Обременение земельного участка – археологическая разведка
Содержание
- Случаи проведения собственниками ЗУ историко-культурной экспертизы перед строительством
- Законодательство о проведении ГИКЭ
- Археологические исследования
- Положение о проведения ГИКЭ (археологической разведки)
- Перспективы проведения/непроведения ГИКЭ и археологической разведки – 2023
1. Случаи проведения собственниками ЗУ историко-культурной экспертизы перед строительством
Локация земельного участка (ЗУ) вблизи объекта культурного наследия (ОКН) определяет условия его использования в соответствии с режимом зон охраны, установленными для ОКН (статья 34 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2002)
В ряде случаев ситуация, связанная с расположением на участке ОКН, осталась не выясненной. Неизвестно – есть или нет на нём объект, представляющий собой историко-культурную ценность. При этом органы охраны объектов культурного наследия не имеют данных об отсутствии ОКН, их включении в реестр выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН:
- на земельных участках (ЗУ)
- на землях лесного фонда
- в границах водных объектов и их частей
К хозяйственному освоению и застройке наделов, расположенных на указанных территориях, собственники ЗУ смогут приступить только после получения «вердикта» о том, что всем этим можно будет заниматься после предоставления обоснований, исключающих присутствие ОКН. Потому в документах, касающихся особенностей застройки и приобретения ЗУ:
- в разрешениях на строительство (РНС)
- в градостроительных планах земельных участков (ГПЗУ)
- в извещениях о проведении аукционов по продаже земельных участков (ЗУ), находящихся в государственной собственности, предназначенных для строительства
вводится обременение, указывающее на необходимость проведения дополнительной оценки земельных участков, к которой нужно привлечь экспертов в сфере археологии, получить их квалифицированное заключение. Соответственно, застройщику выдвигаются требования:
- обеспечить проведение и финансирование государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ
- ГИКЭ проводится путём археологических исследований (разведок)
- работы по проведению археологической разведки выполняются на основании договора, заключённого с экспертом и оплачиваются за счёт средств застройщика
- представить в орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ для согласования подготовленного заключение ГИКЭ земельного участка
Пример
Извещение о проведении аукциона по продаже муниципального земельного участка для ведения ЛПХ в черте населённого пункта, изданное Песоцким СП Демянского района Новгородской области, которое содержит(подробности – здесь):
- сведения об ограничениях ЗУ, связанных с локацией ЗУ на территории ОКН:
- в зоне расположения выявленного ОКН (памятника археологии) «Грунтовый могильник, XI-XIII вв.»
- с неустановленными границами территории памятника археологии
- требование о представлении в Инспекцию государственной охраны ОКН Новгородской области заключения ГИКЭ земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ
Если в процессе ГИКЭ в границах ЗУ будут обнаружены объекты, обладающие признаками объекта археологического наследия (ОАН), у застройщика появятся дополнительные задачи, требующие решения в обязательном порядке:
- разработка материалов в составе проектной документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности ОКН, включающие оценку воздействия проводимых работ на ОКН
- раздел об обеспечении сохранности ОКН
- проект обеспечения сохранности ОКН
- план проведения спасательных археологических полевых работ
- получение заключения ГИКЭ проекта или раздела документации, обосновывающему меры по обеспечению сохранности ОКН:
- для направления на согласование данного заключения совместно с проектной документацией:
- в орган охраны культурного наследия субъекта РФ
- в орган местного самоуправления (в случае, если он наделён полномочиями на такую деятельность)
- для направления на согласование данного заключения совместно с проектной документацией:
- обеспечение реализации документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности ОКН
Суть указанных требований
Всё, изложенное выше, означает, что индивидуальный застройщик перед началом проектирования/строительства ОКС и выходом на строительную площадку обязан:
- обладать сведениями о наличии ОКН или его фрагментов на земельном участке
- обеспечить проведение ГИКЭ – в случае установления необходимости этой процедуры:
- органом государственной охраны культурного наследия субъекта РФ
- органом местного самоуправления – в случае, если он уполномочен на это
Первым шагом для этого должно стать направление запроса в орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ – для получения информации (заключения):
- о возможности строительства/реконструкции ОКС на земельном участке в соответствии с установленными режимами
- о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) земельного участка
Игнорирование процедуры выполнения экспертизы, в итоге, после строительства ОКС без соблюдения мер, обеспечивающих сохранение ОКН, может повлечь нанесение ущерба памятнику и, соответственно, привести к дополнительным финансовым нагрузкам из-за штрафов или к более серьёзным мерам ответственности.
