Согласование архитектурно-градостроительного облика (АГО)
Содержание
- Согласование АГО капитальных обектов – обязательная процедура
- Формирование требований к АГО капитальных объектов в градостроительных регламентах
- Регламент согласования АГО для объектов капстроительства жилого и нежилого назначения
- Согласование АГО – драйвер инвестиционно-строительной активности в регионах
1. Согласование АГО капитальных объектов – обязательная процедура
Очередным изменением в законодательстве, произошедшим в. сентябре 2023 года, стало включение в Градостроительный кодекс РФ процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) объектов капитального строительства (ОКС) – с принятием:
- правил проведений согласования
- требований к АГО ОКС
АГО ОКС – внешний облик здания, строения, сооружения:
- воплощает совокупность архитектурных, цветовых (колористических), объёмно-планировочных, композиционных решений
- разрабатывается в виде проектной документации – содержит разделы:
- функциональные, конструктивные и художественнын особенности объекта (строительные материалы, конструкции, отделка фасадов)
- архитектурно-художественное освещение – при наличии подсветки фасадов зданий и сооружений
- визуальная концепция – отображение того, как возводимое/достраивающееся/реконструируемое здание будет смотреться в застройке, окружающей объект
Установлена обязательность согласования АГО возводимых/достраиваемых/реконструируемых зданий и сооружений, расположенных в зонах памятников архитектурного, культурного наследия, а также исторических памятников (пункт 1 статьи 40.1 ГрК РФ).
Согласование архитектурно-градостроительного облика ОКС:
- требуется при новом строительстве/реконструкции объектов, а также если в ходе работ изменяются их параметры
- необходимо для многоквартирных и блокированных жилых домов, объектов нежилого назначения и социальной нфраструктуры
- является необходимым этапом перед получением РНС:
- для получения разрешения на строительство (РНС) объекта капитального строительства в границах территорий, в которых предусматриваются требования к АГО, застройщикам необходимо будет приложить к заявлению согласование архитектурно-градостроительного облика
- проводится перед разработкой проектной документации и оформлением РНС:
- в проектных документах обязательно должно быть указание на согласованные архитектурные решения, которые были приняты на основании утверждённого АГО
- отсутствие материалов согласования АГО делает невозможным оформление РНС или восстановление объекта недвижимости
Этот удобный инструмент влияния на облик населённых пунктов и городов при проектировании и строительстве используется муниципальными властями в целях:
- исключения хаотичности в строительстве, создаваемой в случае использования застройщиком произвольных:
- архитектурных решений
- технических параметров (этажность, высотность, другие)
- колористики (цветовые решения)
- сохранения общей концепции застройки территорий исторических поселений
- обеспечения современных представлений о комфортной среде обитания, урбанистике
- установления соответствия «архитектурного мнения» застройщика установленным ограничениям
1.1. Новые требования к АГО ОКС
С 1 сентября 2023 года в требованиях к АГО капитальных объектов, возводимых на территориях муниципальных населённых пунктов и городов, появились существенные поправки – они стали вводиться в ПЗЗ городов и населённых пунктов:
- на карте градостроительного зонирования отображается территория, на которой действуют требования АГО
- требования к АГО включаются в градостроительные регламенты, установленные для территории, на которой они действуют:
- в исторических центрах устанавливаются более строгие ограничения, чтобы защитить их исторический облик
Ранее повлиять на внешний облик новостроек местные власти могли, прописав требования к АГО в правилах благоустройства.
Примечания
1. Внесение изменений в ПЗЗ до 01.09. 2023, связанных:
- с формированием территории, в границах которых предусматриваются требования к АГО ОКС
- с отображением таких территорий на картах градостроительного зонирования
осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (пункты 4 и 5 статьи 5 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты…» – № 612-ФЗ от 29.12.2022).
Процедура по внесению изменений, указанных выше, после даты 01.09.2023 будет выполняться с проведением общественных обсуждений или публичных слушаний.
2. Границы территорий, в границах которых предусматриваются требования к АГО ОКС (пункт 5.3 статьи 30 ГрК РФ):
- могут не совпадать с границами территориальных зон
- могут отображаться на отдельной карте ПЗЗ
3. С 01.09.2023 форма градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) дополняется разделом, содержащим информацию о требованиях к архитектурно-градостроительному облику ОКС (Приказ Минстроя РФ № 248/пр от 04.04.2023).
1.2. «Родитель» законодательных изменений
Все «сентябрьские новинки» введены правительственным Постановлением «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства» (№857 от 23.05.2023).
На основании указанного Постановления:
- были дополнены положения Градостроительного кодекса РФ:
- пункт 5.3 статьи 30
- пункт 6.2 статьи 30
- новая статья 40.1
- расширены полномочия муниципальных властей в принятии решений:
- по регулированию застройки в населённых пунктах и городах
- по защите и развитию облика городов и других населённых пунктов
- внесены уточнения/дополнения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий своих городов и населённых пунктов – муниципальными властями:
- был определён перечень территорий, в отношении которых согласование АГО будет обязательным
- в границы таких территорий были включены значимые для муниципалитета:
- исторические центры городов и поселений
- участки ансамблевой застройки
- другие территории
- обеспечено отображение границ таких территорий на картах градостроительного зонирования
Примечание
Положения Постановления №857 не распространяются на субъекты РФ – города федерального значения:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Севастополь
Для них действуют особые правила – они по-прежнему должны застраиваться с учётом мнения властей и архитекторов городов.
1.3. Направленность положений правительственного документа
Цели, поставленные Постановлением № 857:
- ликвидация субъективного подхода при согласовании АГО и возможных злоупотреблений со стороны местных властей
- помощь бизнесу в адаптации к текущей экономической ситуации, в виде мер, нацеленных на сокращение сроков выхода инвесторов на стройку:
- минимизация перечня обязательных документов
- упрощение порядка рассмотрения материалов, предоставленных для согласования АГО
- создание возможности оптимизировать трудозатраты и время на подготовку документации, необходимой для получения РНС
Способом решения поставленный задач стало установление обязанности для муниципальных властей – выполнить включение в градостроительный регламент требований к АГО, которым должны соответствовать строящиеся/реконструируемые объекты. В их числе – требования:
- к объёмно-пространственным решениям
- силуэт и композиция постройки должны соответствовать архитектурно-градостроительному облику квартала, города;
- к колористическим характеристикам
- к отделочным материалам
- к остеклению фасадов зданий
- к размещению на объекте технического и инженерного оборудования
Правительственным документом также установлен регламент согласования АГО ОКС:
- сформирован минимальный перечень документов, представляемых застройщиком для согласования АГО
- определены основания для отказа в согласовании АГО
- муниципалитетам предоставлена возможность создавать квалифицированные комиссии по согласованию АГО – с привлечением на безвозмездной основе экспертов соответствующей компетенции в сфере:
- градостроительства
- архитектуры
- урбанистики
- экономики города
- истории
- культуры
- археологии
- дендрологии
- экологии
Постановлением и, соответственно, ГрК РФ (пункт 2 статьи 40.1) определён состав объектов, для которых согласование АГО не требуется:
- ОКС, расположенные на ЗУ, действие градостроительного регламента на которые не распространяется:
- в соответствии с ГрК РФ – на участках, расположенных (пункт 4 статьи 36):
- в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ
- в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными ОКН, для которых решения о режиме содержания, параметрах реставрации/консервации/воссоздания/ремонта/приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране ОКН
- в границах территорий общего пользования
- предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами
- предоставленные для добычи полезных ископаемых
- в соответствии с ГрК РФ – на участках, расположенных (пункт 4 статьи 36):
- ОКС, для строительства/реконструкции которых не требуется получение РНС
- ОКС, расположенных на ЗУ, находящихся в пользовании учреждений, исполняющих наказание (ФСИН)
- объекты:
- обороны и безопасности
- ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства
- иные объекты, определённые:
- Правительством РФ
- нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ
- гидротехнические сооружения
- объекты и инженерные сооружения, предназначенные для производства и поставок товаров в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения
- подземные сооружения
- ОКС, предназначенные:
- для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде – гидрометеорологические станции, экологические посты
- для определения характеристик окружающей среды:
- гидрометеорологических,
- агрометеорологических
- гелиогеофизических
- для определения уровня загрязнения
- атмосферного воздуха
- почв
- водных объектов
- ОКС, предназначенные/используемые для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления
- ОКС, предназначенные:
- для обезвреживания, размещения и утилизации медицинских отходов
- для хранения, переработки и утилизации биологических отходов
- ОКС, связанные с обращением с радиоактивными отходами
- объекты использования атомной энергии
- опасные производственные объекты, определяемые в соответствии с законодательством РФ
2. Формирование требований к АГО капитальных объектов в градостроительных регламентах
При включении в градостроительные регламенты требований к АГО ОКС учитываются:
- виды разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ) и ОКС, указанных в градостроительном регламенте
- технические регламенты
- нормативы градостроительного проектирования
- правила благоустройства территорий
В градостроительном регламенте в отношении АГО определяются (пункт 6.2 статьи 30 ГрК РФ)
- объёмно-пространственные характеристики ОКС – устанавливаются путём перечисления архитектурных решений, определяющих для капитальных объектов:
-
- размер
- форму
- функциональное назначение
- местоположение в границах земельного участка
-
- архитектурно-стилистические характеристики – устанавливаются путём перечисления:
- характеристик элементов фасадов
- элементов иных наружных частей ОКС и их характер
- цветовые решения ОКС – устанавливаются путём перечисления цветов и оттенков для отделки их фасадов с указанием палитры
- отделочные и/или строительные материалв, определяющие архитектурный облик ОКС – устанавливаются путём перечисления:
- материалов для отделки фасадов ОКС
- приёмов улучшения декоративных качеств фасадов ОКС
- размещение технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях ОКС – устанавливаются путём перечисления (при размещении такого оборудования):
- технических устройств (в том числе вентиляции и кондиционирования воздуха, газоснабжения, освещения, связи, видеонаблюдения
- приёмов улучшения декоративных качеств фасадов ОКС
- подсветка фасадов ОКС – устанавливаются путём перечисления:
- архитектурных приёмов внешнего освещения фасадов
- используемых цветов, а также оттенков освещения с указанием палитры
- иные характеристики, которые устанавливаются Правительством РФ (если иное не предусмотрено ГрК РФ)
К примеру, в текстовой части ПЗЗ, в градостроительном регламенте территориальной зоны «многоэтажные жилые дома» (Ж-2), теперь должны прописываться конкретные требования к архитектурному облику:
- к расположению ОКС на участке
- к допустимым:
- объёмно-планировочным характеристикам, в том числе первых этажей
- стилистике
- цветовой гамме – колористическим характеристикам зданий, строений и сооружений
- строительным и отделочным материалам фасадов зданий, строений и сооружений
- выступающим и консольным частям фасада здания, сооружения
- дверным группам, окнам, проёмам
- остеклению фасадов
- размещению оборудования снаружи (например, кондиционеров)
- подсветке
Если в градостроительном регламенте территориальной зоны одно или несколько требований, указанных выше, не установлены, то в регламенте зоны указывается, что такие требования не подлежат установлению.
Таким образом, с 1 сентября 2023 года правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждаемыми органами местного самоуправления, устанавливаются:
- границы территорий, в которых требуется получение согласования АГО
- для указанных территорий – градостроительные регламенты, в которых определяются требования к архитектурному облику капитального объекта, формируемому комплексом решений, принятых при проектировании:
- колористические решения
- отделочные и строительные материалы
- объёмно-пространственные характеристики
- архитектурно-стилистические характеристики
- размещение технического и инженерного оборудования на фасадах и кровле
- подсветка фасадов объектов
Параметры, установленные правилами землепользования застройки для строительства на участках с соответствующим ВРИ ЗУ:
- предельные размеры земельных участков
- в том числе площадь ЗУ
- минимальные отступы размещения зданий, строений, сооружений от границ ЗУ
- предельное количество этажей
- или предельная высота зданий, строений, сооружений
- максимальный процент застройки в границах ЗУ
дополнены параметрами, определяющими АГО капитальных объектов.
Источником информации о допустимых параметрах строительства и требованиях к АГО строящегося или реконструируемого ОКС, расположенного в границах действия требований о согласовании архитектурного облика капитального объекта, является:
- градостроительный регламент такой территории, представленный в ПЗЗ
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
3. Регламент согласования АГО для объектов капстроительства жилого и нежилого назначения
3.1. Неукоснительность согласования АГО
Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства устанавливается Правительством РФ (пункт 5 статьи 40.1 ГрК РФ).
Постановлением №857 и, соответственно, ГрК РФ (пункт 1 статьи 40.1) узаконено положение о том, что АГО ОКС подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления. Примеры:
- Комитет градостроительной политики Ленинградской области
- Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска
- Мособлархитектура в Московской области
Рассмотрение материалов АГО проводится по следующим основным критериям:
- соответствие помещений объекта функциональному назначению
- внешний вид объекта, его силуэт, стиль, композиция
- детали и элементы, визуально воспринимаемые на фасадах
- материалы отделки
- элементы благоустройства:
3.2. Заявление застройщика о согласовании АГО
Для согласования АГО ОКС инициатор строительства (правообладатель ЗУ или ОКС) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления заявление, которое содержит сведения:
- наименование ОКС, архитектурный облик которого согласовывается
- для случая подачи заявления юридическим лицом:
- наименование и организационно-правовая форма юридического лица
- идентификационный номер налогоплательщика
- телефон
- факс
- адрес электронной почты
- для случая подачи заявления индивидуальным предпринимателем или физическим лицом:
- фамилию, имя, отчество (при наличии)
- данные документа, удостоверяющего личность
- адрес места жительства
- телефон
- факс
- адрес электронной почты
К заявлению необходимо приложить следующие разделы проектной документации:
- пояснительная записка
- схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ)
- объемно-планировочные и архитектурные решения
Примечания
- Требовать иные разделы проектной документации для согласования АГО капитального объекта запрещено.
- Уполномоченным органом местного самоуправления могут быть установлены случаи, при которых для согласования АГО объекта капитального строительства не требуется представление разделов проектной документации.
Заявление и прилагаемые разделы проектной документации могут быть направлены одним из способов:
- посредством почтовой связи
- лично
- в форме электронного документа – с использованием:
- информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования
- федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС ЕПГУ)
3.3. Порядок и сроки согласования АГО капитальных объектов
Материалы, направленные для согласования АГО ОКС, будут возвращены заявителю в течение 2 рабочих дней со дня получения – в случаях:
- заявление не соответствует установленным требованиям
- представлен неполный комплект разделов проектной документации
Представленные материалы оцениваются на предмет соответствия требованиям к АГО, указанным в градостроительном регламенте. Срок рассмотрения документации – 10 дней.
Решение о согласовании АГО ОКС:
- оформляется протоколом заседания комиссии
- протокол подписывается секретарем комиссии
- утверждается председателем комиссии или лицом, его замещающим
В течение 5 рабочих дней с даты утверждения протокола комиссия:
- размещает утвержденный протокол на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет
- направляет копию утверждённого протокола в орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу РНС:
- в случае отказа в согласовании дополнительно к протоколу должны быть представлены обоснование и рекомендации к доработке материалов
3.4. Отказ в согласовании АГО
Официальная причина для отказа в согласовании АГО капитального объекта – единственная по своей сути: несоответствие требованиям регламента в ПЗЗ. Она может заключаться в одном, нескольких или всех фактов несоответствия требованиям, предъявляемых к АГО:
- несоответствие объёмно-пространственным характеристикам
- несоответствие архитектурно-стилистическим характеристикам
- несоответствие иным характеристикам
В случае отказа в согласовании дополнительно к протоколу комиссии должны быть представлены обоснование и рекомендации к доработке материалов.
При получении решения об отказе в согласовании АГО ОКС заявитель, после учёта рекомендаций по доработке материалов, имеет право повторно направить их на согласование.
3.5. Порядок внесения изменений в АГО ОКС
Внесение изменений в архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства проводится в порядке, установленном Правилами согласования АГО ОКС.
4. Согласование АГО – драйвер инвестиционно-строительной активности в регионах
Согласование архитектурно-градостроительного облика – важное направление градостроительной деятельности, от которого зависит формирование комфортной среды в российских регионах.
С помощью АГО власти обеспечивают контроль за применением региональных стандартов жилищного строительства. Особое внимание уделяется детским садам, школам, больницам и поликлиникам, домам культуры, так как эти объекты – один из главных ресурсов для сбалансированного развития территории. Современные соцобъеты должны быть не только функциональными и технологичными, но и визуально привлекательными, просторными и комфортными как для детей, так и для взрослых. Качественные проекты становятся неотъемлемой частью современной среды для жизни.
Помимо внешнего облика и фасадных решений, согласование архитектурного облика позволяет удовлетворять социальные, культурные, образовательные и рекреационные потребности жителей, а также оказать реальное содействие бизнесу.
Полезно знать
- Фермерское хозяйствование – с/х бизнес. От выбора ниши до регистрации КФХ по правилам 2024 года – здесь
- Необычные налоги былых и нынешних времён. Закон Метабо с налогом на ожирение – здесь
- Основные ВРИ ЗУ – базовые направления деятельности в территориальных зонах ПЗЗ – здесь
- Условно разрешённый вид использования земельного участка (УРВИ ЗУ) – порядок получения – здесь
- Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
- Задача – купить участок. Что нужно учесть при его выборе – 2024 – здесь
- Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
- Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
- Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду? – здесь
- Условия выкупа без торгов арендованных государственных или муниципальных участков – в 2023 году – здесь