Основные ВРИ ЗУ – базовые направления деятельности
Содержание
- ВРИ ЗУ – помощник или невольный лжец при покупке земельного участка?
- Территориальные зоны ПЗЗ
- Основные ВРИ ЗУ – обязательная установка в градостроительных регламентах территориальных зон
1. ВРИ ЗУ – помощник или невольный лжец при покупке земельного участка?
Вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ), на который, в первую очередь, обращают внимание покупатели земли при ознакомлении:
- с правоустанавливающими документами на участок
- с выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости
несомненно, одна из важнейших его характеристик, «повествующая» о том,
- чем можно заниматься
- что именно разрешено строить на участке
Тем не менее, в ряде ситуаций ориентир только на ВРИ ЗУ может сыграть отрицательную роль в «спектакле» с негативным финалом. Его итог – впустую потраченные средства на покупку из-за неосведомлённости покупателя/застройщика о необходимости проверки также других сведений об участке перед его покупкой или застройкой.
Цель столь неожиданного вступления – не нагнетание жути, а приведение конкретного примера из консультационной практики, имеющего прямое отношение к теме настоящей статьи. На него имеет смысл обратить внимание как покупателям земли, так и застройщикам:
Гражданин N, в целях организации и строительства коттеджного посёлка, приобрёл цельный земельный участок:
- площадь – 6 га
- категория – земли с/х назначения
- разрешённое использование – для дачного строительства
Обратился за консультацией по вопросу о том, почему получил отказ администрации в решении своей задачи. Сообщил также, что муниципалитет обосновал отказ тем, что ЗУ относится «к какой-то зоне СХ и что в ней действует какой-то регламент». Посчитал отказ неправомерным, полагая, что ВРИ ЗУ «для дачного строительства», зафиксированный в Выписке из ЕГРН, предоставленной продавцом ЗУ, является неоспоримым аргументом в пользу точки зрения покупателя.
Не вдаваясь в подробности проведённого анализа сложившейся ситуации, показавшего полную неправоту гражданина N, отметим допущенные им ошибки, которые привели к неприятному для него исходу и собственному выводу, что большие деньги за участок «вбухал зря»:
- не знал, что существующий ВРИ ЗУ «для дачного строительства»:
- был установлен ещё в советские времена
- не соответствует наименованию ВРИ, установленному Классификатором видов разрешённого использования земельных участков:
- прежний собственник участка не занимался ни застройкой участка, ни изменением ВРИ ЗУ, тем более, что территориальных зон тогда не было и в помине, как и самой процедуры изменения вида использования
- не изменявшийся ВРИ ЗУ «перекочевал» в современность – остался в сведениях об участке, внесённых в ЕГРН, с момента их давней регистрации
- не соответствует:
- площади земельных участков с ВРИ «для дачного строительства», индивидуальных или в составе прежних ДНП предоставлявшихся гражданам до вступления в силу Классификатора ВРИ ЗУ
- площади земельных участков с ВРИ «для садоводства», предоставленных после вступления в силу нового Классификатора ВРИ ЗУ
- не ознакомился с правилами землепользоваия и застройки (ПЗЗ), действующими в муниципальном образовании, на территории которого расположен участок – до покупки участка не выяснил:
-
- что ЗУ расположен в территориальной сельскохозяйственной зоне СХ1, которая, как установлено ПЗЗ, предназначена для с/х производства
- что градостроительный регламент зоны СХ1 не предусматривает какое-либо жилое строительство (в том числе коттеджную застройку)
- не уточнил возможности территориальной зоны СХ1, представленные в её градостроительном регламенте, чтобы хотя бы с какой-то с пользой мог использовать ЗУ, если продать участок вновь и быстро не получится
-
Приведённый пример служит рекомендацией для более тщательного подхода к выбору земельного участка или его застройке. Готовясь к решению таких задач, нужно предпринять обязательные действия, которые позволят размотать клубок «ВРИ ЗУ – ПЗЗ – территориальная зона – градостроительный регламент» и сделать правильные выводы:
- проверить текущий ВРИ ЗУ на соответствие Классификатору ВРИ ЗУ:
- или по самому документу, или по материалам ПЗЗ муниципального образования
- возможно, что придётся привести наименование ВРИ к тому наименованию, что установлен Классификатором, и содержится в перечне ВРИ ЗУ в градостроительном регламенте
- выяснить территориальную зону ЗУ, назначение которой должно обеспечивать решение намеченных планов по использованию/застройке участка
- уточнить требования градостроительного регламента территориальной зоны в отношении:
- строительства капитального объекта нужного назначения с разрешёнными параметрами, установленными в регламенте
- или запрета на такое строительство
- выяснить возможности градостроительного регламента в отношении:
- изменения существующего ВРИ ЗУ на более подходящий вид использования участка (при необходимости)
- добавления необходимого вспомогательного вида использования, если такие вспомогательные виды установлены градостроительным регламентом (при необходимости)
Теперь нужно перейти к краткой характеристике составных частей «разматываемого клубка», чтобы понять их важность и возможность грамотного применения.
Для конкретного примера удобно использовать текст Правил землепользования и застройки муниципального образования «Копыловское сельское поселение» Томского района Томской области:
- ПЗЗ представлены на официальном ресурсе администрации Копыловского СП
- текстовая часть ПЗЗ – здесь
- карта градостроительного зонирования – здесь
Текстовый раздел указанных ПЗЗ позволит «расшифровать» содержание разделов настоящей статьи и использованных терминов, так как во многих случаях всё это присутствуют в названиях параграфов представленного документа. При клике на эти названия происходит переход к описаниям соответствующих положений ПЗЗ.
2. Территориальные зоны ПЗЗ
Территориальные зоны – отдельные части территории муниципальных образований, которые формируются в процессе территориального планирования при разраьотке ПЗЗ. Цели создания территориальных зон – обеспечить,
- комплексное развитие всей территории муниципального образования (МО)
- безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека
- ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
- охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
Территориальные зоны, «рисуются» на чертежах в виде пёстрых карт градостроительного зонирования территории поселений (пример). Такие карты – просто кладезь сведений, необходимых любому застройщику (пункты 3 – 5.1 статьи 30 ГрК РФ):
- в обязательном порядке отображают границы:
- населённых пунктов, входящих в состав поселения
- муниципального округа
- городского округа
- самих территориальных зон:
- каждая из зон обозначается своим цветом и соответствующим буквенно-цифровым кодом (Ж1, П3 и т.д.) с пояснением её назначения в экспликации чертежа карты
- карта зон позволяет определить – к какой зоне относится ЗУ, а далее нужно ознакомиться с её градостроительным регламентом, но уже в текстовой части ПЗЗ
- зон с особыми условиями использования территорий (ООПТ)
- территорий объектов культурного наследия (ОКН)
- территорий исторических поселений федерального/регионального значения
- отображают территории, в границах которых предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику капитальных объектов (АГО ОКС)
- границы таких территорий могут не совпадать с границами территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте
- устанавливают территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (КРТ)
Границы территориальных зон не огораживаются заборами на местности. Вместе с тем, они самым непосредственным образом влияют на использование ЗУ, задают тон строительству/реконструкции ОКС, расположенных на участке.
2.1. Особенности территориальных зон
Территориальные зоны разных муниципальных образований могут отличаться по своему составу, но, вместе с тем, имеют общие особенности, «унаследованные от своего родителя» – Градостроительного кодекса РФ (статья 34 и статья 35):
- выделяются при градостроительном зонировании территории МО в процессе разработки ПЗЗ – с установлением:
- цели создания, параметров и характеристик
- границ зон, которые ставятся на государственный кадастровый учёт регистрируются в ЕГРН
- имеют «индивидуальное лицо» – обладают своим непосредственным предназначением в виде цели создания зоны
- в границах каждой территориальной зоны земельные участки «собираются в группы» – по общим признакам, к главным из которых относятся:
- сложившийся функциональный характер деятельности
- определённая обособленность расположения таких групп на территории муниципального образования – к примеру:
- группы участков для производственной деятельности расположены на достаточном удалении от групп участков, предназначенных для жилой застройки
- могут быть следующих видов (с разновидностями перечисленными в статье 35 ГрК РФ):
- жилые зоны
- общественно-деловые зоны
- производственные зоны
- зоны инженерной и транспортной инфраструктур
- зоны с/х использования
- зоны рекреационного назначения
- зоны особо охраняемых территорий
- зоны специального назначения
- зоны размещения военных объектов
- иные
- для каждой территориальной зоны устанавливаются ВРИ ЗУ:
- перечень ВРИ, установленных для территориальной зоны, определяет разрешённое использование участков, расположенных в её в границах
- устанавливает требования (статья 11.9 ЗК РФ):
- земельный участок может быть отнесён только к одной территориальной зоне (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ)
- формирование одного ЗУ из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается
- территориальные зоны не устанавливаются применительно к одному ЗУ
Деятельность на земельных участках, входящих в территориальную зону, подлежит регулированию – посредством правовых земельных и градостроительных норм, установленных в соответствии с требованиями законодательства РФ. Они «внедряются на местности» с помощью такого правового механизма, как правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие во всех муниципальных образованиях (МО).
В данном нормативно-правовом документе, с учётом:
- законодательных требований
- сложившихся и фактических особенностей территории МО
- обеспечения возможности:
- сочетания различных видов использования земельных участков
- предотвращения причинения вреда объектам капитального строительства
- многих других факторов
правовые нормы укомплектованы в единый порядок. Они детализированы для каждой территориальной зоны – в виде градостроительных регламентов.
В градостроительном регламенте территориальной зоны определены все допустимые виды деятельности, которые можно осуществлять на земельных участках в её границах.
2.2. Задачи градостроительного регламента территориальной зоны
Главные задачи, которые решает градостроительный регламент (статья 36 ГрК РФ):
- устанавливает набор различных направлений разрешённого использования земельных участков в соответствии с целью формирования территориальной зоны:
- в регламенте каждой территориальной зоны содержатся перечни видов разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ)
- из набора ВРИ ЗУ собственник ЗУ имеет право выбрать тот вид, который более всего походит для реализации его планов, но получить выбранный ВРИ может только в определённом порядке
- учитывает:
- фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства
- возможность сочетания в пределах зоны различных видов существующего и планируемого использования ЗУ и ОКС
- требования охраны:
- объектов культурного наследия (ОКН)
- особо охраняемых природных территорий (ООПТ), иных природных объектов
- выделяет основные, условно разрешённые и вспомогательные направления разрешённого использования земельных участков (статья 37 ГрК РФ):
- ОВРИ ЗУ – основные виды разрешённого использования ЗУ,
- устанавливаются в обязательном порядке
- характеризуют целевое назначение территориальной зоны
- обеспечивают возможность смены ВРИ ЗУ, зафиксированного в ЕГРН, на другой вид использования из перечня основных ВРИ без согласований и разрешений муниципальных властей
- УРВИ ЗУ – условно разрешённые виды использования ЗУ
- предоставляются по разрешению администрации по итогам публичной процедуры – подробнее здесь
- позволяют сменить существующее использование ЗУ на то, что полнее соответствует изменившимся планам собственника участка
- ВВРИ – вспомогательные виды разрешённого использования ЗУ:
- не являются самостоятельными
- применяются только совместно или с ОВРИ, или с УРВИ
- ОВРИ ЗУ – основные виды разрешённого использования ЗУ,
- для каждого ВРИ ЗУ устанавливает (статья 38 ГрК РФ)::
- предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:
- минимальные отступы от границ ЗУ – в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых их строительство запрещено
- определяет параметры разрешённого строительства на земельных участках:
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений
- максимальный процент застройки в границах ЗУ:
- рассчитывается как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена (разрешённая площадь застройки ЗУ), ко всей площади земельного участка
- устанавливает ограничения использования ЗУ и ОКС – в соответствии с законодательством РФ
Примечания
1. В градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС.
Так, в составе градостроительного регламента территориальной зоны, расположенной в границах территории исторического поселения федерального/регионального значения, предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС должны включать в себя требования к архитектурным решениям ОКС – к примеру:
- к цветовому решению внешнего облика ОКС
- к строительным материалам, определяющим внешний облик ОКС
- к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам ОКС, влияющим:
- на внешний облик ОКС
- на композицию и силуэт застройки исторического поселения
2. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми ВРИ земельных участков и ОКС:
- с различными:
- предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков
- предельными параметрами разрешённого строительства/реконструкции ОКС
- или сочетаниями таких размеров и параметров
3. Земельные участки или ОКС, имеющие несоответствие градостроительному регламенту (пункт 8 статьи 36 ГрК РФ):
- виду разрешённого использования
- предельным (минимальным и/или максимальным) размерам
- предельным параметров разрешённого строительства
могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Это весьма полезное законодательное уточнение. Но касается оно только использования, так сказать, «несовершенных» ЗУ и ОКС. Необходимость приведения их «к совершенству» (в соответствие с регламентом) возникнет немедленно, если вопрос коснётся
- застройки ЗУ
- реконструкции ОКС
Иначе несоответствие регламенту станет основанием для отказа в предоставлении соответствующих разрешений.
Если же использование ЗУ и ОКС, не соответствующих регламенту, ещё и опасно:
- для жизни или здоровья человека
- для окружающей среды
- для объектов культурного наследия
вердикт однозначный – запрет на использование в соответствии с федеральными законами.
Выводы
1. Градостроительный регламент территориальной зоны можно образно назвать «главным законом местного значения» для любого пользователя и застройщика земельного участка. Именно он определяет правовой режим в границах территориальной зоны:
- земельных участков
- всего того, что находится над и под поверхностью ЗУ и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации ОКС
При этом ППЗ могут применяться как рычаг влияния на градостроительный регламент, поскольку в них содержатся также положения, позволяющие владельцам земли/ОКС в допустимых случаях и в соответствующем порядке изменять некоторые установки этого регламента – к примеру:
- изменить ВРИ ЗУ
- получить разрешение на отклонение от разрешённых параметров строительства
2, Собственники ЗУ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земли должны знать, что независимо от форм собственности и иных прав на землю (пункт 3 и пункт 4 статьи 85 ЗК РФ) :
- градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми правообладателями ЗУ
- земельные участки можно использовать в соответствии с любым выбранным ВРИ, предусмотренным градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой находится ЗУ
- для каждого ЗУ или ОКС разрешённым считается такой вид использования недвижимости, который соответствует:
- градостроительному регламенту
- установленным ограничениям на использование
- использование ЗУ и прочно связанных с ним объектов недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны – в следующих случаях:
- виды использования ЗУ и ОКС не входят в перечень ВРИ градостроительного регламента
- размеры ЗУ и ОКС не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом
Обязанность правообладателей земли, установленная законом, – использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением (статья 42 ЗК РФ). Фактическое использование ЗУ должно соответствовать разрешённому, то есть тому виду использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН:
- на участке для ИЖС нельзя разместить:
- гостиницы
- социальные учреждения
- магазины
- автосервисы
- предприятия по оказанию бытовых услуг (бани, парикмахерские, салоны красоты и т.д.
- участки для ведения садоводства должны использоваться исключительно для ведения садоводческой деятельности
- на приусадебном участке нельзя построить автомастерскую или магазин
- на землях с/х назначения назначения нельзя возвести жилой дом
3. Основные ВРИ ЗУ – обязательная установка в градостроительных регламентах территориальных зон
3.1. ОВРИ ЗУ – характеристика базовой деятельности в территориальной зоне
Виды разрешенного использования земельных участков, перечисляемые в градостроительных регламентах территориальных зон, определяются в соответствии с Классификатором ВРИ ЗУ
Основные ВРИ ЗУ устанавливаются в обязательном порядке для каждой территориальной зоны, в границах которой действует градостроительный регламент (пункт 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
ОВРИ ЗУ характеризуют:
- целевое назначение территориальной зоны
- преимущественное направление деятельности, для ведения которой используются земельные участки, расположенные в границах территориальной зоны
Наличие вида разрешённого использования ЗУ в составе ОВРИ, указанных в градостроительном регламенте, означает:
- изменение одного ВРИ на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом
- выбор правообладателем участка другого ВРИ из состава основных и вспомогательных видов использования делается:
- самостоятельно
- без дополнительных процедур согласования
- применение выбранного ОВРИ не требует получения специальных разрешений от администрации муниципального образования:
- для внесения в ЕГРН изменения об основном виде разрешённого использования необходимо обратиться в Управление Росреестра региона через МФЦ с заявлением об установлении земельному участку выбранного основного ВРИ:
- внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных ВРИ земельного участка не требуется (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ)
- вспомогательные виды разрешённого использования применяются без согласования и разрешения
3.2. Смена основного ВРИ ЗУ
Правовая основа изменения основного ВРИ ЗУ – правила землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования.
Выбрать вид разрешённого использования можно, получив информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, и её градостроительном регламенте. Сделать это можно, заказав в подразделении по архитектуре и градостроительству администрации МО:
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
- выписку о территориальной зоне и её градостроительном регламенте для земельного участка с таким-то кадастровым номером
Если же зона, в которой расположен участок, известна, нужно обратиться в орган местного самоуправления – с заявлением о предоставлении выписки из ПЗЗ в отношении земельного участка. Выписка содержит перечень основных ВРИ ЗУ, установленных градостроительным регламентом.
Далее – обратиться в Росреестр с заявлением «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». К заявлению нужно приложить выписку из ПЗЗ.
Использования земельного участка с заявленным целевым назначением (видом разрешённого использования) будет возможно после внесения изменений в ЕГРН.
В случае невозможности изменения ВРИ ЗУ в соответствии с фактическим, необходимо использовать земельный участок по тому назначению – в соответствии с видом разрешённого использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Полезно знать
- Нормы управления имуществом общего пользования СНТ – 2024 – здесь
- Фонд перераспределения земель – реестр участков с/х назначения как навигатор для приобретения – здесь
- Нормативные требования к обустройству колодцев и скважин на дачных и загородных участках – 2024 – здесь
- Артезианские скважины СНТ: паспортизация, лицензирование, уплата водного налога – 2024 – здесь
- Требования «закона о тишине» для владельцев дач и квартир. Санкции за громкий шум – 2024 – здесь
- Ответственность за самозахват чужой земли. Порядок исправления реестровой ошибки с границами земельного участка – здесь
- Выгодная защита от пожара на даче – соблюдение новых правил пожарной безопасности – 2024 – здесь
- «Летающие помощники» для фермеров, дачников и туристов. Правила использования личных дронов – 2024 – здесь
- Фермерское хозяйствование – с/х бизнес. От выбора ниши до регистрации КФХ по правилам 2024 года – здесь
- Необычные налоги былых и нынешних времён. Закон Метабо с налогом на ожирение – здесь
- Условно разрешённый вид использования земельного участка (УРВИ ЗУ) – порядок получения – здесь