2. Законодательство о проведении ГИКЭ
Проведению государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) путём археологических натурных исследований подвергаются территории, отведённые под строительные работы:
- земельные участки, подлежащие воздействию:
- земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ по использованию лесов – к таким работам относятся:
- строительство ОКС
- обработка участка с целью ведения с/х работ
- иных видов работ
- земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ по использованию лесов – к таким работам относятся:
- земельные участки, ранее не исследованные на предмет наличия ОКН (в том числе археологических) – по которым орган государственной охраны культурного наследия субъекта РФ не имеют сведений об отсутствии в границах ЗУ:
- ОКН, включённых в реестр объектов культурного наследия
- выявленных ОКН
- объектов, обладающих признаками ОКН
Указанные положения установлены Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№73-ФЗ от 25.06.2002):
1. Статья 28
В абзаце 9 статьи определено, что ГИКЭ::
- позволяет установить факт наличия/отсутствия на определённой территории:
- ОКН, включённых в реестр объектов культурного наследия
- выявленных ОКН
- объектов, обладающих признаками ОКН
- необходима только в случае, при котором орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии ОКН на испрашиваемом/застраиваемом ЗУ
- определения факта отсутствия объектов, обладающих признаками ОКН, невозможно без проведения ГИКЭ
- выполняется для следующих задач:
- уточнение сведений об ОКН, включённом в реестр, о выявленном ОКН
- обеспечение сохранности при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
- ОКН, включённых в реестр, выявленных объектов культурного наследия
- объектов, обладающих признаками ОКН и включённых в соответствующий реестр
2. Статья 30
Устанавливает, что объектами ГИКЭ, в частности, являются:
- земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
- документация, содержащая результаты исследований, по итогам которых определяется наличие/отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН в границах территории ОКН или на ЗУ, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории ОКН:
- ОКН, включённого в реестр
- выявленного ОКН
- объекта, обладающего признаками ОКН
3. Статья 31
Устанавливает следующее:
- порядок проведения ГИКЭ на земельных участках, землях лесного фонда, водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ путём археологической разведки:
- определяется в соответствии со статьей 45.1
- выполняются археологические полевые работы по выявлению и изучению ОАН
- археологическая разведка:
- проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект, обладающий признаками ОКН
- оплачивается заказчиком работ, связанных с археологической разведкой
- размер оплаты ГИКЭ устанавливается:
- для ОКН федерального значения – Правительством РФ
- органом госвласти субъекта РФ, который уполномочен законом данного субъекта РФ, – для следующих объектов экспертизы:
- ОКН регионального значения
- ОКН местного (муниципального) значения
- выявленные ОКН
- объекты, представляющие собой историко-культурную ценность
- объекты, обладающие признаками ОКН
- земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению
4. Статья 32
В пунктах 1, 2, 4 статьи указывается, что Заключение ГИКЭ:
- оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований
- является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия
- решения о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
- других решений, вытекающих из заключения ГИКЭ
5. Статья 36
Основные положения статьи:
- проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются на земельных участках при отсутствии на территории:
- ОКН, включённых в реестр
- выявленных объектов культурного наследия
- объектов, обладающих признаками ОКН
- изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории ОКН, включённого в реестр, проводятся при условии соблюдения:
- требований к осуществлению деятельности в границах территории ОКН
- особого режима использования ЗУ, в границах которого располагается объект археологического наследия (ОАН)
- строительные и иные работы на ЗУ, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории ОКН проводятся:
- при наличии в проектной документации, согласованных с региональным органом охраны ОКН:
- разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия
- или разделов о проведении спасательных археологических полевых работ
- или проекта обеспечения сохранности ОКН
- или плана проведения спасательных археологических полевых ОКН
- при условии реализации обязательных разделов об обеспечении сохранности ОКН в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности ОКН, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные ОКН:
- техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства
- заказчиками других видов работ
- лицом, проводящим указанные работы
- при наличии в проектной документации, согласованных с региональным органом охраны ОКН:
- при обнаружении в ходе изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ объекта, обладающего признаками ОКН (в том числе ОАН), – технический заказчик (застройщик) ОКС, лицо, проводящее указанные работы, обязаны:
- незамедлительно приостановить работы
- в течение 3 дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны ОКН заявление об обнаруженном объекте:
- или письменное заявление
- или заявление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
- передать государству археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ:
- в порядке, установленном федеральным органом охраны ОКН
6. Статья 45.1
Регулирует порядок проведения археологических полевых работ
- археологические полевые работы по выявлению и изучению ОАН проводятся на основании разрешения в форме открытого листа – (пункты 1–6.1 статьи 45.1)
- открытый лист:
- выдаётся федеральным органом охраны ОКН (в соответствии с заключением Института археологии РАН) – сроком не более чем на 1 год
- подтверждает право на проведение одного из видов археологических полевых работ
- разрешение (открытый лист) предоставляется эксперту – физическому лицу:
- обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми:
- для проведения археологических полевых работ
- для подготовки научного отчёта о выполненных археологических полевых работах
- состоящему в трудовых отношениях с юридическим лицом, целью деятельности которого, по Уставу, являются:
- проведение археологических полевых работ
- научные исследования, связанные с проведением археологических полевых работ
- выявление и сбор артефактов, музейных предметов и коллекций
- обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми:
- исполнитель археологических полевых работ в течение 3 лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязан передать в государственную часть Музейного фонда РФ все изъятые археологические предметы:
- включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность
Заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36 и 45.1 Закона №73-ФЗ обязан:
- обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Закона №73-ФЗ;
- представить в государственный орган охраны ОКН документацию:
- подготовленную на основе археологических полевых работ
- содержащую:
- результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие/отсутствие на земельном участке объектов, обладающих признаками ОКН, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ
- заключение ГИКЭ по указанной документации (либо ГИКЭ земельного участка) – готовится в виде акта
Разработка в составе проектной документации:
- или раздела об обеспечении сохранности выявленного ОКН
- или раздела о проведении спасательных археологических полевых работ
- или проекта обеспечения сохранности выявленного ОКН
- или плана проведения спасательных археологических полевых работ
включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, выполняется застройщиком ЗУ в следующих случаях:
- выявленный ОКН расположен в зоне хозяйственного освоения определённого объекта
- в границе ЗУ, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, обнаружены объекты, обладающие признаками ОАН
Старт проектных разработок начинатся после принятия государственным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении данного объекта в перечень выявленных ОКН.
Далее застройщик обязан:
- согласовать проектную документацию с государственным органом охраны ОКН
- обеспечить реализацию согласованной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного ОКН
3. Археологические исследования
3.1. Виды археологических полевых работ
Задача археологических натурных исследований ЗУ, проводимых перед началом строительства, – обнаружение в культурном слое археологических предметов, обладающих исторической ценностью.
1. Археологические разведки
Такие разведки – первый этап для выявления всех памятников, позволяющий:
- установить насыщенность территории памятниками ОКН
- составить программу действий по сохранению ОКН:
- например – комплексного полного изучения всех памятников, которым угрожает намечаемая хозяйственная деятельность)
Археологическик разведки:
- проводятся на поверхности земли или под водой
- используется для поиска, а также научной фиксации памятников:
- выявление объектов археологического наследия (ОАН)
- уточнение сведений об ОАН
- планирование мероприятий по обеспечению сохранности ОАН
- предусматривают полевые и камеральные работы:
- изучение сведений об объекте
- визуальный осмотр участка
- проведение научных исследований объектов археологического наследия (ОАН)
- без осуществления земляных работ
- с осуществлением локальных земляных работ
Локальные земляные работы (раскопы) проводятся при необходимости:
- выполняется закладка шурфов, бурение, рытьё траншей
- общая площадь раскопов – не более 20 м2 на каждом объекте археологического наследия
- исследуется культурный слой:
- с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов
Итог проведения археологических разведок – решение ряда задач:
- составление карты расположения памятников
- описание состояния поверхности объектов
- сбор подъёмного материала и его фиксация
- описание характеристики природной обстановки и вероятность изменения условий памятника по естественно-природным или антропогенным причинам
- определение культурных отложений на памятнике, если оно относится к категории поселенческих
- подсчет ОКН с составлением схемы их расположения
- опрос местных жителей об известных им археологических памятниках в данной местности и обо всех случайных находках
2. Археологические раскопки
- проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований ОАН – в целях изучения и сохранения ОАН
- выполняются посредством земляных и связанных с ними работ
- в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов
3. Археологические наблюдения
- проведение научных исследований на повреждённых участках территорий объектов археологического наследия
- цель наблюдений – выявление:
- археологических предметов
- сохранившихся участков культурного слоя
- и (или) конструктивных составляющих ОАН, исследуемых методами археологических раскопок
Полезные сведения
- cтатья 3 Закона №73-ФЗ от 25.06.2002)
- под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы
- археологические предметы – движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых, независимо от обстоятельств их обнаружения, являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате раскопок или находок
- примечание:
- археологический предмет – основной признак культурного слоя
- археологический предмет может быть определён без определения культурного слоя, а культурный слой без определения археологического предмета – нет
- разрушение культурного слоя карается уголовной статьей, внушительными штрафами и конфискацией оборудования, как и факт незаконного поиска и изъятия археологических предметов (статья 243.2 УК РФ)
- за незаконный оборот археологических предметов предусмотрена ответственность:
- наложение административного штрафа с конфискацией археологических предметов (статья 7.15.1 КоАП РФ)
- при обнаружении археологической находки необходимо сразу же уведомить об этом департамент (комитет, управление, инспекцию) по охране памятников
- объект, обладающий признаками ОАН самостоятельно исследовать нельзя – на это имеют право только лица, получившие разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия
Своевременно проведённые археологические работы предотвращают повреждение памятников истории и культуры при строительстве:
- изыскания выполняются только в том случае, если в органе государственной охраны ОКН субъекта РФ нет сведений о наличии или отсутствии ОКН на конкретной территории.
- проведение археологических изысканий обязательно, если участок имеет историческую значимость
Невыполнение правил, регулирующих порядок исследований, а также повреждение ОКН (в том числе ценных археологических находок, имеющих культурно-историческую ценность), предусматривает административную или уголовную ответственность
Археологические и строительные работы на исторических землях контролируются государственными органами. Самовольное исследование или строительство наказывается штрафом. Нарушение требований по организации работ чревато принудительным изъятием земельного участка у собственника.
При любом формате археологических разведок все обнаруженные памятники археологического наследия (ОАН) подлежат постановке на государственный учёт:
- с оформлением соответствующих документов в виде карт, описаний
- с составленикм государственного паспорта памятника истории и культуры РФ
3.2. Заказчик археологической разведки
Заказчиком ГИКЭ путём археологической разведки является собственник земельного участка, планирующий его застройку или хозяйственное освоение:
- орган государственной власти
- орган местного самоуправления
- юридическое или физическое лицо
Для оформления заказа на проведение ГИКЭ необходимо обратиться:
- или к эксперту, получившему аттестацию Минкультуры России:
- реестр аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы – здесь
- услуга оказывается исключительно в электронном виде
- или в организации, в которых:
- уставными целями деятельности является проведение археологических полевых работ
- аттестованные эксперты состоят в трудовых отношениях с организауией
Если неизвестно, есть ли на конкретной территории что-то «памятное археологическое», перед началом любого строительства необходимо:
- изучить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и проверить, нет ли обременений, связанных с наличием существующего, выявленного или предполагаемого ОКН
- если участок находится вблизи ОКН, необходимо соблюдать правила строительства, прописанные в ГПЗУ
- для участков, по которым не проводились исследования и, соответственно, у органа по охране ОКН нет сведений о том, является или нет земельный участок частью памятника культуры, – потребуется подготовить акт ГИКЭ (заключение):
- заключение ГИКЭ является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия
- решения о возможности проведения работ
- иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы
- заключение ГИКЭ является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия
Если в ходе археологической экспертизы обнаруживаются ОАН, застройщику необходимо подготовить проектную документацию, в которую должен быть включён раздел с описанием мер, направленных на сохранение ОКН.
Пример результатов ГИКЭ
Объект, исследуемый в процессе ГИКЭ, – земельный участок:
- расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, наб. р. Фонтанки, д. 104
- подлежащий воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ
- по которому в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга нет данных об отсутствии на участке:
- ОКН, включённых в реестр
- выявленных ОКН
- объектов, обладающих признаками ОКН
По результатам проведённых полевых археологических исследований (разведка) на исследуемом земельном участке:
- не выявлены:
- ОАН
- объекты, обладающие признаками ОКН (в том числе археологические), подлежащие сохранению на месте обнаружения
- подготовлено положительное заключение ГИКЭ – однозначный вывод о возможности проведения на участке земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ
4. Положение о проведении государственной историко-культурной экспертизы
Регламент проведения ГИКЭ
- установлен статьёй 45.1 Закона №73-ФЗ
- конкретизирован в Положении о государственной историко-культурной экспертизе
Положение о проведении ГИКЭ
- утверждено Постановлением Правительства РФ (№ 569 от 15.07. 2009)
- определяет:
- последовательность этаповГИКЭ
- требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов
- перечень документов, представляемых экспертам, порядок их рассмотрения
- порядок:
- проведения иных исследований в рамках экспертизы
- определения размера оплаты экспертизы, касающейся ОКН федерального значения
- назначения повторной экспертизы
4.1. Основные темы Положения о проведении ГИКЭ
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица (заказчика):
- органа государственной власти
- органа местного самоуправления
- юридического или физического лица
Основание для проведения ГИКЭ – договор между заказчиком и аттестованным экспертом:
- заключается в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством РФ
- при проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них
Аттестацию экспертов осуществляет Министерство культуры РФ.
Экспертиза проводится одним экспертом или экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы:
- одним экспертом – для следующих объектов экспертизы:
- выявленные ОКН
- документы, обосновывающие включение ОКН в реестр
- документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения ОКН
- документы, обосновывающие отнесение ОКН:
- к историко-культурным заповедникам
- к особо ценным ОКН народов РФ
- к объектам всемирного культурного и природного наследия
- земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а такде работ по использованию лесов
- если указанные земли расположены в утверждённых границах территорий ОКН
- примечание
- ГИКЭ проводится путём археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) открытого листа, а в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица – пр условии получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом
- документация с результатами исследований, в соответствии с которыми определяется наличие/отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов
- за исключением научных отчётов о выполненных археологических полевых работах
- документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности ОКН:
- включённого в реестр, выявленного ОКН
- объекта, обладающего признаками ОКН
- при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ. и работ по использованию лесов и иных работ
- экспертной комиссией – для следующих объектов экспертизы:
- документы, обосновывающие исключение ОКН из реестра
- проекты зон охраны ОКН
- проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН
- документация, обосновывающая границы защитной зоны ОКН
4.2. Документы для проведения ГИКЭ
Экспертиза проводится в зависимости от её целей – на основе следующих материалов и документов (для всех видов ГИКЭ):
- материалы, содержащие информацию о ценности объекта – с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры
- фотографические изображения объекта – на момент заключения договора на проведение экспертизы
- проекты зон охраны ОКН
- копия паспорта ОКН
- копия охранного обязательства собственника ОКН
- охранно-арендного договора
- охранного договора
- копия решения органа государственной власти о включении ОКН в реестр
- копии решения органа государственной власти об утверждении
- границ территории ОКН
- правового режима ЗУ в указанных границах
- историко-культурный опорный план (или его фрагмент) – для расположенных в границах исторического поселения:
- объектов недвижимости
- зон охраны ОКН
- историко-культурный опорный план (или его фрагмент)
- или иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника
- проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН
- документы, обосновывающие воссоздание утраченного ОКН
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права:
- на ОКН
- и/или на ЗУ в границах территории ОКН
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о зарегистрированных правах
- на ОКН
- и/или на ЗУ в границах территории ОКН
- сведения об ОКН и о ЗУ в границах его территории, внесённых в ГКН
- копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок
- копия технического паспорта на ОКН и (или) его поэтажного плана:
- с указанием размеров
- с приведением экспликации помещений
- копия акта (актов) органа государственной власти об утверждении
- границ зон охраны ОКН
- режимов использования земель
- градостроительных регламентов в границах данных зон
- сведения о зонах охраны ОКН и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесённых в ГКН
- копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок
- схема расположения ЗУ на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
- копия градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
- сведения о прекращении существования утраченного ОКН, внесённых в ГКН
- а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учёта объекта недвижимости, являющегося ОКН
- документация, обосновывающая границы защитной зоны ОКН
4.3. Заключение экспертизы
- оформляется в электронном виде
- подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
- готовится в виде акта, в котором указываются:
- дата начала и дата окончания проведения экспертизы
- место проведения экспертизы
- заказчик экспертизы
- сведения об эксперте (экспертах)
- информация о том, что эксперт (эксперты) несёт ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении
- цели и объекты экспертизы
- перечень документов, представленных заявителем
- при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения
- сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы:
- при наличии таких обстоятельств
- сведения о проведенных исследованиях – с указанием:
- применённых методов
- объёма и характера выполненных работ
- результатов выполненных работ
- факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведённых исследований
- перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для неё специальной, технической и справочной литературы
- обоснование вывода экспертизы
- вывод экспертизы
- перечень приложений к заключению экспертизы
- дата оформления заключения экспертизы
- является датой подписания заключения
- или экспертом, индивидуально проводившим экспертизу
- или членами экспертной комиссии
- является датой подписания заключения
4.4. Содержание выводов в заключении ГИКЭ
1. Однозначный вывод об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):
- включения ОКН в реестр
- определения категории историко-культурного значения ОКН
- исключения ОКН из реестра
- изменения категории историко-культурного значения ОКН
- отнесения ОКН
- к особо ценным ОКН народов Российской Федерации
- к объектам всемирного культурного и природного наследия
2. Уточнение сведений:
- в части уточнения наименования:
- об ОКН, включённого в реестр
- о выявленном ОКН
- в части времени возникновения или даты создания ОКН, дат основных изменений (перестроек) ОКН и (или) дат связанных с ним исторических событий):
- об ОКН, включённом в реестр
- о выявленном ОКН
- о составе ОКН, включённого в реестр, имеющего вид «ансамбль»
- в случае, если состав такого ансамбля не был определён (указан) в решении органа государственной власти об отнесении такого объекта к памятникам истории и культуры или в решении о включении ансамбля в реестр
3. Однозначный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов и иных работ – при определении отсутствия/наличия выявленных ОАН:
- на земельных участках
- на землях лесного фонда
- в границах водных объектов или их частей
4. Однозначный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности ОКН при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов и иных работ:
- ОКН, включённых в реестр выявленных объектов культурного наследия
- объектов, обладающих признаками ОКН
5. Однозначный вывод о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства РФ в области государственной охраны ОКН:
- к градостроительным регламентам:
- в границах территорий зон охраны ОКН
- в границах территории достопримечательного места
- к осуществлению деятельности в границах территории, на которой расположен ОАН
- достопримечательное место
- особый режим использования ЗУ
- водный объект или его части
- к установлению границ территорий:
- зон охраны ОКН
- особых режимов использования земель в границах зон охраны ОКН
- к проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН
- к установлению защитной зоны ОКН
5. Перспективы проведения/непроведения ГИКЭ и археологической разведки – 2023
5.1. Официальное мнение Правительства РФ о критериях определения наличия ОКН на участках планируемого строительства
При решении вопроса о необходимости проведения ГИКЭ земельных участков органам охранаам ОКН приходится преодолевать существенную проблему – отсутствие критериев определения того, есть ли объекты, обладающие признаками ОАН, на территории, которую планируется отдать под хозяйственную деятельность ( в том числе – под застройку).
Попыток справиться с этой проблемой на государственном уровне предпринято немало. Последняя из них – разработка проекта постановления Правительства РФ «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…» (здесь – загрузка длительная):
- цель подготовки нормативного документа:
- реализация положений, предусмотренных частью 3 статьи 12 Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 01.05.2022)
- сокращение административных барьеров, связанных с проведением ГИКЭ и археологической разведки при выполнении изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ от 25.06. 2002
- разработчик – Минкультуры России
- текущий этап рассмотрения проекта постановления:
- завершение публичных обсуждений
- подготовка к рассмотрению в Правительстве РФ
Проектом постановления предполагается:
- вывести за рамки ГИКЭ те земельные участки, оценка которых на перспективность выявления ОАН ранее не осуществлялась – при условии, что воздействие планируемых работ не может повредить такие объекты
- определить виды работ, воздействие которых на земли или водные объекты может повредить находящиеся под землёй или под водой объекты археологического наследия (ОАН)
Срок действия планируемых норм – до окончательного установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны ОКН имеются основания предполагать наличие на указанных территориях:
- ОАН
- объектов, обладающих признаками ОАН
В течение периода актуальности будущего постановления будут учитываться и применяться следующие нормы определения наличия/отсутствия объектов, обладающих признаками ОАН:
1. Не требуется:
определять наличия или отсутствия на ЗУ, в том числе на лесных участках, либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками ОАН,– в случаях:
- если планируемые работы не относятся к видам работ, воздействие которых на земли или водные объекты, их части, может повредить ОАН, находящиеся под землёй или под водой
- если на земельных участках, в том числе на лесных участках, либо водных объектах или их частях (за исключением территорий ОАН) ранее обнаружены:
- объекты, обладающие признаками ОАН
- и/или археологические предметы
2. Не будут проводиться:
- исследования архивно-библиографических, музейных и иных материалов о таких объектах и предмета:
- объекты, обладающие признаками ОАН
- и/или археологические предметы
- ГИКЭ в целях определения наличия или отсутствия ОКН
- на земельных участках
- на водных объектах или их частях
- ГИКЭ на лесных участках, либо водных объектах или их частях с расположенными на них объектами, обладающих признаками ОАН
3. Археологическая разведка будет проводиться только в случае принятия решения:
- заказчиком работ
- техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства
4. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками ОАН, должны проводиться:
- ГИКЭ
- только в случае обнаружения объекта в ходе проведения изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ
- археологическая разведка в пределах места обнаружения объекта
- если такая разведка не проводилась по решению заказчика указанных работ, технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства;
Проектом постановления определены виды работ, воздействие которых на земли или водные объекты, их части, может повредить ОАН, находящиеся под землей или под водой:
- корчёвка пней при лесовосстановлении
- земляные работы, в том числе выполняемые в составе иных видов работ, связанные с заглублением в грунт с глубиной погружения более чем на 0.5 м:
- кроме земляных работ:
- связанных с прокладкой инженерных коммуникаций в существующих каналах, тоннелях, коммуникационных коллекторах
- связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог в границах их полосы отвода
- выполняемых в границах существующих фундаментов и опор зданий, строений, сооружений
- кроме земляных работ:
- работы, выполняемые с использованием:
- взрывных технологий
- тяжёлых ударных механизмов, массой свыше 10 тонн
- работы, связанные с изменением дна в границах водных объектов:
- дноуглубительные, гидротехнические, взрывные, буровые и другие
5.2. Самая «соль» постановления
В проекте постановления разъясняется, как будет вправе поступить заказчик работ (он же чаще всего – застройщик) при выходе на стройплощадку:
- если речь идет о поверхностных работах, которые не должны повредить находящиеся в земле артефакты – заказчик вообще не обязан определять, есть ли там что-то ценное для культуры, истории и науки
- в документе приведён список «травмирующих» работ, проведение которых приведёт к обратному эффекту – необходимости выполнения экспертизы в целях определения мер защиты ОАН
- если ранее на территории, где планируется строительство, уже нашли нечто, обладающее признаками археологической ценности – застройщик не обязан проводить:
- ни архивные и музейные исследования
- ни государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ), а археологическую разведку – по желанию
- археологическая разведка и ГИКЭ становятся обязательными только в одном случае – в ходе работ обнаружилась ценная находка:
- строительные работы при этом немедленно останавливаются
- о находке нужно сообщить в орган охраны ОКН
- если на территории ранее не были обнаружены археологические ценные объекты (их никогда не искали или искали, но не нашли) – никаких исследований не требуется
- в случае обнаружения неожиданной находки – проводится ГИКЭ, а решение о выполнении археологической разведки принимает застройщик
Полезно знать
- Межевой план – защитник границ земельного участка. Функции плана. Порядок подготовки – 2024 – здесь
- Фермерское хозяйствование – с/х бизнес. От выбора ниши до регистрации КФХ по правилам 2024 года – здесь
- Необычные налоги былых и нынешних времён. Закон Метабо с налогом на ожирение – здесь
- Основные ВРИ ЗУ – базовые направления деятельности в территориальных зонах ПЗЗ – здесь
- Условно разрешённый вид использования земельного участка (УРВИ ЗУ) – порядок получения – здесь
- Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
- Задача – купить участок. Что нужно учесть при его выборе – 2024 – здесь
- Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
- Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
- Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь