Перевод с/х угодий в другой вид – компетенция регионов
Содержание
- Перевод с/х угодий в другие виды не регулируется федеральнм законодательством
- Дефицит возможностей федерального законодательства
- Видоизменение с/х угодий – компетенция властей субъектов РФ
- Порядок трансформации с/х угодий в отдельных регионах России
1. Перевод с/х угодий в другие виды не регулируется федеральнм законодательством
В составе земель с/х назначения в особую группу выделены с/х угодья (статья 79 ЗК РФ):
- представленные следующими видами:
- пашни
- сенокосы
- пастбища
- залежи
- земли, занятые многолетними насаждениями:
- садами
- виноградниками
- другими
- предназначенные:
- для ведения сельского хозяйства
- для систематической и контролируемой эксплуатации:
- разведение скота
- выращивание с/х культур
- производство пищевой продукции
- различающиеся с/х ценностью – с выделением по данному параметру особо ценных продуктивных угодий:
- уровень кадастровой стоимости таких угодий превышает среднее значение по муниципальному району/ городскому округу
- такие угодья, в соответствии с законодательством субъектов РФ, включаются в перечень земель, использование которых для других целей не допускается
- имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране
Использование всех видов с/х угодий в составе земель с/х назначения регулируется немалым числом федеральных законов. Тем не менее, федеральное законодательство не содержит ответы на ряд вопросов, актуальных для собственников земельных участков (ЗУ), на которых расположены с/х угодья:
- как перевести пашню в многолетние насаждения
- можно ли раскорчевать сад или виноградник и засеять их пшеницей
- разрешается или нет вспашка сенокоса или пастбища для дальнейшего использования этих земель в качестве пашни
- существуют ли основания перевода более ценных с/х угодий в менее ценные – к примеру:
- пашни – в залежь или выгон для скота
- орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних плодовых насаждений и виноградников, иных высокопродуктивных угодий – в менее продуктивные угодья
- сенокосов – в малопродуктивные угодья по причине вырождения луговой растительности
- пастбищ – в менее ценные угодья из-за сбитости
Перечисленные вопросы, так или иначе, касаются темы трансформации с/х угодий. Под ней понимается видоизменение «угодьевского» назначения в связи с различными обстоятельствами:
- деградация угодий – по причинам:
- перегруженность пастбищ
- сбитость кормовых угодий
- закочкаренность сенокосов и пастбищных угодий
- засоление почв на пашне, их переувлажнение и заболачиваемость
- т.д.
- повышение эффективности использования угодий – на основе проведения различных мероприятий:
- орошение и осушение
- химическая мелиорация
- применение удобрений
- освоение севооборотов
- поверхностное и коренное улучшение лугов и пастбищ
- по сохранению плодородия и охране почв:
- полезащитное лесоразведение
- почвозащитные технологии и севообороты
- система мер по борьбе с водной и ветровой эрозией
- другие
- улучшение угодий, влекущее необходимость перевода:
- сенокосов – в пастбище
- залежи – в пашню
- заболоченного массива – в культурное угодье
Перевод с/х угодий из одного вида в другие, выполнение которого не предполагает изменение категории с/х земель (земли с/х назначения), в ряде случаев становится объективно необходимым.
Преобразование с/х угодий способно обеспечить:
- улучшение состава и площади интенсивно используемых угодий
- укрупнение массивов угодий
- повышение продуктивности
- защиту почвы от эрозии
- охрану природных ландшафтов
Достигнуть всего этого можно за счёт проведения:
- осушительных, оросительных, культуртехнических работ
- мероприятий по окультуриванию земель
Трансформация с/х угодий – механизм преобразования землепользований, значительно изменяющий размещение угодий на территории:
- предусматривает организационно-хозяйственное и инженерно-техническое обоснование
- связан с решением правовых вопросов:
- регулируется государственными органами – в целях организации рационального и эффективного использования угодий
- проводится с соблюдением следующих требований:
- общая площадь с/х угодий не может уменьшаться в результате их трансформации
- целесообразность перевода каждого участка пашни в менее интенсивные виды угодий необходимо обосновывать исходя из конкретных условий производства
- затраты на трансформацию угодий должны окупаться в установленные нормативные сроки
Финансирование землеустроительных работ по переводу с/х угодий из одного вида в другой:
- проводимых по решению местного исполнительного органа, осуществляется за счёт бюджетных средств
- проводимых по заявкам собственников и землепользователей земельных участков – за счёт их средств
2. Дефицит возможностей федерального законодательства
Несложно заметить, что, в силу стратегического значения с/х угодий, федеральное земельное законодательство сконцентрировано не на внутренних преобразованиях угодий (внутри одной категории земель), а на их переводе в другие категории:
- осуществляемом в исключительных случаях
- установлены статьёй 7 ФЗ №172
- означающем, что земли угодий:
- можно перевести
- или в земли промышленности
- или в земли населённых пунктов
- включить земли, непригодные для осуществления с/х производства, в состав земель:
- лесного фонда
- водного фонда
- земель запаса
- можно перевести
Положения действующих федеральных законов, касающихся вопросов, связанных с эксплуатацией с/х угодий:
а) не допускают возможности перевода одного вида с/х угодий в другой по личному усмотрению владельца земли, использующего земельный участок с соответствующим титулом угодий:
- собственники ЗУ, а также лица, не являющиеся их собственниками участков, согласно статье 42 ЗК, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их правовыми характеристиками:
- целевое назначение
- принадлежность к той или иной категории земель
- разрешённое использование
б) устанавливают, что характер и порядок эксплуатации ЗУ, относящегося к землям с/х назначения, должны отвечать целевому назначению земельного надела (статья 260 ГК – пункт 2) – буквально означает:
- владельцы земли с/х назначения, не имеют права по своему усмотрению переводить угодья, так сказать, из высшего класса/категории в низший – к примеру:
- пашню – в пастбище или залежь и наоборот
- сенокос следует использовать только для сенокошения, а пашню – в качестве пашни, периодически чередуя использование пахотных земель с созданием на них залежи
в) не содержат правовых норм, на основании которых можно было решить задачу с трансформацией с/х угодий
Жёсткая позиция федерального законодательства в отношении приоритетных земель с/х назначения обусловлена государственными задачами:
- охрана с/х земель
- вовлечение в экономический оборот сельскохозяйственных угодий
Ситуация с переводом угодий в иные виды внутри одной категории земель, всё же, не патовая. Трансформация допускается региональными законами/постановлениями (в случае принятия и утверждения в субъекте РФ), чему есть немало примеров, представленных ниже.
В то же время, власти регионов вправе отказаться от переводов с/х угодий в иные виды или отменять ранее действовавшие Правила, устанавливающие возможность перевода угодий, как это сделал Минсельхоз Ставропольского края (подробности – здесь).
3. Видоизменение с/х угодий – компетенция властей субъектов РФ
Земельные угодья, даже если они принадлежат с/х предприятию или гражданам на правах собственности, не могут использоваться как заблагорассудится, бесконтрольно.
В правовом отношении трансформация земель частично регулируется государственными органами. В некоторых российских регионах действуют законы и нормативно-правовые акты, допускающих изменение вида угодий на другие их виды:
- при определённых условиях, сопряжённых с изменением площадей угодий конкретного вида, в соответствии с которыми может производиться (при условии сохранения общей площади угодий):
- перевод менее ценных с/х угодий – в более ценные
- преобразование более ценных с/х угодий – в менее ценные
- на установленных основаниях, специфичных для региона и различающихся соответствующими признаками и показателями:
- проявление негативных природных процессов:
- водная и ветровая эрозия почвы
- засоление почвы, вызванное критическим уровнем грунтовых вод
- т.д.
- характеристики почв угодий:
- отрицательные или положительные природные естественные свойства
- низкий/высокий/средний уровень плодородия
- экономическая эффективность хозяйственного использования угодий, определяющая производственную силу земли:
- выход продукции
- размер затрат на единицу площади
- себестоимость единицы продукции
- прирост чистого дохода и его отношение к капитальным затратам (коэффициент эффективности) – обобщающий показатель, позволяющий выбрать лучший вариант преобразования угодий
- проявление негативных природных процессов:
- с исключением из процесса трансформации тех с/х угодий, которые относятся к федеральной собственности
В зависимости от целей трансформации её характер и критерии оценки её необходимости – различные:
- при переводе угодий из менее интенсивных в более интенсивные (пашни, пастбища коренного улучшения, сенокосы и т.д.):
- основная цель – увеличение выхода продукции
- главный критерий оценки – окупаемость капиталовложений
- особенное внимание – максимально возможному использованию пашни, представляющей собой самый важный и ценный вид угодий
Наличие с/х угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании:
- актов обследования:
- акты составляются органами муниципального земельного контроля
- результатов изучения и анализа:
- планово-картографических материалов
- проектов землеустройства, мелиоративного строительства
- материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий
- данных земельного кадастра и инвентаризации земель
Примечание
Отсутствие в регионах принятых законов, правовых нормативных актов содержащих положения об условиях и порядке преобразования с/х угодий в другой их вид, – причина правовой невозможности решения задачи по переводу угодий в рамках категории их земель.
4. Порядок трансформации с/х угодий в отдельных регионах России
В ряде субъектов РФ сформирована законодательная база, позволяющая оценить возможность и условия преобразования с/х угодий в другой их вид. При этом пашни, сенокосы, пастбища, а также земли, занятые многолетними насаждениями, классифицируются следующим образом:
- ценные с/х угодья
- менее ценные с/х угодья
- то есть малопродуктивные с/х угодья – применительно к соответствующему району региона
Перевод ценных продуктивных с/х угодий в малопродуктивные угодья, как правило, обусловлен:
- действием природных факторов
- экономической целесообразностью
В отношении особо ценных продуктивных с/х угодий региональные законы предусматривают:
- условия уменьшения площадей угодий соотвествующего вида
- перевод угодий как в менее, так и в более ценные с/х угодья
- за исключением земель, находящихся в федеральной собственности
Перевод угодий в другой вид производится:
- в исключительных случаях
- по решению региональных властей
4.1. Республика Северная Осетия-Алания
Закон «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» № 17-РЗ от 14.05.2004:
Пункт 2 статьи 10
В исключительных случаях, по решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания, могут производиться:
1. перевод более ценных с/х угодий:
- пашни
- земли, занятые многолетними насаждениями
в менее ценные с/х угодья:
- сенокосы
- пастбища
2. перевод менее ценных с/х угодий в более ценные с/х угодья (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности)
4.2. Республика Дагестан
Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» № 46 от 29.12 2003
Пункт 2 статьи 3
По решению Правительства Республики Дагестан производятся в исключительных случаях:
- уменьшение площадей:
- орошаемых земель
- пашни
- земель, занятых ценными многолетними насаждениями:
- садами
- виноградниками
- орехоплодными
- другими
- перевод их в менее ценные с/х угодья
- за исключением земель, находящихся в федеральной собственности
4.3. Республика Адыгея
Правовая основа трансформации с/х угодий изложена в Законе «О регулировании земельных отношений № 86 от 07.06. 2007.
Пункт 2 статьи 24
По решению Кабинета Министров Республики Адыгея, в исключительных случаях, могут производиться:
- сокращение площадей:
- орошаемых и осушенных земель
- пашни
- земель, занятых многолетними насаждениями
- перевод их в менее ценные с/х угодья
- за исключением земель, находящихся в федеральной собственности
4.4. Ростовская область
Вопросы перевода с/х угодий решаются на основании соответствующей статьи Областного закона «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» №19-зс от 22.97 2003:
Пункт 3 статьи 18
По решению Правительства Ростовской области, в исключительных случаях, связанных с проявлением негативных природных процессов, могут производиться:
- уменьшение площади:
- искусственно орошаемых и осушенных земель
- пашни
- земель занятых ценными многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
- перевод в менее ценные виды с/х угодий
- за исключением земель, находящихся в федеральной собственности
4.5. Республика Калмыкия (РК)
Порядок изменения вида с/х угодий, находящихся на территории Калмыкии, не относящихся к федеральной собственности, утверждён Постановлением Правительства РК № 116 от 27.03. 2014.
Переводу в иные виды могут подлежать угодья как относящиеся к особо ценным продуктивным угодьям, так и не являющиеся таковыми.
Основания для преобразования угодий, выполняемого в исключительных случаях, детализированы для самых разных видов трансформации земель:
- пашни и залежи – в пастбища:
- видоизменение может проводиться в случае существенного снижения плодородия почвы согласно критериям, определённым Правительством РФ
- пашни и залежи – в земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими):
- преобразование допускается при наличии проектно-сметной документации по выполнению работ по посадке многолетних насаждений
- земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в иные виды с/х угодий:
- условия изменения:
- достижение предельного возраста многолетних насаждений
- изреженность многолетних насаждений
- снижении продуктивности более чем на 30% от предусмотренной проектно-сметной документации
- гибель растений в результате вымерзания или засухи более 30% многолетних насаждений
- условия изменения:
- сенокосы – в пастбища:
- видоизменение может выполняться при наличии материалов почвенного, геоботанического и агрохимического обследований:
- готовятся государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства РФ – в порядке, установленном специальным Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ №325 от 05.03.2021
- должны содержать выводы о целесообразности изменения вида с/х угодий
- должны быть согласованными с органом исполнительной власти в сфере сельского хозяйства
- видоизменение может выполняться при наличии материалов почвенного, геоботанического и агрохимического обследований:
- пастбища – в пашню:
- изменение может проводиться при значении уровня почвенного плодородия не ниже оптимального содержания:
- согласно критериям, установленным Правительством РФ для типа почв в зональном разрезе региона
- изменение может проводиться при значении уровня почвенного плодородия не ниже оптимального содержания:
- пастбища – в пашню с необходимостью орошения:
- перевод может выполняться при уровне почвенного плодородия ниже оптимального уровня содержания для типа почв в зональном разрезе Республики Калмыкия
Решение об изменении вида с/х угодий принимает Министерство по земельным и имущественным отношениям РК. Оно является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом (далее – уполномоченный орган).
Для преобразования с/х угодий заинтересованным лицам необходимо обратиться в уполномоченный орган – подать ходатайство об изменении вида с/х угодий.
Заявителями, заинтересованными в изменении вида с/х угодий, могут быть
- органы государственной власти РК
- органы местного самоуправления
- юридические лица
- граждане
Ходатайство подаётся по форме, представленной в приложении к Порядку. К нему должны прилагаться следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов на ЗУ
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя:
- физического лица
- индивидуального предпринимателя
- юридического лица
- исполнительного органа государственной власти
- органа местного самоуправления
- копия проектно-сметной документации по выполнению работ по посадке многолетних насаждений:
- при изменении пашни и залежей в земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
- материалы почвенного, геоботанического и агрохимического обследований, содержащие выводы о целесообразности изменения вида с/х угодий:
- согласованные с органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере сельского хозяйства (Министерство сельского хозяйства)
- с приложением экспликации земель на земельный участок, выданной по состоянию на дату не ранее 30 дней до даты подачи ходатайства
- уведомление о подаче ходатайства, которое было направлено в орган местного самоуправления
- материалы по оценке степени и типа засоления почв, уровня залегания грунтовых вод земельного участка для пригодности использования угодий под орошаемую пашню:
- подготовленные в соответствии с нормативно-методическими материалами
- согласованные с органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере сельского хозяйства (Министерство сельского хозяйства)
- примечание:
- агрохимическое обследование почв проводят специалисты отделов почвенно-агрохимических изысканий государственных центров (станций) агрохимслужбы (ГЦАС, ГСАС)
- при производственной необходимости к проведению таких работ могут привлекаться:
- специалисты других подразделений ГЦАС (ГСАС)
- специалисты районных (межрайонных), хозяйственных (межхозяйственных) агрохимических лабораторий, обладающие лицензиями на проведение этих работ
Все документы, представляются непосредственно в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия:
- или лично заявителем
- или руководителем, имеющим право действовать без доверенности
- или представителем, полномочия которого подтверждаются доверенностью
Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решений
Ходатайство с прилагаемыми к нему документами:
- регистрируется в день его получения
- запись делается в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью уполномоченного органа
Далее уполномоченный орган выполняет следующие действия:
- проводит проверку документов:
- в течение 3 рабочих дней от даты регистрации ходатайства
- направляет запрос в заинтересованные органы государственной власти (в порядке межведомственного информационного взаимодействия) – о представлении выписки (из ЕГРИП или ЕГРЮЛ)
- не позднее 3 рабочих дней от даты регистрации ходатайства
- по результатам проверки, в срок 10 календарных дней (от даты регистрации ходатайства), направляет заявителю письменное уведомление:
- или о принятии ходатайства к рассмотрению
- или об отказе в принятии ходатайства – с указанием причины отказа:
- неполное представление документов
- форма или содержание представленных документов не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним
- с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо
- принимает решение об изменении вида с/х угодий или направляет заявителю мотивированный отказ
- в течение 30 календарных дней от даты регистрации ходатайства
- уведомляет заявителя о принятом решении:
- в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения
Основания для отказа в изменении вида с/х угодий
- несоответствие испрашиваемого изменения вида с/х угодий исключительным случаям, установленным Порядком
- недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных заявителями
4.6. Республики Саха (Якутия)
В Земельном кодексе Республики Саха (Якутия), утверждённом законом № 888-З № 673-IV от 15.12. 2010, изложен Порядок перевода с/х угодий из одного вида в другой в пределах одной категории (статья 39).
В соответствии с указанным Порядком установлено следующее:
- необходимость перевода с/х угодий обосновывается:
- природными факторами
- экономической целесообразностью дальнейшего использования угодий в составе других видов с/х угодий в пределах одной категории
- трансформация угодий может производиться в отношении земельного участка или земель
- наличие с/х угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании:
- актов обследования, составленных органом муниципального земельного контроля
- итогов изучения имеющейся документации:
- планово-картографических материалов
- проектов землеустройства
- проектов мелиоративного строительства
- материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий
- данных земельного кадастра
- сведений инвентаризации земель
Основания для перевода более ценных с/х угодий в менее ценные:
- для пашни:
- несоответствие агропроизводственных почвенных характеристик земель их фактическому использованию
- высокий уровень загрязнённости токсичными веществами
- неиспользование в качестве пашни более 3 лет
- для залежи:
- устойчивая потеря плодородия
- для многолетних насаждений:
- предельный возраст
- изреженность
- неудовлетворительный породный состав
- неблагоприятные почвенно-мелиоративные характеристики земель
- для сенокосов:
- вырождение луговой растительности
- ухудшение культуртехнического состояния земель
- для пастбищ:
- сбитость
- неиспользование в качестве пастбищ более 3 лет
Перевод орошаемых земель в неорошаемые
Помимо вышеперечисленных факторов, учитываются:
- потеря связи с источником орошения
- водонеобеспеченность
- техническое состояние внутрихозяйственных оросительных систем
- для земель лиманного орошения:
- прекращение затопления вследствие перераспределения стока или отсутствия водных ресурсов
- техническое состояние сооружений
Основания для перевода менее ценных с/х угодий в более ценные
- для залежи:
- проведение с/х работ по освоению
- для многолетних насаждений:
- повышение плодородия
- для сенокосов:
- проведение с/х работ по освоению
- для пастбищ:
- поверхностное или коренное улучшение
- естественное улучшение состояния травостоя
Ходатайство о переводе с/х угодий
Для перевода земельных участков с/х угодий из одного вида в другой заявитель:
- правообладатель ЗУ
- орган местного самоуправления:
- городского округа
- городского или сельского поселения
должен подать ходатайство о переводе с/х угодий из одного вида в другой – в орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (по месту расположения земель или земельного участка) с приложением необходимых документов.
В ходатайстве указываются:
- вид с/х угодья, из которого предполагается перевод
- вид с/х угодья, в который предполагается осуществить перевод
- основания перевода
- примечание:
- кадастровые работы по переводу с/х угодий из одного вида в другой осуществляются за счёт заявителя
Документы, прилагаемые к ходатайству
- копии документов:
- удостоверяющих личность заявителя – физического лица
- выписка из ЕГРИП – для индивидуального предпринимателя
- выписка из ЕГРЮЛ – для юридического лица
- выписка из ЕГРН на земельный участок
- или текстовое описание границ и местоположения земель, предполагаемых к переводу – с приложением картографических материалов с нанесёнными границами
- акт обследования земель или земельных участков с выводами и предложениями:
- составляется органом муниципального земельного контроля
- экспликация земель или земельного участка, намечаемых к переводу из одного вида в другой
- схема полевого обследования:
- с отображением выявленных с/х угодий, подлежащих переводу
- характеристика качества земель или земельных участков
- должна быть удостоверена органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, на территории которого расположены земли или земельный участок
- сведения, удостоверенные управлением сельского хозяйства улуса (района):
- о техническом состоянии оросительной сети, системы лиманного орошения, обводнительных сооружений
- о стоимости основных фондов
Рассмотрение ходатайства
Ходатайство о переводе с/х угодий из одного вида в другой с приложением необходимых документов передаётся в орган местного самоуправления муниципального района – для согласования с территориальными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства, водного хозяйства, охраны окружающей среды.
Орган местного самоуправления муниципального района направляет:
- материалы по переводу менее ценных с/х угодий из одного вида в другой
- заключение, составленное с учётом проведённых согласований
в орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения – для принятия решения:
- или о переводе сельских угодий из одного вида в другой
- или об отказе в указанном переводе
В случае перевода:
- орошаемых земель в неорошаемые
- неорошаемой пашни в другие менее ценные виды с/х угодий
орган местного самоуправления муниципального района направляет
- материалы по переводу орошаемых земель в неорошаемые, неорошаемой пашни в другие менее ценные виды с/х угодий
- заключение, составленное с учётом проведенных согласований
в уполномоченный орган – для согласования с органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства, водного хозяйства, охраны окружающей среды
По итогам согласования уполномоченный орган направляет:
- материалы по переводу
- заключение, составленное с учётом проведенных согласований
в орган местного самоуправления муниципального района – для принятия решения
- или о переводе с/х из одного вида в другой вид
- или об отказе в указанном переводе
Резюме
Трансформация с/х угодий – cложный процесс, влияющий на землеустройство территорий.
Итоги перевода угодий в иные виды не должны нарушать государственные интересы по организации рационального использования земельных ресурсов страны.
Полезно знать
- Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь
- Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ – здесь
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
- Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь
- Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
- Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
- Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
- Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон – здесь
- ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь
- Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон – здесь
- Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
- Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
- Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
- Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года – здесь
- Надстройка этажей здания – вид реконструкции здания. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь
- Об изменениях в Правилах технологического присоединения частных домов и земельных участков, а также о резком росте тарифов на их подключение к электросетям с 1 июля 2022 года – читать здесь
- Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры? – читать здесь