксперты) несёт ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении
    6. цели и объекты экспертизы
    7. перечень документов, представленных заявителем
      • при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения
    8. сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы:
      • при наличии таких обстоятельств
    9. сведения о проведенных исследованиях – с указанием: 
      • применённых методов
      • объёма и характера выполненных работ
      • результатов выполненных работ 
    10. факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведённых исследований
    11. перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для неё специальной, технической и справочной литературы
    12. обоснование вывода экспертизы
    13. вывод экспертизы
    14. перечень приложений к заключению экспертизы
    15. дата оформления заключения экспертизы
      • является датой подписания заключения
        • или экспертом, индивидуально проводившим экспертизу
        • или членами экспертной комиссии

 

4.4. Содержание  выводов в заключении ГИКЭ

 

1. Однозначный вывод об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

  • включения ОКН в реестр
  • определения категории историко-культурного значения ОКН
  • исключения ОКН из реестра
  • изменения категории историко-культурного значения ОКН
  • отнесения ОКН
    • к особо ценным ОКН народов Российской Федерации
    • к объектам всемирного культурного и природного наследия

2. Уточнение сведений:

  • в части уточнения наименования: 
    • об ОКН, включённого в реестр
    • о выявленном ОКН 
  • в части времени возникновения или даты создания ОКН, дат основных изменений (перестроек) ОКН и (или) дат связанных с ним исторических событий):
    • об ОКН, включённом в реестр
    • о выявленном ОКН
    • о составе ОКН, включённого в реестр, имеющего вид «ансамбль»
      • в случае, если состав такого ансамбля не был определён (указан) в решении органа государственной власти об отнесении такого объекта к памятникам истории и культуры или в решении о включении ансамбля в реестр

3. Однозначный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов и иных работ – при определении отсутствия/наличия выявленных ОАН:

  • на земельных участках
  • на землях лесного фонда
  • в границах водных объектов или их частей

4. Однозначный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности ОКН при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов и иных работ:

  • ОКН, включённых в реестр выявленных объектов культурного наследия
  • объектов, обладающих признаками ОКН

5. Однозначный вывод о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства РФ в области государственной охраны ОКН:

  • к градостроительным регламентам:
    • в границах территорий зон охраны ОКН
    • в границах территории достопримечательного места
  • к осуществлению деятельности в границах территории, на которой расположен ОАН 
    • достопримечательное место
    • особый режим использования ЗУ
    • водный объект или его части
  • к установлению границ территорий:
    • зон охраны ОКН
    • особых режимов использования земель в границах зон охраны ОКН
  • к проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН
  • к установлению защитной зоны ОКН

 

5. Перспективы проведения/непроведения ГИКЭ и археологической разведки – 2023 

 

5.1.  Официальное мнение Правительства РФ о критериях определения наличия ОКН на участках планируемого строительства 

 

При решении вопроса о необходимости проведения ГИКЭ земельных участков органам охранаам ОКН приходится преодолевать существенную проблему – отсутствие критериев определения того, есть ли объекты, обладающие признаками ОАН, на территории, которую планируется отдать под хозяйственную деятельность ( в том числе – под застройку).

Попыток справиться с этой проблемой на государственном уровне предпринято немало. Последняя из них – разработка проекта постановления Правительства РФ «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…» (здесь – загрузка длительная): 

  • цель подготовки нормативного документа:
    • реализация положений, предусмотренных частью 3 статьи 12 Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 01.05.2022)
    • сокращение административных барьеров, связанных с проведением ГИКЭ и археологической разведки при выполнении изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ от 25.06. 2002   
  • разработчик – Минкультуры России
  • текущий этап рассмотрения проекта постановления:
    • завершение публичных обсуждений 
    • подготовка к рассмотрению в Правительстве РФ

Проектом постановления предполагается:

  1. вывести за рамки ГИКЭ те земельные участки, оценка которых на перспективность выявления ОАН ранее не осуществлялась – при условии, что воздействие планируемых работ не может повредить такие объекты
  2. определить виды работ, воздействие которых на земли или водные объекты может повредить находящиеся под землёй или под водой объекты археологического наследия (ОАН)

Срок действия планируемых норм – до окончательного установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны ОКН имеются основания предполагать наличие на указанных территориях:

  • ОАН
  • объектов, обладающих признаками ОАН

В течение периода актуальности будущего постановления будут учитываться и применяться следующие нормы определения наличия/отсутствия объектов, обладающих признаками ОАН:

1. Не требуется:

определять наличия или отсутствия на ЗУ, в том числе на лесных участках, либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками ОАН,– в случаях:

  • если планируемые работы не относятся к видам работ, воздействие которых на земли или водные объекты, их части, может повредить ОАН, находящиеся под землёй или под водой
  • если на земельных участках, в том числе на лесных участках, либо водных объектах или их частях (за исключением территорий ОАН) ранее обнаружены:
    • объекты, обладающие признаками ОАН
    • и/или археологические предметы

2. Не будут проводиться:

  • исследования архивно-библиографических, музейных и иных материалов о таких объектах и предмета:
    • объекты, обладающие признаками ОАН
    • и/или археологические предметы
  • ГИКЭ в целях определения наличия или отсутствия ОКН
    • на земельных участках
    • на водных объектах или их частях 
  • ГИКЭ на лесных участках, либо водных объектах или их частях с расположенными на них объектами, обладающих признаками ОАН

3. Археологическая разведка будет проводиться только в случае принятия решения:

  • заказчиком работ
  • техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства

4. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками ОАН, должны проводиться:

  • ГИКЭ 
    • только в случае обнаружения объекта в ходе проведения изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ
  • археологическая разведка в пределах места обнаружения объекта
    • если такая разведка не проводилась по решению заказчика указанных работ, технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства;

Проектом постановления определены виды работ, воздействие которых на земли или водные объекты, их части, может повредить ОАН, находящиеся под землей или под водой:

  • корчёвка пней при лесовосстановлении
  • земляные работы, в том числе выполняемые в составе иных видов работ, связанные с заглублением в грунт с глубиной погружения более чем на 0.5 м:
    • кроме земляных работ:
      • связанных с прокладкой инженерных коммуникаций в существующих каналах, тоннелях, коммуникационных коллекторах
      • связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог в границах их полосы отвода
      • выполняемых в границах существующих фундаментов и опор зданий, строений, сооружений
  • работы, выполняемые с использованием:
    • взрывных технологий
    • тяжёлых ударных механизмов, массой свыше 10 тонн
  • работы, связанные с изменением дна в границах водных объектов:
    • дноуглубительные, гидротехнические, взрывные, буровые и другие 

 

5.2. Самая «соль» постановления

 

В проекте постановления разъясняется, как будет вправе поступить заказчик работ (он же чаще всего – застройщик) при выходе на стройплощадку:

  1. если речь идет о поверхностных работах, которые не должны повредить находящиеся в земле артефакты – заказчик вообще не обязан определять, есть ли там что-то ценное для культуры, истории и науки
    • в документе приведён список «травмирующих» работ, проведение которых приведёт к обратному эффекту – необходимости выполнения экспертизы в целях определения мер защиты ОАН  
  2. если ранее на территории, где планируется строительство, уже нашли нечто, обладающее признаками археологической ценности – застройщик не обязан проводить:
    • ни архивные и музейные исследования
    • ни государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ), а археологическую разведку – по желанию
  3. археологическая разведка и ГИКЭ становятся обязательными только в одном случае – в ходе работ обнаружилась ценная находка:
    • строительные работы при этом немедленно останавливаются
    • о находке нужно сообщить в орган охраны ОКН
  4. если на территории ранее не были обнаружены археологические ценные объекты (их никогда не искали или искали, но не нашли) – никаких исследований не требуется
  5. в случае обнаружения неожиданной находки – проводится ГИКЭ, а решение о выполнении археологической разведки принимает застройщик

 

Полезно знать

 

  1. Межевой план – защитник границ земельного участка. Функции плана. Порядок подготовки – 2024 – здесь
  2. Фермерское хозяйствование – с/х бизнес. От выбора ниши до регистрации КФХ по правилам 2024 года – здесь
  3. Необычные налоги былых и нынешних времён. Закон Метабо с налогом на ожирение – здесь
  4. Основные ВРИ ЗУ – базовые направления деятельности в территориальных зонах ПЗЗ – здесь
  5. Условно разрешённый вид использования земельного участка (УРВИ ЗУ) – порядок получения – здесь
  6. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  7. Задача – купить участок. Что нужно учесть при его выборе – 2024 – здесь
  8. Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
  9. Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
  10. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь

 


Поделиться:






наверх