Разрешения и запреты на строительство в границах ООПТ
Содержание
- Общие положения о строительстве в ООПТ
- Особенности ООПТ – основа требований к строительству капитальных объектов
- Ограничения и согласования при строительстве в ООПТ федерального значения
- Населённые пункты в границах ООПТ
- Порядок выдачи разрешений на строительство ОКС на ООПТ
- Строительство на ООПТ федерального значения
- Строительстве/реконструкции ОКС в ООПТ регионального значения
1. Общие положения о строительстве в ООПТ
Согласно экспертным сведениям, использованным при подготовке Закона №77-ФЗ от 18.03. 2023, внёсшего изменения в законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), в текущий период времени в России насчитывается 12 29 ООПТ различного уровня:
- 336 ООПТ федерального значения
- 10 742 ООПТ регионального значения
- 1214 ООПТ местного значения
В их границы, по факту, в разное время были включены земельные участки, принадлежащие не самим ООПТ, а частным собственникам (физическим и юридическим лицам), для которых решение вопросов с застройкой стало проблематичным – в силу режима особой охраны: устанавливаемого таких территорий.
Строительство капитальных объектов на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – задача, не относящаяся к разряду простых. Её решение будет возможным по итогам экологической экспертизы проекта здания и его общественного обсуждения. Возведение садовых и жилых домов на ООПТ допускается только на землях населённых пунктов.
При необходимости возвести новый объект капитального строительства (ОКС) или реконструировать старое строение, расположенные в пределах ООПТ, нужно знать:
- в границах ООПТ действует особый режим охраны:
- влияет на характер эксплуатации как земельных участков (ЗУ), принадлежащих правообладателям, так и самой ООПТ
- определяет возможность/невозможность строительства ОКС на ЗУ
- вокруг таких ООПТ, как государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, создаются охранные зоны:
- представляют собой зоны с особыми условиями использования территории – ЗОУИТ, обладающие своим «багажом» ограничений (пункт 11 статьи 105 ЗК РФ)
- формируются в соответствии с «Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (утверждены Постановлением Правительства РФ №138 от 19.02.2015)
- процедура согласования строительства/реконструкции ОКС отличается от стандартной – она сопряжена:
- с дополнительными согласованиями (Письмо Минприроды России)
- с проведением экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (пункт 7.1 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
- с получением соответствующего положительного заключения экологической экспертизы пункт 1.1 статьи 14 ФЗ «Об экологической экспертизе»):
- положительного заключения экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ОКС), строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения (пункт 7.1 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
- положительных заключений или документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в порядке, установленном законодательством РФ
- заключений:
- федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы – в случае его рассмотрения указанными органами
- общественной экологической экспертизы в случае её проведения
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления
2. Особенности ООПТ – основа требований к строительству капитальных объектов
В состав ООПТ включаются имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение:
- природные комплексы
- объекты растительного и животного мира
- естественные экологические системы
Такие природоохранные территории:
- расположены на участках земли и водной поверхности с воздушным пространством над ними
- предназначены для сохранения биологического разнообразия, экологических систем
- обеспечивают благоприятную окружающую среду для жизни и здоровья человека
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (пункты 4 и 5 статьи 2) установлено, что ООПТ, по своему правовому статусу, могут быть:
- федеральными:
- региональными:
- природные парки
- государственные природные заказники
- памятники природы
- дендрологические парки и ботанические сады
- местными/областными
ООПТ, соответственно статусу, находятся в ведении:
- федеральных органов исполнительной власти
- органов исполнительной власти субъектов РФ
- органов местного самоуправления
Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ). Земельные участки, природные ресурсы, расположенные в границах ООПТ, находятся:
- в федеральной собственности
- в собственности регионов
- в муниципальной собственности
Использование земель и ЗУ иных категорий, включённых в состав ООПТ, ограничивается – с учётом необходимости защиты природных комплексов ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий:
- запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ
- в пределах земель ООПТ не допускается:
- изменение целевого назначения земельных участков
- прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению
3. Ограничения и согласования при строительстве в ООПТ федерального значения
Зонирование и благоустройство ООПТ не исключает их застройку различными капитальными объектами. При этом федеральным законодательством устанавливаются не только ограничения, но и требования к выполнению ряда согласований для осуществления строительства.
1. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам (статья 15 Закона №33-ФЗ).
В числе запретов:
- строительство
- садовых домов
- индивидуальных жилых домов и гаражей
- дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций
- объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур
- строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов:
- за исключением объектов, связанных:
- с функционированием национальных парков
- с обеспечением функционирования населённых пунктов, расположенных в границах национальных парков
- за исключением объектов, связанных:
2. Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 77-ФЗ), вступающим в силу с 1 сентября 2023 года, уточнены запреты и разрешения на строительство капитальных и некапитальных объектов в ООПТ федерального значения:
- На территориях государственных природных заповедников запрещается строительство в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники следующих типов строений:
- объектов капитального строительства
- некапитальных строений
- сооружений
- В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускаются (с учётом их функционального зонирования):
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос объектов капитального строительства
- возведение, эксплуатация и демонтаж:
- некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов)
- элементов благоустройства
- объектов сопутствующей инфраструктуры
При этом рекреационные объекты строительства, планируемые к размещению в национальных парках, должны быть предназначены:
- для временного размещения посетителей при посещении национальных парков
- для целей культурного развития и экологического просвещения
- для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания
- для организации и осуществления передвижения посетителей
- для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков
- для обеспечения функционирования объектов
Таким образом, Законом №77-ФЗ разрешено создание в специально отведенных для этого местах объектов для временного размещения: необходимых для туризма и туристов:
- гостиницы
- кэмпинги
- глэмпинги
- объекты культурной, научной и экологической направленности
- туристические центры
- объекты общепита
- прочие объекты
Установлен единственный запрет на строительство в национальных парках – не допускается строительство/эксплуатация ОКС, отнесённых к жилым домам в соответствии с федеральными законами.
3. Обязательность для физических и юридических лиц согласовывать социально-экономическую деятельность (СЭД) на территориях национальных парков и их охранных зон:
А) Письмо Минприроды России «По вопросу согласования СЭД» ( № 15-53/28230 от 23.09.2021:
- указан перечень документов, которые необходимо представить в Минприроды России для принятия решения о согласовании СЭД на территории национального парка (его охранной зоны):
- информация относительно видов предполагаемой (осуществляемой) деятельности
- копии правоустанавливающих документов
- или выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ, ОКС, расположенные на земельном участке (при их наличии)
- материалы оценки воздействия на окружающую среду
- за исключением размещения объектов ИЖС
- акцентирует внимание на недопустимость размещения ОКС:
- в нарушение режима особой охраны территории ООПТ
- без получения согласований, разрешений, необходимых в силу закона
Б). Закон №77-ФЗ от 18.03. 2023:
- устанавливает требование – юридические и физические лица должны согласовывать осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти ООПТ
- перечень видов экономической и иной деятельности, подлежащих согласованию, и порядок данного согласования устанавливаются Правительством РФ
- исключает необходимость согласования видов экономической и иной деятельности в случае, если такие виды деятельности предусмотрены заключёнными соглашениями об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках – при этом:
- аннулировано требование о приобретении ЗУ для строительства на торгах – в случае, если участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством:
- предоставление ЗУ в аренду происходит в случае, если по соглашению предполагается осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и (или) эксплуатацию в национальном парке объектов капитального строительства
- срок аренды ЗУ, предоставляемого без торгов для реализации соглашения, не регламентируется земельным правом, но привязан к сроку, установленному соглашением
- по истечении действия соглашения, содержащего обязательства по строительству и (или) реконструкции ОКС, такое соглашение подлежит заключению на новый срок:
- без проведения торгов
- при условии выполнения инвестором взятых на себя обязательств
- основаниями отказа в заключении (продлении) соглашения являются:
- несоответствие ОКС, возведенных на арендованном ЗУ, режиму особой охраны соответствующего национального парка
- наличие задолженности по арендной плате за ЗУ
- невыполнение арендатором условий заключенного договора аренды
- несоблюдение режима особой охраны национального парка
- если предметом соглашения не являлись строительство, реконструкция ОКС, то после окончания срока действия соглашения инвестор, в соответствии с гражданским и земельным законодательством, обязан:
- освободить ЗУ
- привести ЗУ в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием
- если соглашение содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации ОКС, то оно заключается путём проведения торгов – в форме конкурса в электронной форме
- аннулировано требование о приобретении ЗУ для строительства на торгах – в случае, если участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством:
4. Населённые пункты в границах ООПТ
4.1. Прошлая и современная ситуация
На природоохранных землях России в настоящее время проживают более 2 млн. человек – в населённых пунктах, расположенных на территориях:
- 18 заповедников
- 23 национальных парков
- 12 федеральных заказников
- значительной части природных парков (в стране их свыше 90)
- ряда иных ООПТ регионального значения
В немалом числе случаев такая сложившаяся ситуация – наследие прошлого. Населённые пункты включались в границы заповедных территорий в разные прошедшие годы и десятилетия, в которые действовали различных правовые нормы, определяющие:
- систему государственного устройства
- имущественные отношения на землю и природные ресурсы
Вместе с тем, современное законодательство также предусматривает возможность включения населённых пунктов в ООПТ (статья 3.1 Закона № 33-ФЗ) – при следующих условиях:
- включение не противоречит режиму особой охраны ООПТ соответствующей категории
- без изъятия ЗУ и иной недвижимости у правообладателей
- с возможным изъятием земельных участков (ЗУ) и иной недвижимости у правообладателей – в случае включения населённого пункта в территорию ООПТ федерального значения:
- государственного природного заповедника
- национального парка
- с включением всей территорий населённых пунктов в ООПТ федерального значения в состав функциональные зон ООПТ, режим охраны которых допускает осуществление хозяйственной деятельности (в случае зонирования ООПТ)
Земельные участки (ЗУ), расположенные на территории населённого пункта, включённого в состав ООПТ:
- могут находиться в собственности:
- Российской Федерации
- субъектов РФ
- муниципалитетов
- граждан
- юридических лиц
- могут быть земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
- относятся к землям населённых пунктов (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ)
- не ограничены в обороте (пункт 2 статьи 3.1 ФЗ №33)
- могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством
4.2. ПЗЗ территории населённого пункта в границах ООПТ
Земли государственных природных заповедников и национальных парков, полностью или частично расположенных в границах населённого пункта (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ) :
- сохраняются в собственности Российской Федерации
- изымаются из оборота
Использование земельных участков на территории населённого пункта, включенного в состав ООПТ, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой ООПТ (пункт 3 статьи 3.1 Закона N 33-ФЗ).
Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительный регламент для земель ООПТ не устанавливается – в силу требований градостроительного законодательства (пункт 6 статьи 36 ГрК РФ).
Применительно к территории населённого пункта, расположенного полностью/частично в границах ООПТ, градостроительный регламент устанавливается в ином порядке – в соответствии:
- с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 7 статьи 36 ГрК РФ)
- с требованиями Закона № 33-ФЗ (пункт 3 статьи 3.1)
ПЗЗ, действующие на территории населённого пункта, расположенного полностью/частично в границах ООПТ федерального или регионального значения:
- согласовываются с органом, в ведении которого находится ООПТ (пункт 8.4 статьи 31 ГрК РФ, Правила согласования):
- с федеральным органом исполнительной власти
- с органом исполнительной власти субъекта РФ
- задача, решаемая при согласовании, – приведение в соответствие градостроительного регламента территории населённого пункта режиму особой охраны ООПТ
- механизмом для согласования становится «привязка» режима особой охраны ООПТ к ПЗЗ населённого пункта в составе такой природоохранной территории
Обязательным приложением к проекту ПЗЗ, подготовленному применительно к территории населённого пункта, расположенного в границах ООПТ, становится документ, подтверждающий согласование проекта ПЗЗ:
- или с федеральным органом исполнительной власти
- или с органом исполнительной власти субъекта РФ
в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – № 505-ФЗ от 30.12.2020).
Итог согласования реализуется как в соответствующих разделах ПЗЗ, так и в Положении о конкретной ООПТ, включающем:
- порядок использования ЗУ – с установлением разрешённых и запрещённых видов хозяйственной деятельности на ООПТ
- установление охранной зоны ООПТ (государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы) – на земельных участках и акваториях, прилегающих к ООПТ:
- охранные зоны создаются в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на ООПТ
- в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы ООПТ
- размер охранных зон:
- для государственных природных заповедников и национальных парков – 1 км
- пункт 11 Правил создания охранных зон
- для природные парков и памятников природы определяется положением об ООПТ
- для государственных природных заповедников и национальных парков – 1 км
- функциональное зонирование – необходимость его выполнения определяется положением об ООПТ:
- выделение в ООПТ функциональных зон/подзон или участков для частичного хозяйственного использования
- установление основных и вспомогательных ВРИ ЗУ для функциональных зон/подзон ООПТ
- установление требований к градостроительному регламенту населённого пункта (пункт 3 статьи 3.1 ФЗ №33), которые отражаются в ПЗЗ:
- предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС на земельных участках, разрешённое использование которых допускает строительство на них:
- минимальный отступ от границ ЗУ
- предельное количество этажей зданий, строений, сооружений
- максимальный процент застройки в границах ЗУ
- использование земельных участков в границах населённого пункта в составе ООПТ осуществляется только с учётом режима особой охраны ООПТ
- предельные параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС на земельных участках, разрешённое использование которых допускает строительство на них:
- запрет (пункт 3 статьи 95 ЗК РФ):
- на ведение деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ, – на землях:
- государственных природных заповедников (в том числе биосферных)
- национальных парков
- природных парков
- государственных природных заказников
- памятников природы
- дендрологических парков и ботанических садов
- на изменение целевого назначения (категории земель) земельных участков в составе ООПТ
- на прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению земельных участков
- на ведение деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ, – на землях:
Установление или изменение вида разрешённого использования земельного участка, расположенного в границах населённого пункта, полностью вошедшего в состав ООПТ:
- регулируется Законом № 505-ФЗ
- порядок установления/изменения ВРИ ЗУ разъясняется в совместном письме Росреестра, Минприроды России, Минстроя России и Росимущества
- выполняется:
- или на основании ПЗЗ населённого пункта, утверждённых после вступления в силу Закона № 505-ФЗ
- или на основании Положения о соответствующей ООПТ – то есть в порядке, установленном Законом № 505-ФЗ:
- в случае, когда ПЗЗ утверждены до вступления в силу Закона № 505-ФЗ
5. Порядок выдачи разрешениий на строительство ОКС на ООПТ
Разрешение на строительство капитальных объектов на ООПТ выдаёт орган, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория (подпункт 6 пункта 5 статьи 51 ГрК РФ):
- Минприроды России – если строительство планируется в ООПТ федерального значения
- если строительство будет вестись в ООПТ регионального значения
- Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта РФ
- Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования
- т.д.
- орган местного самоуправления – если планируемое строительство будет осуществляться на природоохранной территории областного/местного значения
Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 505-ФЗ) внесены изменения в полномочия по выдаче разрешительной документации на строительство ОКС в черте населённого пункта, расположенного в пределах ООПТ федерального значения:
- РНС, уведомления при строительстве объектов ИЖС выдаёт орган местного самоуправления – если сведения о границах населённого пункта внесены в ЕГРН
- разрешительную документацию выдаёт Минприроды России –если сведения о границах населённого пункта не внесены в ЕГРН
6. Строительство на ООПТ федерального значения
В обычных случаях, когда участки, на которых будет выполняться возведение зданий, расположены вне ООПТ, перед возведением/реконструкцией капитальных объектов требуется получить разрешение на строительство (РНС):
- порядок получения РНС установлен ГрК РФ (пункты 4 и 6 статьи 51)
- РНС выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения ЗУ
При строительстве/реконструкции ОКС в границах ООПТ федерального значения порядок получения РНС иной (в сравнении с традиционным) – предварительно необходимо:
- получить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня по проектной документации объектов, строительство/реконструкция которых предполагается осуществить (пункт 7.1 статьи 11 Закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11. 1995)
- при планируемом строительстве на участке, расположенном в границах национального парка, – до получения РНС нужно согласовать вопросы социально-экономической деятельности (СЭД) хозяйствующего субъекта с Минприроды России:
- согласование выполняется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ
- с предоставлением следующих документов и сведений для проведения согласования:
- копии правоустанавливающих документов
- и/или выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ и ОКС, расположенных земельном участке (при их наличии)
- информация о видах деятельности, предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке
- материалы, обосновывающие соблюдение режима особой охраны, установленного на территории ООПТ
- должны быть разработанными согласно требованиям постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (№ 87 от 16.02. 2008)
- материалы оценки воздействия на окружающую среду
- копии правоустанавливающих документов
6.1. Разрешение на строительство капитальных объектов
Возведение объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах ООПТ федерального значения, легитимно только при получении РНС.
Выдача РНС – компетенция Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Основанием для этого является «Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов» (утв. Приказом № 864 от 29.10.2020) – определяет:
- порядок и срок предоставления услуги
- порядок и способы подачи документов, представляемых заявителем
- порядок получения:
- информации заявителем по вопросам предоставления услуги
- сведений о ходе предоставления услуги (в том числе с использованием Единого портала)
- последовательность административных процедур (действий) Минприроды России, осуществляемых по запросу заявителей
- порядок взаимодействия Минприроды России с заявителями по выдаче:
- разрешений на строительство и реконструкцию ОКС, планируемых в границах ОППТ федерального значения
- разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
- результаты предоставления услуги и порядок направления документа, являющегося результатом предоставления услуги
- перечень оснований для отказа в предоставлении услуги
- справочные сведения о Минприроды России:
- порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) должностными лицами Минприроды России в ходе предоставления государственной услуги
- проведение консультирования по вопросам предоставления:
- разрешительной документации по строительству ОКС
- по предоставлению иной информации о порядке предоставления государственной услуги
Состав услуг
- выдача:
- или РНС (этап строительства) ОКС, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ федерального значения
- или уведомления об отказе в выдаче РНС
- выдача:
- или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (этапа) капитального строительства, ввод в эксплуатацию которого планируется осуществлять в границах ООПТ:
- в отношении объектов, строительство которых начато до 02.08.2019
- или уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (этапа) капитального строительства, ввод в эксплуатацию которого планируется осуществлять в границах ООПТ:
- выдача:
- или РНС с отметкой о продлении срока действия РНС
- или уведомления об отказе в продлении срока действия РНС
- выдача:
- или РНС с отметкой о внесении изменений в разрешение на строительство
- или уведомления об отказе во внесении изменений в РНС
- исправление технических ошибок:
- в РНС капитального объекта
- в разрешении на ввод в эксплуатацию ОКС
Круг заявителей на предоставление государственной услуги – физические и юридические лица, обеспечивающие в границах ООПТ федерального значения:
- строительство/реконструкцию ОКС
- ввод в эксплуатацию ОКС
Порядок получения услуг
Основанием для предоставления государственной услуги соответствующего вида является заявление застройщика, направленное в Минприроды России. Оно может быть направлено:
- лично, через МФЦ, Почтой России – в письменной форме на бумажном носителе
-
- по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995
- график работы Минприроды России: понедельник – четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье - выходные
-
- в форме электронного документа
Для заявлений на предоставление соответствующих госуслуг в письменном формате установлены специальные формы, представленные в Приложении 1 к Регламенту.
К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых изложен в пунктах 22–33 Регламента. К примеру, для получения РНС необходимы:
- документ, удостоверяющего личность
- или доверенность, оформленная в порядке, установленном законодательством РФ
- или иные документы, подтверждающие основания для представления интересов заявителя при подаче заявления и документов
- правоустанавливающие акты на землю – в том числе:
- соглашение об установлении сервитута
- решение об установлении публичного сервитута
- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (СРЗУ на КПТ), на основании которой был образован земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
- схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ)
- результаты инженерных изысканий (в том числе экологических)
- материалы, содержащиеся в утвержденной проектной документации (подлежат направлению (представлению) в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРН):
- пояснительная записка
- схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), выполненная в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ
- в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам – проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории)
- разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту строительства – в случае подготовки проектной документации применительно к объектам
- здравоохранения
- образования
- культуры
- отдыха
- спорта
- социально-культурного и коммунально-бытового назначения
- транспорта
- торговли
- общественного питания
- делового, административного, финансового, религиозного назначения
- жилищного фонда
- проект организации строительства объекта строительства (включая проект организации работ по сносу объектов строительства, их частей – в случае необходимости сноса объектов строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов строительства)
- проектная документация с отражением мер по защите экологических ресурсов
- положительное заключение экспертизы проектной документации
- т.д.
Срок принятия решения
По всем видам заявляемых государственных услуг срок принятия решений Минприроды России – не более 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Результат предоставления государственной услуги направляется (выдаётся) заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.
6.2. Строительство/реконструкция объектов ИЖС в населённом пункте в ООПТ федерального значения
В случае строительства на земельных участках в черте населённого пункта, расположенных в ООПТ
- индивидуальных жилых домов
- гаражей
- садовых домов
не требуется:
- подготовка проектной докумнтации
- экологическая экспертиза проекта
- получение разрешения на строительство (РНС)
Разрешительной документацией для строительства садового и жилого дома является уведомление (статья 51.1 ГрК РФ) :
о соответствии параметров планируемых к строительству/реконструкции объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке,
которое оформляется и направляется застройщику органом, ответственным за выдачу разрешительной документации.
Специальные формы взаимных уведомлений застройщика и органа, выдающего разрешительную документацию, утверждены приказом Минстроя России ( № 591/пр от 19.09. 2018)
6.3. Особенности уведомительного порядка при строительстве на федеральных ООПТ
Законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№505-ФЗ) внесены корректировки в полномочия по выдаче разрешительной документации на строительство в пределах ООПТ.
При строительстве ОКС, в том числе садовых и индивидуальных жилых домов на земельных участках в населённых пунктах, расположенных в границах ООПТ федерального значения, существуют нюансы, касающиеся порядка предоставления разрешительной документации: установленные Законом №505–ФЗ:
- уведомление выдаётся органом местного самоуправления – если сведения о границах населённого пункта внесены в ЕГРН
- уведомления выдаются Минприроды России – если в ЕГРН не внесены сведения о границах населённых пунктов
В случае строительства ИЖС на территории такого ООПТ федерального значения, как национальный парк, застройщикам необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности (СЭД) – как хозяйствующим субъектам на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон:
- пункт 4 статьи 15 Закона №33-ФЗ
- Письмо Минприроды России «По вопросу согласования СЭД» (№ 15-53/28230 от 23.09.2021):
Для принятия решения о согласовании СЭД всем физическим и юридическим лицам необходимо до направления уведомления о планируемом строительстве:
- определить вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ)
- представить в Минприроды России (для принятия им решения о согласовании деятельности):
- копии правоустанавливающих документов
- и/или выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ЗУ и ОКС, расположенных на земельном участке (при их наличии)
- информацию о видах деятельности, предполагаемой или осуществляемой на земельном участке
7. Строительстве/реконструкции ОКС в ООПТ регионального значения
Для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, который располагается на участке, расположенном в границах ООПТ регионального значения, застройщику:
- не нужно готовить материалы для проведения государственной экологической экспертизы и, соответственно, получать положительное экспертное заключение по проектной документации ОКС, планируемых к строительству/реконструкции:
- нужно получить РНС – в органе, в ведении которого находятся вопросы по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:
- направив заявление
- приложив к заявлению необходимый комплект документов
В субъектах РФ разработаны региональные Административные регламенты предоставления государственной услуги по выдаче РНС на строительство ОКС, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Примеры:
- в Пермском крае – Услуга по выдаче разрешения на строительство и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ
- услугу предоставляет Минприроды Пермского края
- Для строительства (реконструкции) ОКС, который располагается в границах ООПТ регионального значения Санкт-Петербурга, застройщику нужно получить разрешение в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности – используя Портал госуслуг Санкт-Петербурга
Полезно знать
- Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
- Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
- Археологическая разведка на земельных участках перед началом строительства ОКС – здесь
- Регламент согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) капитальных объектов – с 1 сентября 2023 года – здесь
- Переуступка права аренды муниципального/государственного земельного участка – 2023 – здесь
- Вспомогательные строения и сооружения. Критерии отнесения построек на участках к таким объектам – 2023 – здесь
- Сброс бытовых стоков на земельных участках в водоохранных зонах. УФ-обеззараживание вод на выходе ЛОС – здесь
- Туризм и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – с 1 сентября 2023 года – здесь
- Условия включения территорий СНТ и ОНТ в границы населённых пунктов – 2023 – здесь
- Общая совместная и долевая собственность на землю. Порядок использования, продажи и застройки участков – здесь
- Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь