Выкуп без торгов арендованных муниципальных участков – 2023
Содержание
- Правительственное постановление о временных льготах по выкупу участков – без проведения торгов
- Случаи выкупа ЗУ без торгов по Земельному кодексу РФ
1. Правительственное постановление о временных льготах по выкупу участков – без проведения торгов
Земельные отношения, связанные с выкупом без проведения торгов арендуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются:
- Земельным Кодексом РФ
- подробности представлены ниже – в разделе «Случаи выкупа ЗУ без торгов по Земельному кодексу РФ»
- рядом правительственных постановлений, устанавливающих положения:
- соответствующие конкретному периоду действия положений, а потому не включаемые в ЗК РФ в виде его отдельных глав, статей или пунктов статей
- действующих «самостоятельно» в течение установленного срока срока
Постановлением Правительства РФ №2536 от 30.12.2022 определён ряд послаблений, касающихся земельных участков, находящихся в муниципальной/государственной собственности и предоставленных в аренду. Суть послаблений – возможность для арендаторов выкупа таких ЗУ без торгов.
Принятые положения:
- расширили перечень арендуемых земельных участков, возможных к выкупу без проведения торгов
- применяются до конца 2023 года – наряду со случаями продажи земельных участков, находящихся в государственной/муниципальной собственности без проведения торгов, предусмотренными Земельным кодексом РФ
1.1. Диапазон действия нормы о льготном выкупе ЗУ
В 2023 году арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может выкупить участок без проведения торгов.
Правительственные льготы на выкуп ЗУ без торгов:
- распространяются на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные в аренду для следующих целей:
- ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) за границами населённого пункта
- ведение гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
- отдых (рекреация)
- производственная деятельность
- нужды промышленности
- предоставлены арендаторам:
- использующим наделы без нарушений законодательства
- устранивших нарушения в обращении с землёй, выявленные органами земельного надзора
1.2. Условия и порялок выкупа арендуемых ЗУ
Условия выкупа арендуемых земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета/государства, единые для всех арендаторов:
- земельный участок должен быть в аренде у заявителя
- отсутствие у властей информации:
- о нарушениях, выявленных в рамках государственного земельного надзора
- об неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании земельного участка
Постановлениями субъектов РФ устанавливается дифференцированная цена продажи ЗУ – примеры:
- выкупная стоимость в размере 30% кадастровой стоимости
- при продаже ЗУ, расположенного за границами населённого пункта
- выкупная стоимость ЗУ в размере 50% кадастровой стоимости
- при продаже ЗУ, расположенного в границах населённого пункта
- выкупная стоимость в размере кадастровой стоимости ЗУ, предназначенного
- для отдыха (рекреации)
- для производственной деятельности
- для нужд промышленности
Пункт 8 Положения о порядке определения цены земельных участков:
цена арендуемого земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов – в размере 60% кадастровой стоимости ЗУ:
- при условии отсутствия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ
- при использовании земельного участка по назначению:
- для ведения личного подсобного хозяйства
- для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
- для отдыха (рекреации)
- для производственной деятельности
- для нужд промышленности
Благодаря положениям Постановления №2536 от 30.12.2022, арендаторы земельных участков получили дополнительную возможность приобрести ЗУ в собственность без торгов в порядке выкупа земли.
Лицам, планирующим пополнение своего земельного капитала, необходимо выяснить, попадают ли арендуемые ими участки под условия продажи, предусмотренные правительственным постановлением.
Для приобретения земельного участка в собственность необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, – то есть к арендодателю по договору аренды:
- после получения заявления администрация проверяет в ЕГРН наличие информации о нарушениях, выявленных в рамках земельного надзора
- при обнаружении информации о неустраненных нарушениях использования земли следует отказ в выкупе ЗУ
Выкуп участков – это право, а не обязанность. При отказе от выкупа право аренды ЗУ сохраняется при условии, что договор аренды не расторгнут.
Право на выкуп участков действует только в текущем 2023 году.
1.3. Другие положения Постановления
В числе прочих положений, предусмотренных Постановлением, – продление на 2023 год возможности заключения договора мены ЗУ, находящегося в государственной/муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности – в случаях, при которых земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим:
- для размещения объектов социальной инфраструктуры:
- когда размещение объекта социнфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования, но при этом его размещение не предусмотрено утверждённым ППТ и ПМ – проектом планировки и межевания территории
Иными словами, власти получили право равноценно обменивать государственные или муниципальные земельные участки на частную землю, если она потребуется для следующих задач:
- строительство социально-культурных и коммунально-бытовых объектов
- реализация масштабных инвестиционных проектов.
В 2023 году продолжают действовать следующие особенности регулирования земельных отношений:
1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются российским лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения:
- перечень такой продукции устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ
- предоставление участков может проводиться независимо от содержания:
- документации по планировке территории
- документов территориального планирования
- документов градостроительного зонирования
- не допускается предоставление участков для производства импортозамещающей продукции, когда предоставление таких участков противоречит:
- документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения
- документам территориального планирования Российской Федерации
- режиму в границах определенных зон, земель и территорий
- регулирование ситуации, когда предоставление участка в аренду без проведения торгов для производства импортозамещающей продукции не соответствует:
- документации по планировке территории, утвержденной для соответствующей территории
- документам градостроительного зонирования
- способ решения проблемы несоответствия:
- документация должна быть изменена в течение 6 месяцев с даты предоставления в аренду соответствующего ЗУ
- не допускается изменение вида разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ)
- арендодатель (муниципалитету/государство) имеет право на односторонний отказ от договора аренды – в случае неиспользования ЗУ для целей осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения (указанные ограничения должны быть зафиксированы в договоре о предоставлении ЗУ)
2. Сокращаются сроки совершения уполномоченными органами отдельных действий
- в ходе процедуры предоставления земельных участков
- при разделе участков, находящихся в публичной собственности
3. При образовании ЗУ для проведения аукциона по предоставлению участка в аренду или в собственность подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории (СРЗУ на КПТ) может быть выполнена уполномоченным органом:
- в случае инициативы по этому вопросу от заинтересованного гражданина или юридического лица:
- по общему правилу, схему подготавливает лицо, инициирующее проведение аукциона
- исключение:
- подготовка схемы для земельных участков, расположенных в границах городов федерального значения
2. Случаи выкупа ЗУ без торгов по Земельному кодексу РФ
Перечень ЗУ, находящихся в государственной/муниципальной собственности, которые при определённых условиях арендаторы могут выкупить без проведения торгов, установлен Земельным кодексом РФ (пункт 2 статьи 39.3).
К таким участкам относятся:
- земельные участки, образованные из ЗУ, предоставленного по договорам в целях комплексного освоения, развития территории, заключённым в соответствии с ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (№ 161-ФЗ от 24.07 2008)
- или по договору аренды
- или по договору безвозмездного пользования
- земельные участки, образованные из ЗУ, предоставленного СНТ или ОНТ
- за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества
- земельные участки с расположенными на участках зданиями, сооружениями (в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ) – предоставляются собственникам:
- зданий, сооружений
- помещений в зданиях
- земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, – указанным юридическим лицам:
- примечание
- некоторые граждане или организации получили право (бессрочного) пользования земельным участком до введения в действие ЗК РФ – такое право сохраняется за ними по настоящее время
- продажа ЗУ, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании, не допускается для лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления
- государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные)
- казенные предприятия
- центры исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий
- примечание
- земельные участки, предоставленные а аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству или с/х организации – в случаях, установленных ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ – пункт 5.1 статьи 10):
- предоставление ЗУ в собственность без проведения торгов выполняется в случае, если с/х организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи ЗУ в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок
- цена ЗУ – в размере не более 15% его кадастровой стоимости,
- земельные участки, предназначенные для ведения с/х производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу – при одновременном выполнении условий:
- истечение 3 лет:
- с момента заключения договора аренды с гражданином или юридическим лицом
- с момента передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка гражданину или юридическому лицу
- отсутствие у уполномоченного органа информации
- о нарушениях законодательства РФ, выявленных в рамках государственного земельного надзора
- о неустранённых нарушениях законодательства РФ при использовании земельного участка
- заявление о заключении договора купли-продажи ЗУ без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды земельного участка
- истечение 3 лет:
- земельные участки, предоставленные гражданам для целей:
- индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
- ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта
- для садоводства для собственных нужд
- земельные участки, предоставленные гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, – в порядке согласования схемы расположения ЗУ (в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ)
- земельные участки, предоставленные гражданам в соответствии с ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 119-ФЗ от 01.05. 2016)
Полезно знать
- Межевой план – защитник границ земельного участка. Функции плана. Порядок подготовки – 2024 – здесь
- Фермерское хозяйствование – с/х бизнес. От выбора ниши до регистрации КФХ по правилам 2024 года – здесь
- Необычные налоги былых и нынешних времён. Закон Метабо с налогом на ожирение – здесь
- Основные ВРИ ЗУ – базовые направления деятельности в территориальных зонах – здесь
- Условно разрешённый вид использования земельного участка (УРВИ ЗУ) – порядок получения – здесь
- Кемпинг – требования к участку и местам размещения туристов. Субсидии на модульные домики в 2024 году – здесь
- Задача – купить участок. Что нужно учесть при его выборе – 2024 – здесь
- Изменения по земельному налогу. Условия применения повышающих коэффициентов – с 01.01.2024 – здесь
- Строительство жилых домов, зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП по новым условиям их размещения – с 01.09.2023 – здесь
- Расторжение договора аренды муниципальной/государственной земли – в каких случаях по соглашению сторон и когда только по суду – здесь
- Археологическая разведка на земельных участках перед началом строительства ОКС – здесь