Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан
Содержание
- Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов
- 1.1. Цели закона
- Установленные запреты
- Срочные задачи властей и арендаторов муниципальной с/х ЗУ – до 01.03. 2023
- Порядок предоставления в аренду земельных участков с/х назначения
- Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов
В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).
В ряд государственных законов:
- Земельный кодекс РФ
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015)
внесены необходимые изменения. Они актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя».
На основании положений принятого закона, с 1 марта 2023 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства) смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:
- в аренду без торгов
- на срок – до 5 лет
- с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
- закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
- аренда ЗУ может быть продлена
- арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов – фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
- закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
- вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
- с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
- без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ
1.1. Цели закона
Главными задачами закона правительство считает следующие:
- значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
- введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
- развитие локальной сельской экономики
- ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
- предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица
Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:
- с 1 марта 2023 года с/х земля стали доступнее
- чтобы получить землю без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах
Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:
- без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
- без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем
2. Установленные упрощения и запреты
Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:
- в ЗК РФ:
- в статью 39.14 внесён пункт 8, исключающий требование об опубликовании извещения о предварительном согласовании предоставления ЗУ – суть положений этого пункта:
- схема расположения ЗУ должна быть подготовлена заявителем и направлена в муниципалитет для утверждения
- в случае утверждения схемы – публикация на официальном сайте муниципалитета его извещения о предоставлении ЗУ в аренду для указанных целей в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ)
- в статью 39.14 внесён пункт 8, исключающий требование об опубликовании извещения о предварительном согласовании предоставления ЗУ – суть положений этого пункта:
- в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ):
- статья 9 дополнена пунктом 9 – устанавливает запрет на ряд действий с ЗУ, предоставленного в аренду, – на передачу:
- земли в субаренду
- прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу
- арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами ЗУ из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности КФХ
- статья 9 дополнена пунктом 9 – устанавливает запрет на ряд действий с ЗУ, предоставленного в аренду, – на передачу:
В статье 10 Закона №101-ФЗ сделаны поправки в пункте 8. В соответствии с ними земельные участки из земель с/х назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются
- в аренду на срок до 5 лет
- без проведения торгов
тем с/х организациям, которые получают господдержку в сфере развития сельского хозяйства для ведения ими сельского хозяйства или осуществления иной связанной с с/х производством деятельности
Кроме того, в Закон №101-ФЗ введена статья 10.1 – устанавливает, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности КФХ:
- при условии соответствия площади ЗУ соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (подпункт 1 пункта 7 статьи 10.1)
- предельные размеры ЗУ устанавливаются законом субъекта РФ
- на срок до 5 лет
- без подтверждения отсутствия на территориях иных субъектов РФ земельного участка
- с рассмотрением заявления о предоставлении ЗУ в порядке поступления таких заявлений
Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запрета на изменение целевого назначения ЗУ. В связи с этим утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.
3. Задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2023
Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.
Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2023 года:
- расторгнуть договоры субаренды
- вывести с/х земли из уставных капиталов
- вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов
Органам земельного контроля предстоит:
- внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
- с 01.03. 2023 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель
- провести проверку соблюдения арендаторами установленных запретов
4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов
4.1. Алгоритм
Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:
- гражданину
- крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности
в порядке, установленном земельным законодательством:
- ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ:
- подготовка схемы расположения ЗУ для предварительного согласования предоставления участка с администрацией – в случае образования участка (без опубликования схемы в сети интернет, которое выполнялось в извещении администрации о проведении торгов)
- законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
- законы субъектов РФ – примеры:
- Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
- Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
- статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
- статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
- статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
- статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
- закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
- статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:
- или исполнительный орган государственной власти
- или орган местного самоуправления (ОМС)
Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):
- заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
- заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
- с дальнейшим заключением договора аренды
- об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований
Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:
- несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ:
- площади ЗУ, указанного в заявлении
- площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
- испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению
4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2023
- с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
- ЗУ уже предоставлен на праве:
- постоянного (бессрочного) пользования
- безвозмездного пользования
- пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
- аренды
- ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
- на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
- здание
- сооружение
- объект незавершённого строительства
- ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
- ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
- ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
- испрашиваемый земельный участок:
- расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
- образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
- выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
- на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
- о проведении аукциона по продаже ЗУ
- на право арендовать ЗУ
- в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
- для ИЖС
- для ведения ЛПХ
- для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
- для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
- ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
- ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из такого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
- в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
- ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
- предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
- вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
- ЗУ не отнесён к определённой категории земель
- предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
- ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
- необходимо уточнение границ ЗУ
- площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
- в схеме расположения участка
- в проекте межевания территории
- в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
- ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
- основания, установленные законом № 316-ФЗ:
- площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
- ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее
5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
- соответствующие изменения в пункте 2
- появится дополнительный пункт 2.1
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
- дополнение в статью 38 части 10
- соответствующие замены в части 9.1 статьи 47
Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.
Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:
- перевести в простую правильную дробь размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах
- своим решением утвердить результаты проведённого определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок
- подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН
Процедура определения долей в дробном формате:
- введена в целях обеспечения разумного баланса частных и публичных интересов
- упрощает при проведении общего собрания участников долевой собственности:
- выдел ЗУ в счет долей
- принятие решений о подсчёте голосов
- обеспечивает исчисление земельного налога в отношении правообладателей долей в праве общей собственности на ЗУ из земель с/х назначения, ранее выраженных в гектарах и балло-гектарах
Полезно знать
- Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
- Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
- Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь
- Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ – здесь
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
- Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь
- Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
- Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
- Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
- Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
- Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
- Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
- Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон – здесь
- ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь