Комплексное развитие территорий поселений (КРТ) – 2021
Содержание
- Законодательная база
- Цели КРТ
- Особенности правового режима КРТ
- ППТ для территории КРТ
- Виды КРТ
- КРТ жилой застройки
- КРТ нежилой застройки
- Комплексное развитие незастроенной территории
- КРТ по инициативе правообладателей ЗУ и ОКС - 15
1.Законодательная база
Аббревиатура «КРТ» – это сокращение полного наименования термина «комплексное развитие территории» (от первых букв каждого из слов этого термина).
Понятие КРТ введено федеральным законом №494-ФЗ от 30.12.2020, вступившим в силу с момента опубликования. Его положения усовершенствовали институт КРТ и механизмы расселения аварийного и ветхого жилья, а также установили:
- единый механизм КРТ – взамен ранее используемых отдельных механизмов:
- развитие застроенных территорий (РЗТ)
- комплексное развитие территорий (КРТ)
- комплексное освоение территорий (КОТ)
- виды КРТ
- требования к решению о КРТ
- порядок принятия и реализации решения о КРТ
- требования к договору о КРТ и порядку заключения
В соответствии с ФЗ № 494-ФЗ:
- понятие КРТ узаконено в ГрК РФ:
- в статье 1 (пункт 34)
- в новой главе X «Комплексное развитие территории»
- прежняя глава 51 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», признана утратившей силу
- внесены корреспондирующие изменения в ряд статей ГрК РФ, ЗК РФ и ЖК РФ и другие законодательные акты Российской Федерации
- установлены переходные положения, определяется правовой статус договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории и иных договоров, заключённых ранее в соответствии с ГрК РФ:
- ранее заключённые договоры РЗТ, КРТ, КОТ сохраняют своё действие
- исполнение, изменение и расторжение договоров РЗТ, КРТ, КОТ будет происходить по «старым» правилам – без учёта изменений, внесённых законом
2. Цели КРТ
Комплексное развитие территорий – это проект по застройке и благоустройству территории с предварительным сносом существующих объектов. реализуется как мероприятия, выполняемые в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, выделенной для эффективного развития, предусматривающего (статья 64 ГрК РФ):
- создание благоприятных условий проживания граждан
- обновление:
- среды жизнедеятельности
- территорий общего пользования поселений, городских округов
- обеспечение градостроительной деятельности, в том числе в виде КРТ
- сбалансированное и устойчивое развитие поселений/городских округов:
- повышение качества городской среды
- улучшение внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства
- достижение показателей, в том числе в сфере жилищного строительства, и улучшения жилищных условий граждан – в соответствии с указами Президента РФ, национальными проектами, государственными программами
- создание необходимых условий:
- для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур
- для благоустройства территорий поселений, городских округов
- для повышения территориальной доступности инфраструктур
- повышение эффективности использования территорий поселений/городских округов:
- формирование комфортной городской среды
- создание мест обслуживания и мест приложения труда
- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий
КРТ включает в себя взаимосвязанные направления:
- снос и реконструкция аварийных, ветхих, морально устаревших объектов, не отвечающих современным требованиям:
- ОКС
- многоквартирных домов
- объектов инфраструктуры
- строительство:
- новых объектов
- многоквартирных домов
- объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры
- благоустройство территории по единому проекту.
В КРТ участвуют
- органы власти, принимающие решение о создании такой территории
- инвесторы, заключающие договоры на проведение работ по проекту КРТ
- правообладатели недвижимости, которая попала в границы территории
Особенно ценное с градостроительной точки зрения положение закона – нововведение о едином механизме КРТ. Причина его разработки – невозможность использования ранее в полном объёме того или иноого режима редевелопмента. Следствием становились:
- проблемы, связанные с дроблением территорий в условиях смешанной застройки, элементы которой было сложно отнести к тому или иному типу развития
- снижение инвестиционной привлекательности строительных проектов
Введение единого механизма КРТ – условие гибкого развития различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку. Он обеспечивает возможность объединения объектов различного типа в границах одного проекта КРТ.
