Разрешения и запреты на строительство в границах ООПТ


Содержание

  1. Общие положения о строительстве в ООПТ
  2. Особенности ООПТ – основа требований к строительству капитальных объектов
  3. Ограничения и согласования при строительстве в ООПТ федерального значения
  4. Населённые пункты в границах ООПТ
  5. Порядок выдачи разрешений на строительство ОКС на ООПТ
  6. Строительство на ООПТ федерального значения
  7. Строительстве/реконструкции ОКС в ООПТ регионального значения

1. Общие положения о строительстве в ООПТ

 

Согласно экспертным сведениям, использованным при подготовке Закона №77-ФЗ от 18.03. 2023, внёсшего изменения в законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), в текущий период времени в России насчитывается 12 29 ООПТ различного уровня:

  • 336 ООПТ федерального значения
  • 10 742 ООПТ регионального значения
  • 1214 ООПТ местного значения

В их границы, по факту, в разное время были включены земельные участки, принадлежащие не самим ООПТ, а частным собственникам (физическим и юридическим лицам), для которых решение вопросов с застройкой стало проблематичным – в силу режима особой охраны: устанавливаемого таких территорий.     

Строительство капитальных объектов на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – задача, не относящаяся к разряду простых. Её решение будет возможным по итогам экологической экспертизы проекта здания и его общественного обсуждения. Возведение садовых и жилых домов на ООПТ допускается только на землях населённых пунктов. 

При необходимости возвести новый объект капитального строительства (ОКС) или реконструировать старое строение, расположенные в пределах ООПТ, нужно знать:

  1. в границах ООПТ действует особый режим охраны:
    • влияет на характер эксплуатации как земельных участков (ЗУ), принадлежащих правообладателям, так и самой ООПТ
    • определяет возможность/невозможность строительства ОКС на ЗУ
  2. вокруг таких ООПТ, как государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, создаются охранные зоны:
    • представляют собой зоны с особыми условиями использования территории – ЗОУИТ, обладающие своим «багажом» ограничений (пункт 11 статьи 105 ЗК РФ)
    • формируются в соответствии с «Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (утверждены Постановлением Правительства РФ №138 от 19.02.2015)
  3. процедура согласования строительства/реконструкции ОКС отличается от стандартной – она сопряжена:
    • с дополнительными согласованиями (Письмо Минприроды России)
    • с проведением экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (пункт 7.1 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
    • с получением соответствующего положительного заключения экологической экспертизы пункт 1.1 статьи 14 ФЗ «Об экологической экспертизе»):
      • положительного заключения экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ОКС), строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения (пункт 7.1 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
      • положительных заключений или документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в порядке, установленном законодательством РФ
      • заключений:
        • федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы – в случае его рассмотрения указанными органами
        • общественной экологической экспертизы в случае её проведения
      • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления

2. Особенности ООПТ – основа требований к строительству капитальных объектов

 

В состав ООПТ включаются имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение:

  • природные комплексы
  • объекты растительного и животного мира
  • естественные экологические системы

Такие природоохранные территории:

  • расположены на участках земли и водной поверхности с воздушным пространством над ними
  • предназначены для сохранения биологического разнообразия, экологических систем
  • обеспечивают благоприятную окружающую среду для жизни и здоровья человека 

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (пункты 4 и 5 статьи 2) установлено, что ООПТ, по своему правовому статусу, могут быть:

  1. федеральными:
  2. региональными:
    • природные парки
    • государственные природные заказники
    • памятники природы
    • дендрологические парки и ботанические сады
  3. местными/областными

ООПТ, соответственно статусу,  находятся в ведении:

  • федеральных органов исполнительной власти
  • органов исполнительной власти субъектов РФ
  • органов местного самоуправления 

Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ). Земельные участки, природные ресурсы, расположенные в границах ООПТ, находятся:

  • в федеральной собственности
  • в собственности регионов
  • в муниципальной собственности

Использование земель и ЗУ иных категорий, включённых в состав ООПТ, ограничивается – с учётом необходимости защиты природных комплексов ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий:

  • запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ
  • в пределах земель ООПТ не допускается:
    • изменение целевого назначения земельных участков
    • прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению

3. Ограничения и согласования при строительстве в ООПТ федерального значения 

 

Зонирование и благоустройство ООПТ не исключает их застройку различными капитальными объектами. При этом федеральным законодательством устанавливаются не только ограничения, но и требования к выполнению ряда согласований для осуществления строительства. 

1. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам (статья 15 Закона №33-ФЗ).

В числе запретов: 

  1. строительство 
    • садовых домов
    • индивидуальных жилых домов и гаражей
    • дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций
    • объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур
  2. строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов:
    • за исключением объектов, связанных:
      • с функционированием национальных парков
      • с обеспечением функционирования населённых пунктов, расположенных в границах национальных парков 

2. Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 77-ФЗ), вступающим в силу с 1 сентября 2023 года, уточнены запреты и разрешения на строительство капитальных и некапитальных объектов в ООПТ федерального значения: 

  1. На территориях государственных природных заповедников запрещается строительство в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники следующих типов строений:
    • объектов капитального строительства
    • некапитальных строений
    • сооружений
  2. В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускаются (с учётом их функционального зонирования):
    • строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос объектов капитального строительства
    • возведение, эксплуатация и демонтаж:
      • некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
      • элементов благоустройства
      • объектов сопутствующей инфраструктуры

При этом рекреационные объекты строительства, планируемые к размещению в национальных парках, должны быть предназначены:

  • для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
  • для целей культурного развития и экологического просвещения
  • для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания
  • для организации и осуществления передвижения посетителей
  • для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
  • для обеспечения функционирования объектов

Таким образом, Законом №77-ФЗ разрешено создание в специально отведенных для этого местах объектов для временного размещения: необходимых для туризма и туристов:

  • гостиницы
  • кэмпинги
  • глэмпинги
  • объекты культурной, научной и экологической направленности
  • туристические центры
  • объекты общепита
  • прочие объекты

Установлен единственный запрет на строительство в национальных парках – не допускается строительство/эксплуатация ОКС, отнесённых к жилым домам в соответствии с федеральными законами.   

3. Обязательность для физических и юридических лиц согласовывать социально-экономическую деятельность (СЭД) на территориях национальных парков и их охранных зон:

А) Письмо Минприроды России «По вопросу согласования СЭД» ( № 15-53/28230 от 23.09.2021:

  1. указан перечень документов, которые необходимо представить в Минприроды России для принятия решения о согласовании СЭД на территории национального парка (его охранной зоны):
    • информация относительно видов предполагаемой (осуществляемой) деятельности
    • копии правоустанавливающих документов
      • или выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ, ОКС, расположенные на земельном участке (при их наличии)
    • материалы оценки воздействия на окружающую среду
      • за исключением размещения объектов ИЖС
  2. акцентирует внимание на недопустимость размещения ОКС:
    • в нарушение режима особой охраны территории ООПТ
    • без получения согласований, разрешений, необходимых в силу закона

Б). Закон  №77-ФЗ от 18.03. 2023:

  1. устанавливает требование – юридические и физические лица должны согласовывать осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти ООПТ
    • перечень видов экономической и иной деятельности, подлежащих согласованию, и порядок данного согласования устанавливаются Правительством РФ
  2. исключает необходимость согласования видов экономической и иной деятельности в случае, если такие виды деятельности предусмотрены заключёнными соглашениями об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках – при этом:
    • аннулировано требование о приобретении ЗУ для строительства на торгах – в случае, если участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством:
      • предоставление ЗУ в аренду происходит в случае, если по соглашению предполагается осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и (или) эксплуатацию в национальном парке объектов капитального строительства
      • срок аренды ЗУ, предоставляемого без торгов для реализации соглашения, не регламентируется земельным правом, но привязан к сроку, установленному соглашением
      • по истечении действия соглашения, содержащего обязательства по строительству и (или) реконструкции ОКС, такое соглашение подлежит заключению на новый срок:
        • без проведения торгов
        • при условии выполнения инвестором взятых на себя обязательств
      • основаниями отказа в заключении (продлении) соглашения являются:
        • несоответствие ОКС, возведенных на арендованном ЗУ, режиму особой охраны соответствующего национального парка
        • наличие задолженности по арендной плате за  ЗУ
        • невыполнение арендатором условий заключенного договора аренды
        • несоблюдение режима особой охраны национального парка
      • если предметом соглашения не являлись строительство, реконструкция ОКС, то после окончания срока действия соглашения инвестор, в соответствии с гражданским и земельным законодательством, обязан:
        • освободить ЗУ
        • привести ЗУ в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием 
    • если соглашение содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации ОКС, то оно заключается путём проведения торгов  – в форме конкурса в электронной форме

4. Населённые пункты в границах ООПТ

 

4.1. Прошлая и современная ситуация 

 

На природоохранных землях России в настоящее время проживают более 2 млн. человек – в населённых пунктах, расположенных на территориях:

  • 18 заповедников
  • 23 национальных парков
  • 12 федеральных заказников
  • значительной части природных парков (в стране их свыше 90)
  • ряда иных ООПТ регионального значения

В немалом числе случаев такая сложившаяся ситуация – наследие прошлого. Населённые пункты включались в границы заповедных территорий в разные прошедшие годы и десятилетия, в которые действовали различных правовые нормы, определяющие:

  • систему государственного устройства
  • имущественные отношения на землю и природные ресурсы

Вместе с тем, современное законодательство также предусматривает  возможность включения населённых пунктов в ООПТ (статья 3.1 Закона № 33-ФЗ) – при следующих условиях:

  • включение не противоречит режиму особой охраны ООПТ соответствующей категории
  • без изъятия ЗУ и иной недвижимости у правообладателей
  • с возможным изъятием земельных участков (ЗУ) и иной недвижимости у правообладателей – в случае включения населённого пункта в территорию ООПТ федерального значения:
    • государственного природного заповедника
    • национального парка
  • с включением всей территорий населённых пунктов в ООПТ федерального значения в состав функциональные зон ООПТ, режим охраны которых допускает осуществление хозяйственной деятельности (в случае зонирования ООПТ)

Земельные участки (ЗУ), расположенные на территории населённого пункта, включённого в состав ООПТ:

  • могут находиться в собственности:
    • Российской Федерации
    • субъектов РФ
    • муниципалитетов
    • граждан
    • юридических лиц
  • могут быть земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
  • относятся к землям населённых пунктов (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ)
  • не ограничены в обороте (пункт 2 статьи 3.1 ФЗ №33)
  • могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством

 

4.2. ПЗЗ территории населённого пункта в границах ООПТ

 

Земли государственных природных заповедников и национальных парков, полностью или частично расположенных в границах населённого пункта (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ) :

  • сохраняются в собственности Российской Федерации
  • изымаются из оборота 

Использование земельных участков на территории населённого пункта, включенного в состав ООПТ, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой ООПТ (пункт 3 статьи 3.1 Закона N 33-ФЗ).

Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительный регламент для земель ООПТ не устанавливается – в силу требований градостроительного законодательства (пункт 6 статьи 36 ГрК РФ).

Применительно к территории населённого пункта, расположенного полностью/частично в границах ООПТ, градостроительный регламент устанавливается в ином порядке – в соответствии:

  • с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 7 статьи 36 ГрК РФ)
  • с требованиями Закона № 33-ФЗ (пункт 3 статьи 3.1

ПЗЗ, действующие на территории населённого пункта, расположенного полностью/частично в границах ООПТ федерального или регионального значения:

  • согласовываются с органом, в ведении которого находится ООПТ (пункт 8.4 статьи 31 ГрК РФ, Правила согласования):
    • с федеральным органом исполнительной власти 
    • с органом исполнительной власти субъекта РФ
  • задача, решаемая при согласовании, – приведение в соответствие градостроительного регламента территории населённого пункта режиму особой охраны ООПТ
  • механизмом для согласования становится «привязка» режима особой охраны ООПТ к ПЗЗ населённого пункта в составе такой природоохранной территории

Обязательным приложением к проекту ПЗЗ, подготовленному применительно к территории населённого пункта, расположенного в границах ООПТ, становится документ, подтверждающий согласование проекта ПЗЗ:

  • или с федеральным органом исполнительной власти
  • или с органом исполнительной власти субъекта РФ

в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – № 505-ФЗ от 30.12.2020). 

Итог согласования реализуется как в соответствующих разделах ПЗЗ, так и в Положении о конкретной ООПТ, включающем:

  1. порядок использования ЗУ – с установлением разрешённых и запрещённых видов хозяйственной деятельности на ООПТ
  2. установление охранной зоны ООПТ (государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы) – на земельных участках и акваториях, прилегающих к ООПТ:
    • охранные зоны создаются в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на ООПТ
    • в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы ООПТ
    • размер охранных зон: 
      • для государственных природных заповедников и национальных парков – 1 км 
      • для природные парков и памятников природы определяется положением об ООПТ  
  3. функциональное зонирование – необходимость его выполнения определяется положением об ООПТ:
    • выделение в ООПТ функциональных зон/подзон или участков для частичного хозяйственного использования
    • установление основных и вспомогательных ВРИ ЗУ для функциональных зон/подзон ООПТ
  4. установление требований к градостроительному регламенту населённого пункта (пункт 3 статьи 3.1 ФЗ №33), которые отражаются в ПЗЗ:
    • предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС на земельных участках, разрешённое использование которых допускает строительство на них:
      • минимальный отступ от границ ЗУ
      • предельное количество этажей зданий, строений, сооружений 
      • максимальный процент застройки в границах ЗУ
    • использование земельных участков в границах населённого пункта в составе ООПТ осуществляется только с учётом режима особой охраны ООПТ 
  5. запрет (пункт 3 статьи 95 ЗК РФ):
    • на ведение деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ, – на землях:
      • государственных природных заповедников (в том числе биосферных)
      • национальных парков
      • природных парков
      • государственных природных заказников
      • памятников природы
      • дендрологических парков и ботанических садов
    • на изменение целевого назначения (категории земель) земельных участков в составе ООПТ
    • на прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению земельных участков

Установление или изменение вида разрешённого использования земельного участка, расположенного в границах населённого пункта, полностью вошедшего в состав ООПТ:

  • регулируется Законом № 505-ФЗ
  • порядок установления/изменения ВРИ ЗУ разъясняется в совместном письме Росреестра, Минприроды России, Минстроя России и Росимущества 
  • выполняется:
    • или на основании ПЗЗ населённого пункта, утверждённых после вступления в силу Закона № 505-ФЗ
    • или на основании Положения о соответствующей ООПТ – то есть в порядке, установленном Законом № 505-ФЗ:
      • в случае, когда ПЗЗ утверждены до вступления в силу Закона № 505-ФЗ

5. Порядок выдачи разрешениий на строительство ОКС на ООПТ
 

Разрешение на строительство капитальных объектов на ООПТ выдаёт орган, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория (подпункт 6 пункта 5 статьи 51 ГрК РФ): 

  • Минприроды России – если строительство планируется в ООПТ федерального значения
  • если строительство будет вестись в ООПТ регионального значения
    • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
    • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта РФ
    • Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования
    • т.д.
  • орган местного самоуправления – если планируемое строительство будет осуществляться на природоохранной территории областного/местного значения 

Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 505-ФЗ) внесены изменения в полномочия по выдаче разрешительной документации на строительство ОКС в черте населённого пункта, расположенного в пределах ООПТ федерального значения:

  • РНС, уведомления при строительстве объектов ИЖС выдаёт орган местного самоуправления – если сведения о границах населённого пункта внесены в ЕГРН 
  • разрешительную документацию выдаёт Минприроды России –если сведения о границах населённого пункта не внесены в ЕГРН  

 

6. Строительство на ООПТ федерального значения

 

В обычных случаях, когда участки, на которых будет выполняться возведение зданий, расположены вне ООПТ, перед возведением/реконструкцией капитальных объектов требуется получить разрешение на строительство (РНС):

  • порядок получения РНС установлен ГрК РФ (пункты 4 и 6 статьи 51)
  • РНС выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения ЗУ

При строительстве/реконструкции  ОКС в границах ООПТ федерального значения порядок получения РНС иной (в сравнении с традиционным) – предварительно необходимо:

  1. получить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня по проектной документации объектов, строительство/реконструкция которых предполагается осуществить (пункт 7.1 статьи 11 Закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11. 1995)
  2. при планируемом строительстве на участке, расположенном в границах национального парка, – до получения РНС нужно согласовать вопросы социально-экономической деятельности (СЭД) хозяйствующего субъекта с Минприроды России: 
    • согласование выполняется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ
    • с предоставлением следующих документов и сведений для проведения согласования:
      • копии правоустанавливающих документов
        • и/или выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ и ОКС, расположенных земельном участке (при их наличии)
      • информация о видах деятельности, предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке
      • материалы, обосновывающие соблюдение режима особой охраны, установленного на территории ООПТ
        • должны быть разработанными согласно требованиям постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (№ 87 от 16.02. 2008)
      • материалы оценки воздействия на окружающую среду

 

6.1. Разрешение на строительство капитальных объектов

 

Возведение объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах ООПТ федерального значения, легитимно только при получении РНС.

Выдача РНС – компетенция Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Основанием для этого является «Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов» (утв. Приказом № 864 от 29.10.2020) – определяет:

  1. порядок и срок предоставления услуги
  2. порядок и способы подачи документов, представляемых заявителем 
  3. порядок получения:
    • информации заявителем по вопросам предоставления  услуги
    • сведений о ходе предоставления услуги (в том числе с использованием Единого портала)
  4. последовательность административных процедур (действий) Минприроды России, осуществляемых по запросу заявителей
  5. порядок взаимодействия Минприроды России с заявителями по выдаче:
    • разрешений на строительство и реконструкцию ОКС, планируемых в границах ОППТ федерального значения
    • разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
  6. результаты предоставления услуги и порядок направления документа, являющегося результатом предоставления услуги
  7. перечень оснований для отказа в предоставлении услуги
  8. справочные сведения о Минприроды России:
  9. порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) должностными лицами Минприроды России в ходе предоставления государственной услуги
  10. проведение консультирования по вопросам предоставления:
    • разрешительной документации по строительству ОКС
    • по предоставлению иной информации о порядке предоставления государственной услуги

Состав услуг

  1. выдача:
    • или РНС (этап строительства) ОКС, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ федерального значения
    • или уведомления об отказе в выдаче РНС
  2. выдача:
    • или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (этапа) капитального строительства, ввод в эксплуатацию которого планируется осуществлять в границах ООПТ:
      • в отношении объектов, строительство которых начато до 02.08.2019
    • или уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  3. выдача:
    • или РНС с отметкой о продлении срока действия РНС
    • или уведомления об отказе в продлении срока действия РНС
  4. выдача:
    • или РНС с отметкой о внесении изменений в разрешение на строительство
    • или уведомления об отказе во внесении изменений в РНС
  5. исправление технических ошибок:
    • в РНС капитального объекта
    • в разрешении на ввод в эксплуатацию ОКС

Круг заявителей на предоставление государственной услуги – физические и юридические лица, обеспечивающие в границах ООПТ федерального значения:

  • строительство/реконструкцию ОКС
  • ввод в эксплуатацию ОКС

Порядок получения услуг

Основанием для предоставления государственной услуги соответствующего вида является заявление застройщика, направленное в Минприроды России. Оно может быть направлено:

  1. лично, через МФЦ, Почтой России – в письменной форме  на бумажном носителе
      • по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995
      • график работы Минприроды России: понедельник – четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье - выходные
  2. в форме электронного документа 

Для заявлений на предоставление соответствующих госуслуг в письменном формате установлены специальные формы, представленные в Приложении 1 к Регламенту.

К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых изложен в пунктах 22–33 Регламента. К примеру, для получения РНС необходимы:

  1. документ, удостоверяющего личность
    • или доверенность, оформленная в порядке, установленном законодательством РФ
    • или иные документы, подтверждающие основания для представления интересов заявителя при подаче заявления и документов
  2. правоустанавливающие акты на землю – в том числе:
    • соглашение об установлении сервитута
    • решение об установлении публичного сервитута
  3. схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (СРЗУ на КПТ), на основании которой был образован земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка 
  4. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
  5. схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ)
  6. результаты инженерных изысканий (в том числе экологических)
  7. материалы, содержащиеся в утвержденной проектной документации (подлежат направлению (представлению) в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРН):
    • пояснительная записка
    • схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), выполненная в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ
      • в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам – проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории)
    • разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту строительства – в случае подготовки проектной документации применительно к объектам
      • здравоохранения
      • образования
      • культуры
      • отдыха
      • спорта
      • социально-культурного и коммунально-бытового назначения
      • транспорта
      • торговли
      • общественного питания
      • делового, административного, финансового, религиозного назначения
      • жилищного фонда
    • проект организации строительства объекта строительства (включая проект организации работ по сносу объектов строительства, их частей – в случае необходимости сноса объектов строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов строительства)
    • проектная документация с отражением мер по защите экологических ресурсов
    • положительное заключение экспертизы проектной документации
    • т.д.

Срок принятия решения

По всем видам заявляемых государственных услуг срок принятия решений Минприроды России – не более 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Результат предоставления государственной услуги направляется (выдаётся) заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.

 

 6.2.  Строительство/реконструкция объектов ИЖС в населённом пункте в ООПТ федерального значения
 

В случае строительства на земельных участках в черте населённого пункта, расположенных в ООПТ

  • индивидуальных жилых домов
  • гаражей
  • садовых домов

не требуется:

  1. подготовка проектной докумнтации
  2. экологическая экспертиза проекта
  3. получение разрешения на строительство (РНС)

Разрешительной документацией для строительства садового и жилого дома является уведомление (статья 51.1 ГрК РФ) :

о соответствии параметров планируемых к строительству/реконструкции объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, 

которое оформляется и направляется застройщику органом, ответственным за выдачу разрешительной документации.

Специальные формы взаимных уведомлений застройщика и органа, выдающего разрешительную документацию, утверждены приказом Минстроя России ( № 591/пр от 19.09. 2018) 

 

6.3. Особенности уведомительного порядка при строительстве на федеральных ООПТ
 

Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№505-ФЗ) внесены корректировки в полномочия по выдаче разрешительной документации на строительство в пределах ООПТ.

При строительстве ОКС, в том числе садовых и индивидуальных жилых домов на земельных участках в населённых пунктах, расположенных в границах ООПТ федерального значения, существуют нюансы, касающиеся порядка предоставления разрешительной документации: установленные Законом №505–ФЗ

  • уведомление выдаётся органом местного самоуправления – если сведения о границах населённого пункта внесены в ЕГРН
  • уведомления выдаются Минприроды России – если в ЕГРН не внесены сведения о границах населённых пунктов 

В случае строительства ИЖС на территории такого ООПТ федерального значения, как национальный парк, застройщикам необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности (СЭД) – как хозяйствующим субъектам на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон:

  • пункт 4 статьи 15 Закона №33-ФЗ
  • Письмо Минприроды России «По вопросу согласования СЭД» (№ 15-53/28230 от 23.09.2021):

Для принятия решения о согласовании СЭД всем физическим и юридическим лицам необходимо до направления уведомления о планируемом строительстве:

  1. определить вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ)
  2. представить в Минприроды России (для принятия им решения о согласовании деятельности):
  3. копии правоустанавливающих документов
    • и/или выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ и ОКС, расположенных на  земельном участке (при их наличии)
  4. информацию о видах деятельности, предполагаемой или осуществляемой на земельном участке 

 

7. Строительстве/реконструкции ОКС в ООПТ регионального значения
 

Для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, который располагается на участке, расположенном в границах ООПТ регионального значения, застройщику:

  1. не нужно готовить материалы для проведения государственной экологической экспертизы и, соответственно, получать положительное экспертное заключение по проектной документации ОКС, планируемых к строительству/реконструкции:
    • статья 12 «Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня» в Законе «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23.11.1995 – указывает на то, что проект ОКС в составе ООПТ регионального значения не относится к объектам экспертизы
  2. нужно получить РНС – в органе, в ведении которого находятся вопросы по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:
    • направив заявление
    • приложив к заявлению необходимый комплект документов

В субъектах РФ разработаны региональные Административные регламенты предоставления государственной услуги по выдаче РНС на строительство ОКС, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Примеры:

  • в Пермском крае – Услуга по выдаче разрешения на строительство и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ
    • услугу предоставляет Минприроды Пермского края 
  • Для строительства (реконструкции) ОКС, который располагается в границах ООПТ регионального значения Санкт-Петербурга, застройщику нужно получить разрешение в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности – используя Портал госуслуг Санкт-Петербурга

 

Полезно знать

 

  1. Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
  2. Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
  3. Археологическая разведка на земельных участках перед началом строительства ОКС – здесь
  4. Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
  5. Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
  6. Вспомогательные строения и сооружения. Критерии отнесения построек на участках к таким объектам – 2023 – здесь
  7. Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь
  8. Туризм и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – с 1 сентября 2023 года – здесь
  9. Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
  10. Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
  11. Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь

 


Поделиться:






наверх