Реализации решения о КРТ осуществляется на основе договора (статья 68 ГРК РФ). Он заключается:
- с победителем торгов (статья 69)
- с иным участником торгов
- с правообладателями ЗУ и (или) объектов недвижимости (пункт 3 части 7 статьи 66 и статья 70)
Договор о КРТ может действовать в отношении:
- всей территории, предусмотренной решением о КРТ
- части территории КРТ
- отдельного этапа реализации решения о КРТ
состоять из одного или несколько договоров, предусматривающих выполнение задач по КРТ
Договором о КРТ предусматривается распределение обязательств его сторон:
- мероприятий по подготовке и утверждению документации по планировке территории
- образованию и предоставлению ЗУ
- по сносу, строительству/реконструкции ОКС
3. Особенности правового режима КРТ
КРТ – это особый правовой режим, который можно ввести на части городской территории:
- квартал
- микрорайон
то есть в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей.
Особенности КРТ
- устанавливается решением о КРТ, принимаемом:
- администраций муниципального образования без участия депутатов и публичных слушаний
- региональной администрации
- не учитывает ранее утверждённые (пункт 10.2 статьи 45 ГрК РФ):
- генпланы
- проекты планировки (ППТ)
- правила землепользования и застройки (ПЗЗ)
- устанавливается для конкретной территории, границы которой определяются в решении администрации о КРТ:
- или для территории, которая, в соответствии с ПЗЗ, на дату принятия решения не определена в качестве такой территории
- или для территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в ПЗЗ в качестве той территории, для которой допускается осуществление деятельности по её комплексному развитию
4. ППТ для территории КРТ
Проект планировки территории, выделенной для комплексного развития:
- создаётся после утверждения решения администрации о форимировании территории КРТ
- поправки в генплан и ПЗЗ разрабатываются в процессе работы над ППТ
- рассматривается на публичных слушаниях (пункт 26 статьи 5.1 ГрК РФ):
- если для реализации решения о КРТ требуется внесение изменений в генеральный план поселения/городского округа, по решению главы местной администрации, допускается одновременное проведение публичных слушаний/общественных обсуждений по документации ППТ, подлежащей комплексному развитию, и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генплан
- изменения в ПЗЗ должны быть внесены в срок не позднее чем 90 дней со дня утверждения ППТ в целях её комплексного развития (часть 2.1 статьи 24 ГрК РФ)
- утверждение документации по ППТ допускается до утверждения изменений в генеральном плане поселения/городского округа, в ПЗЗ
- поправки в генплан и ПЗЗ принимаются автоматически
Изменение ВРИ ЗУ и (или) ВРИ ОКС, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, не допускается со дня принятия решения о КРТ и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о её комплексном развитии, (часть 4.1 статьи 37 ГрК РФ).
Со дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, ранее утверждённая документация по планировке этой территории признается утратившей силу (пункт 10.3 статьи 45 ГрК РФ).
5. Виды КРТ
В соответствии со статьёй 65 ГрК РФ, в видам КРТ отнесены:
- комплексное развитие территории жилой застройки
- в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные ниже
- комплексное развитие территории нежилой застройки
- в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены ОКС, указанные ниже
- комплексное развитие незастроенной территории
- в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены ЗУ, которые:
- находятся в государственной собственности
- находятся в муниципальной собственности
- ЗУ, государственная собственность на которые не разграничена
- ЗУ, государственная собственность на которые не разграничена, с расположенными на них ОКС
- при условии, что такие ЗУ, ОКС не обременены правами третьих лиц
- в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены ЗУ, которые:
- комплексное развитие территории по инициативе правообладателей:
- или правообладателей ЗУ
- или правообладателей объектов недвижимости, расположенных на ЗУ
6. КРТ жилой застройки
6.1. Объекты, включаемые в границы КРТ жилой застройки
В границы территории, в отношении которой принимается решение о КРТ жилой застройки, могут быть включены (пункт 2 статьи 65 ГрК РФ):
- многоквартирные дома
- характеристики таких домов представлены ниже
- ЗУ в границах элемента планировочной структуры поселения/городского округа и расположенные на них объекты недвижимого имущества:
- объекты недвижимости на таких ЗУ не являются многоквартирными домами, указанными в пункте 1
Характеристики многоквартирных домов, включаемых в решение о КРТ жилой застройки
- дома признаны аварийными
- дома признаны подлежащими сносу или реконструкции
- дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, исходя из одного или нескольких следующих требований:
- физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает значение, определённое субъектом РФ
- совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества, в расчёте на 1 м2 общей площади жилых помещений превышает стоимость, определённую нормативным правовым актом субъекта РФ
- дома построены в период индустриального домостроения – по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий
- ограниченно работоспособное техническое состояние домов (порядок признания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства)
- отсутствие в домах централизованных систем инженерно-технического обеспечения
6.2. Запреты на изъятие ЗУ в целях КРТ жилой застройки
Не могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях КРТ:
- ЗУ, расположенные в границах территории для КРТ:
- предназначенные для размещения объектов федерального значения
- с расположенными на участках объектами федерального значения:
- за исключением случаев согласования включения указанных ЗУ в границы территории, подлежащей комплексному развитию, с федеральными органами исполнительной власти, иными организациями, которым в соответствии с федеральными законами и решениями Правительства РФ предоставлены полномочия по распоряжению указанными ЗУ (порядок данного согласования устанавливается Правительством РФ)
- ЗУ с многоквартирными домами, не предусмотренные часть 2 пункта 1 статьи 65 ГрК РФ)
- также жилые помещения в таких многоквартирных домах
- иные объекты недвижимого имущества, определённые:
- Правительством РФ
- нормативным правовым актом субъекта РФ
В границы КРТ также не включаются ЗУ с расположенными на них:
- жилыми домами блокированной застройки
- объектами ИЖС
- садовыми домами
Изъятие для государственных или муниципальных нужд в целях КРТ:
- индивидуальных жилых домов
- садовых домов
- домов блокированной жилой застройки
возможно в случаях:
- признания объектов аварийными
- их ненадлежащего технического состояния
- отсутствия в домах систем инженерно-технического обеспечения
Такие дома могут признать непригодными для проживания. Как и с аварийными многоэтажками, согласия собственника на снос не требуется, но владельцу должны предложить компенсацию.
Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее 5 лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.
Органы региональной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об изъятии недвижимости в целях КРТ, обязаны (статья 56.12 ЗК РФ):
- опубликовать решение в СМИ
- направить собственникам изымаемой недвижимости копию решения:
- в течении 7 рабочих дней со дня принятия
- обратиться в суд об изъятии недвижимости и о прекращении права собственности на неё:
- если в течение 1 месяца собственники недвижимости не заключат соглашение о ее выкупной цене и о размере убытков, подлежащих возмещению
На изъятые объекты будет регистрироваться право собственности:
- или Российской Федерации
- или субъекта РФ
- или муниципального образования
6.3. Нововведения в ЖК РФ при осуществлении КРТ жилой застройки
ФЗ № 494-ФЗ предусматривает порядок обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении КРТ жилой застройки:
- введён единый механизм КРТ сноса аварийного и ветхого жилья
- регионы получили:
- право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения жителей
- полномочия по определению технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы
Цель поправок – создание механизма для ускоренного расселения аварийного и ветхого жилья и обеспечение комфорта городской среды с сохранением интересов жильцов.
При реконструкции целых кварталов, предусмотренной КРТ, жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и:
- обновленные коммуникации
- благоустройство
- зоны рекреации
- социальную инфраструктуру
Новый закон предоставляет гражданам гарантии:
- административные – в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ
- финансовые – в виде:
- денежного возмещения
- квартиры с зачётом возмещения
- равнозначного жилья
Для проведения собрания по вопросу включения многоквартирного дома в программу КРТ нужно, чтобы на него пришли больше половины жильцов. Для решения вопроса необходимы 2/3 голосов всех жильцов, а не только участников собрания. Учитываются голоса как собственников, так и нанимателей квартир, голосующих как представители собственников.
Проект решения о КРТ публикуется на сайте:
- местной администрации
- регионального правительства
В проекте будет список домов, которые собираются расселить. Пока документацию не утвердили, можно исключить дом из программы КРТ. Потом будет поздно.
Права собственников
У собственника есть право выбора между равноценным денежным возмещением стоимости квартиры и равноценным жильем. Решение о компенсации принимает собственник.
В соответствии с требованиями ФЗ №494-ФЗ, в Жилищный кодекс РФ внесена статья 32.1. В ней прописаны новые нормы о возмещении и предоставлении равноценных жилых помещений в обеспечение прав граждан при осуществлении КРТ жилой застройки:
- собственникам, освобождающим свои помещения многоквартирном доме, попавшем под КРТ, будет предоставлено:
- или равноценное возмещение
- или другое жилое помещение
- собственникам жилых помещений, взамен освобождаемых ими жилых помещений, предоставляется возмещение (часть 7 статьи 32 ЖК РФ):
- если у собственника жилого помещения нет в собственности иных жилых помещений, то, по его заявлению, после возмещения в денежной форме, за ним сохраняется право пользования освобождаемым жилым помещением на срок не более чем 6 месяцев, если более продолжительный срок не определён в договоре (часть 6 и часть 10 статьи 32 ЖК РФ)
- нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма:
- общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении
- при наличии письменного заявления нанимателя жилого помещения другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность
Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено
- право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение равнозначного жилого помещения
- дополнительные меры поддержки собственников по обеспечению жилыми помещениями, обозначенные:
- нормативным правовым актом РФ
- нормативным правовым актом субъекта РФ
- муниципальными правовыми актами
Предоставление:
- равноценного возмещения или жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за освобождаемое жилое помещение
- равнозначного жилого помещения в соответствии с частью 5 настоящей статьи
осуществляются на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение (пункты 9 – 16 статьи 32.1 ЖК РФ). Он заключается между собственником жилого помещения и:
- уполномоченным органом государственной власти
- уполномоченным органом местного самоуправления
- юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом РФ и обеспечивающим в соответствии с ГрК РФ реализацию решения о КТР
- лицом, с которым заключен договор о КТР жилой застройки, в случае, если это предусмотрено таким договором о КТР
Возмещается рыночная стоимость помещения. Она включает в себя:
- рыночную стоимость общего имущества
- рыночную стоимость ЗУ
- стоимость понесенных затрат
Нанимателю, взамен освобождаемого им жилого помещения, предоставляется другое равноценное жилое помещение – по договору социального найма. Общая и жилая площади, а также количество комнат уменьшиться не должны.
Очередники сохраняют право состоять на учёте после переселения. Взамен комнаты в коммунальной квартире, признанной таковой до 1 января 2021 года, предоставляется отдельная квартира.
Наличие ипотеки не является препятствием для изъятия квартиры. Обязательства по ней переходят на новое жильё. Регистрирующий орган сам направит все данные банку.
Важная норма в пользу граждан – в год расселения дома жильцы освобождаются от взносов на капитальный ремонт. То, что было уплачено до этого, идёт в общий фонд на реализацию решения по КРТ.
7. КРТ нежилой застройки
7.1. Объекты, включаемые в границы КРТ нежилой застройки
КРТ нежилой застройки осуществляется на застроенной территории. В её границах – земельные участки (ЗУ), на которых расположены (пункт 5 статьи 65 ГрК РФ):
- ОКС, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции
- за исключением многоквартирных домов
- ОКС, снос/реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утверждённых высшим органом исполнительной власти субъекта РФ
- за исключением многоквартирных домов
- ОКС, признанные самовольными постройками в соответствии с гражданским законодательством
- ОКС, предельные параметры строительства которых не соответствуют тем параметрам, что установлены в ПЗЗ
- ОКС, для которых одновременно не соответствуют ПЗЗ:
- предельные параметры строительства
- ВРИ ЗУ
7.2. Запреты на изъятие ЗУ в целях КРТ нежилой застройки
В границы КРТ нежилой застройки не включаются:
- многоквартирные дома
- жилые дома блокированной застройки
- объекты ИЖС
- садовые дома
- иные ОКС, расположенные на ЗУ, предназначенных:
- для ИЖС
- для ведения ЛПХ
- для ведения садоводства
7.3. Права арендаторов объектов, включённых в границы КТР
Субъекты малого или среднего предпринимательства:
- являющиеся арендаторами объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- зданий
- сооружений
- нежилых помещений
- утратившие право аренды:
- в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки
- в связи с решением о КТР нежилой застройки
имеют право на заключение нового договора аренды иного:
- здания
- сооружения
- нежилого помещения
находящегося, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и являющегося равнозначным (пункт 12 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года).
Новый договор аренды заключается:
- в день прекращения прежнего
- на тех же условиях, что и ранее действовавший договор аренды
- на срок, оставшийся до истечения прежнего договора
- без проведения торгов
- с сохранением льгот, предусмотренных:
- законодательством РФ
- нормативными правовыми актами субъекта РФ
- муниципальными правовыми актами
Примечание
Условие изъятия участков и ЗУ, попавших в границы КТР
В целях КРТ для государственных или муниципальных нужд могут быть изъяты:
- ЗУ, находящиеся в границах территории, в отношении которой принято:
- решение о КРТ жилой застройки
- решение о КРТ нежилой застройки
- объекты недвижимого имущества, расположенные на ЗУ
только в порядке, установленном земельным законодательством (если иное не предусмотрено ГрК РФ).
8. Комплексное развитие незастроенной территории
КРТ осуществляется в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей.
В их территории включаются следующие ЗУ (подпункт 3 пункта 1 статьи 65 ГрК РФ):
- ЗУ, находящиеся в государственной собственности
- ЗУ, находящиеся муниципальной собственности
- ЗУ, государственная собственность на которые не разграничена
- ЗУ с неразграниченной государственной собственностью, на которых расположены ОКС:
- при условии, что ЗУ, ОКС не имеют обременений в виде прав третьих лиц
9. КРТ по инициативе правообладателей ЗУ и ОКС
Правообладатели ЗУ или ОКС, расположенных в границах КРТ
- собственники ЗУ и ОКС, расположенного на земельном участке
- лица, которым ЗУ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
- в аренду
- в безвозмездное пользование
Правообладатели-несобственники ЗУ допускаются к участию в КРТ при выполнении следующих условий:
- срок действия прав на ЗУ на день заключения договора составляет не менее чем 5 лет
- наличие письменного согласия на распоряжение объектом недвижимого имущества
- в случае, если ЗУ и (или) расположенный на нём объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности
Письменные согласия собственников ЗУ или ОКС не требуются, если мероприятия по КРТ не предусматривают:
- изменение ВРИ ЗУ
- изменение ВРИ объекта недвижимого имущества, расположенного на участке
Особенности участия правообладателей ЗУ или ОКС изложены в статье 70 ГрК РФ. Оно происходит на основании договоров о КРТ:
- заключаются органами местного самоуправления с правообладателями ЗУ и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
- содержание договора о КРТ определяется в соответствии со статьей 68 ГрК РФ
Резюме
Принятие ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (№ 494-ФЗ от 30.12. 2020) – революционный стремительный шаг в будущее.
От хлама аварийного и ветхого жилья нужно избавляться. Прежние законы, неплохо отработавшие своё время, создали неизбежные препятствия. Лучшие положения из них сохранены, но будущее никто отменить не сумеет. Оно не за горами, а уже завтра.
Современные требования – гибкость градостроительного и земельного законодательства, гарантированная защита жилищных прав и интересов собственников, правообладателей, застройщиков участков. Государство ждёт от каждого из них понимания и поддержки. Мнение каждого об улучшении градостроительного обустройства своей жизни, облика города или села очень важно.
Закон нуждается в доработке – законодатель понимает это и рассчитывает на ответный отклик. Топтаться на месте нельзя. Брюзжать и разводить «диванную»» критику – бесполезно. Безразличие – цинично. Расчёт на достижение лишь собственных целей без связи с задачами градостроительной политики страны, региона, своего города, поселения – наивно.
Предстоит ответить на простой вопрос: «Хотим ли мы жить в достойных и комфортных условиях?» Самое время действовать, использовать цивилизованные возможности – общественные слушания, предложения депутатам и комиссиям и весь другой потенциал.
КРТ – один из универсальных механизмов реализации разумных планов. В будущем появятся новые градостроительные инструменты. И так до бесконечности – как сама жизнь. Совершенству предела нет.
Полезно знать
- Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры? – здесь
- Возможность перевода (трансформации) с/х угодий из одного вида в другой вид угодий – здесь
- Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
- О требованиях к строительству частных жилых домов и других ОКС в приаэродромной территории (ПАТ) с 1 июля 2021 года – здесь
- Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь
- О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
- Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- С положениями «гаражной амнистии» 2021–2026 можно ознакомиться здесь
- О практической полезности кадастрового плана территории (КПТ) – здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
- Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь