Приаэродромная территория (ПАТ) – требования к размещению капитальных объектов и частных жилых домов с 1 июля 2021 года


Содержание

  1. Установление приаэродромных территорий (ПАТ) – объективная необходимость
  2. Особенности ПАТ
  3. Подзоны приаэродромной территории
  4. Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ
  5. Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ
  6. Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ
  7. Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях
  8. Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ

 

Установление приаэродромных территорий – объективная необходимость

 

Обеспечение безопасности полётов воздушных судов, их взлёта и посадки – государственное требование. Оно, как аксиома, не требует доказательств  и ни у кого не вызывает никаких сомнений.

Задача по реализации такого требования в современный период времени проработана в деталях. Одни из них связаны с формированием территорий аэродромов с учётом полос воздушных подходов самолётов к наземным гаваням. Да и взлетают «железные птицы» не вертикально из одной точки.

В любом случае для них требуется не только воздушное пространство, но и немалая земельная площадь, простирающаяся далеко за границы аэродрома.  

Если же учесть негативные факторы:

  • вредные выбросы отработанного топлива в атмосферу самолётами на взлёте, маневрировании и посадке
  • воздействие:
    • радиоизлучения от наземных навигационных средств управления полётами
    • радиоизлучения от самолетных навигационных средств
    • шумового давления от работающих двигателей
  • вероятность падения самолёта 

то вопрос о том, должен или нет на приаэродромной территории действовать порядок, обеспечивающий безаварийность полётов, безопасность людей, проживающих или работающих в её пределах, имеет всем понятный логический ответ.

Этому вопросу, чрезвычайно важному во всех смыслах, государство уделяет серьёзное внимание:

  • Положение о приаэродромной территории (ПАТ) утверждено Правительством РФ (Постановление №1460 от 02.12.2017):
    • определяет особенности установления ПАТ, связанные с выполнением полётов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации
    • устанавливает правила выделения подзон на приаэродромной территории 
    • устанавливает порядок разрешения разногласий при согласовании проекта ПАТ, возникающих между властями субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти 
  • воздушное, земельное, градостроительное, санитарно-эпидемиологическое законодательство уточняет порядок использования и застройки ПАТ

В соответствии с ВК РФ (пункт 1 статьи 47) размещение в районе аэродрома:

  • зданий и сооружений
  • линий связи, электропередач
  • радиотехнических объектов
  • других объектов, которые могут:
    • угрожать безопасности полётов воздушных судов
    • создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме 

должно быть согласовано с авиационными властями и Роспотребнадзором.

Если же «расшифровать» приведённые сведения ВК РФ, то, получится внушительный список того, что нельзя делать на ПАТ без разрешения Росавиации: 

  • строить любые здания и сооружения
  • размещать источники радиоизлучения и электролинии
  • проводить газо-нефте-продуктопроводы
  • размещать предприятия, способствующие массовому привлечению птиц
  • размещать вблизи наземных навигационных средств управления полётами:
    • котельные, заводы, способствующие ухудшению видимости в районе полетов самолётов
    • любые конструкции
  • выполнять реконструкции вышеперечисленных объектов
  • запускать салюты, фейерверки, воздушные шары, аэростаты, беспилотники и управляемые дроны
  • организовывать световые и лазерные шоу
  • выполнять полёты на самодельных летательных аппаратах
  • для физлиц – строить собственные жилые дома

Как бы то ни было, но законодательство периодически корректируется. В последнее время в нём изменились отдельные положения, которые прежде были причиной появления проблем, связанных, к примеру:

  • с застройкой ЗУ жилыми домами, другими капитальными объектами, расположенными на ПАТ 
  • с трениями между региональными властями и авиационными ведомствами в определении границ ПАТ:
    • приаэродромные территории «накрывают» микрорайоны жилой застройки населённых пунктов, заблокировав  в своих границах строительство нового жилья и объектов социальной инфраструктуры      

Пример обновления законодательных норм – доработка ряда федеральных законов, выполненная на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (№191-ФЗ от 11.06.2021). 

Основными целями принятия данного закона стали:

  1. создание временно́го резерва (2021 – 2025 годы) для завершения процедуры по формированию границ ПАТ аэродромов/аэоропортов
  2. в период решения задачи по установлению ПАТ:  
    • новое строительство в подзонах ПАТ
    • снятие административного барьера для оформления по «дачной амнистии» прав граждан на объекты «бытовой недвижимости», расположенные в границах ПАТ 

С даты вступления ФЗ №191 в силу – 1 июля 2021 года:

  • не требуется согласование с собственниками аэродромов нового строительства, реконструкции, размещения объектов, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора на ЗУ, предназначенных:
    • для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
    • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
    • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
    • для строительства гражданами гаражей для собственных нужд
  • возможность строительства частных жилых домов без согласований с Росавицией и без заключений Роспотребнадзора предоставлена только для тех аэропортов, в ПАТ которых не установлены все подзоны и новые ограничения для них:
    • у дачников и частников появился шанс поставить на кадастровый учёт жилые дома, бани, гаражи и прочую бытовую недвижимость – в упрощённом порядке, без согласования строительства с аэродромами/аэропортами и без получения санитарно-эпидемиологического заключения
  • сохранение требования согласований, получения заключений для всех остальных категорий объектов

Положения закона о новой застройке в ПАТ без согласований и заключений не вечные. Определён срок их применения. Он связан со временем формирования зонального состава ПАТ в полном объёме.

Рассмотрим, каким образом могут использоваться и застраиваться земельные участки, расположенные в границах ПАТ, какие изменения должны произойти с приаэродромными территориями, после которых «всё вернётся на круги своя». 

 

Особенности приаэродромной территории

 

Задачи, решаемые при установлении ПАТ:

  1. обеспечение безопасности полётов воздушных судов
  2. перспективное развитие аэропорта
  3. исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду

В соответствии с Правилами установления ПАТ (Постановление Правительства РФ №1460 от 02.12.2017) решение о её утверждении принимается различными ведомствами:

  • Министерством обороны РФ – для аэродромов государственной авиации 
  • Министерством промышленности и торговли РФ – для аэродромов экспериментальной авиации
  • Федеральным агентством воздушного транспорта – для аэродромов гражданской авиации  

Границы ПАТ определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов (ПВП) на земную или водную поверхность.

Ранее ПАТ занимала территорию в радиусе 30 км. С 2017 года определение пределов ПАТ выполняется на основе расчётов. Соответственно, она может занимать меньшую площадь.

К примеру, на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково):

  • размер внешней горизонтальной поверхности ограничения препятствий ПВП установлен в виде круга радиусом 20 км с центром в контрольной точке аэродрома (КТА)
  • в границы ПВП аэродрома Санкт-Петербург попадают город Санкт-Петербург и Ленинградская область

Границы ПАТ аэродрома Санкт-Петербург (Пулково) установлены по внешним границам границы полос воздушных подходов (ПВП)
увеличить

При обосновании границ ПАТ учитываются:

  • требования к обеспечению безопасности полётов воздушных судов
  • результаты соответствующих расчётов:
    • расчёта рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
    • расчёта физического воздействия на атмосферный воздух
    • расчёта оценки риска для здоровья человека
  • ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в соответствии с положениями ВК РФ

ПАТ – одна из 28 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ. Сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН.

ПАТ устанавливается вокруг каждого аэропорта. На землях, входящих в границы приаэдромной территории, действует особый режим, ограничивающий их использование и застройку.
 
В приаэродромной территории выполняется специальное «воздушно-градостроительное зонирование» в соответствии с требованиями ФЗ №191 и положениями статьи 47 ВК РФ:

  • в обязательном порядке выделяются 7 круговых подзон различной площади с полосой подхода самолётов
  • радиус подзон увеличивается по мере их удаления от центрального участка ПАТ – места обслуживания, руления, взлёта/посадки воздушных судов
  • внешние границы ПАТ совпадают с внешними границами самой крупной 7 подзоны, а до её установления – с внешними границами 6 подзоны
  • в каждой из подзон ПАТ устанавливаются особые условия использования/застройки земель и реконструкции уже возведённых объектов
    • 3, 4 и 7 подзоны разбиты еще на отдельные секторы, где установлены разные ограничения
  • в зависимости от того, в какой подзоне ПАТ расположен ЗУ, на него накладываются ограничения, соответствующие функциональному назначению подзоны ПАТ, в границах которой находится ЗУ   

Подзоны ПАТ различаются по жёсткости ограничений строительства капитальных объектов:

  • зависит это от близости подзон к взлётным полосам: чем подзона ближе к ним, тем жёстче в ней ограничения 
  • сведения об ограничениях для ЗУ, расположенных в ПАТ, фиксируются в Росреестре и отображаются в соответствующих картах и схемах градостроительного зонирования

Пример установленной ПАТ с семью подзонам и полосой подхода воздушных судов
увеличить

Чтобы понять, какие ограничения ПАТ установлены для ЗУ, достаточно заказать выписку из ЕГРН или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Если в этих документах будет указано, что ЗУ расположен в такой-то подзоне ПАТ, то согласование строительства с Росавиацией станет обязательным, как и получение заключения Роспотребнадзора.

 

Подзоны приаэродромной территории

 

1. Первая подзона ПАТ

 

Устанавливается для размещения объектов, предназначенных:

  • для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок
  • для обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов

Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, обеспечивающих авиационную деятельность на аэродроме.

Ограничения

Запрещается размещать объекты, не соответствующих функциональному назначению подзоны.

 

2. Вторая подзона ПАТ

 

Выделяется для размещения:

  • объектов, относящихся к инфраструктуре аэропорта
  • объектов, предназначенных:
    • для обслуживания пассажиров
    • для обработки багажа, грузов и почты
    • для обслуживания воздушных судов
    • для хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов
    • для обеспечения энергоснабжения

Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих аэропортовую и авиационную деятельность на аэродроме.

Ограничения

Запрет на размещение объектов, не соответствующих функциональному назначению подзоны. 

 

3. Третья подзона ПАТ

 

Устанавливается в границах полос воздушных подходов.

В пределах подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает те ограничения, что установлены для ПАТ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В подзоне разрешается размещать капитальные объекты (в том числе жилые дома) – с соблюдением установленных ограничений по высоте строений.

Ограничения

В границах подзоны устанавливаются следующие ограничения:

  1. ограничение использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
    • запрещается размещать ОКС, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей ПАТ
  2. ограничения препятствий, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов
  3. ограничения высоты, соответствующие поверхностям:
    • лётная полоса
    • переходная поверхность для взлётно-посадочной полосы (ВПП)
    • поверхность захода на посадку для ВПП
    • поверхность взлёта, с учетом информационной поверхности для ВПП 
    • внутренняя горизонтальная поверхность для ВПП
    • коническая поверхность для ВПП
    • внешняя горизонтальная поверхность для ВПП

Запрещается размещать объекты, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП, высота которых превышает:

  • поверхность захода на посадку
  • поверхность взлета
  • коническую поверхность
  • внутреннюю горизонтальную поверхность
  • переходную поверхность
  • внешнюю горизонтальную поверхность

Для каждой из перечисленных поверхностей устанавливаются ограничения по абсолютной максимальной высоте размещаемого объекта.

В случае, если ограничения в других подзонах, входящих в состав ПАТ аэродрома, устанавливают меньшую допустимую высоту, чем в 3 подзоне, то ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

Пример взаимного расположения поверхностей и образования результирующей поверхности ограничения препятствий на ВПП
увеличить

Ограничения, устанавливаемые в 3 подзоне, не ограничивают размещение объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в  1 и 2 подзонах.

Приоритет у ограничений, требующих меньшую высоту застройки

 

4. Четвертая подзона ПАТ

 

Устанавливается по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи:

  • предназначенных для организации воздушного движения
  • расположенных вне 1 подзоны

В составе 4 подзоны выделяются:

  1. территория, обеспечивающая в своих границах действие средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
  2. зона ограничения застройки, создаваемая с целью исключения индустриальных помех:
    • в этой зоне устанавливаются ограничения на размещение объектов, способных генерировать или отражать помехи, влияющие на сигналы средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
  3. зона ограничения застройки по высоте, состоящая из отдельных замкнутых секторов:
    • в секторах устанавливается ограничительная высота размещаемых объектов, так как объекты, превышающие данную оградительную высоту, будут являться потенциальными источниками помех за счёт многопутевого распространения сигналов

Ограничения

В границах подзоны запрещается:

  • размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи:
    • стационарные передающих радиотехнических объектов (ПРТО) с используемыми частотами, функциональное назначение которых не соответствует условиям использования полос радиочастот в РФ
    • ПРТО мощностью свыше 250 ВТ, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома
  • размещение, строительство и сооружение объектов, превышающих ограничения, установленные в зоне ограничения застройки по высоте, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома:
    • ОКС
    • временных объектов
    • объектов инженерной подготовки
    • линейных объектов
    • размещение машин и механизмов
  • установка ветряных турбин абсолютной высотой 242 м и выше с учётом лопастей в верхнем положении
  • размещение, строительство и сооружение воздушных высоковольтных ЛЭП с напряжением от 1000 В, трансформаторных подстанций, промышленных электроустановок, сооружений, имеющих значительные металлические массы к которым относятся:
    • металлические мосты, электрифицированные железные дороги, проволочные ограждения, промышленные и другие крупные строения

Ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

Допускается

1. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не ограничивают размещение:

  • объектов, предназначенных для обслуживания аэродрома и/или)аэропорта
  • объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах

2. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не применяются в отношении ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости, у которых:

  • параметры и характеристики застройки
  • использование

не создают помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения.

 

5. Пятая подзона ПАТ

 

Устанавливается по границам опасных производственных объектов с учётом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.

Ограничения

В границах зоны запрещается размещать:

  • производственные объекты 1–2 классов опасности, функционирование которых может повлиять на безопасность полётов воздушных судов
  • магистральные газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу

Строительство ОКС и «бытовой недвижимости» возможно – с учётом установленных ограничений.

 

6. Шестая подзона ПАТ

 

Устанавливается по границам, удалённым на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА). 

Ограничения

В границах подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц::

  • полигоны твёрдых коммунальных отходов
  • скотобойни
  • животноводческие фермы
  • скотомогильники
  • мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы
  • объекты сортировки мусора
  • объекты рыбных хозяйств

 

 

7. Седьмая подзона ПАТ

 

Седьмые подзоны в ПАТ занимают самые большие по площади территории. Без них размеры ПАТ были бы в несколько раз меньше.

7 подзона ПАТ – шумовая. Она накладывает ограничения на большие территории, попадающие в её пределы.

Цель создания 7 подзоны ПАТ – предотвращение негативного физического воздействия (несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям эквивалентного уровня звука, возникающего при полётах воздушных судов). 

Граница седьмой подзоны выделяется по совокупности:

  • шумового воздействия
  • химического воздействия
  • электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов (ПРТО)

Границы подзоны определяются расчётным способом, учитывающим следующие факторы:

  • в части электромагнитного воздействия:
    • границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
  • в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия:
    • типы используемых воздушных судов
    • траектории взлёта, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома
    • расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время)
    • рельеф местности
    • климатологические характеристики аэродрома

Ограничения

Ввиду ввиду превышения в 7 подзоне:

  • уровня шумового и электромагнитного воздействий
  • концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

в ней запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей ПАТ с учётом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

В границах подзоны не допускается использование ЗУ для размещения:

  • жилой застройки
  • объектов образовательного и медицинского назначения
  • спортивных сооружений открытого типа
  • организаций отдыха детей и их оздоровления
  • зон рекреационного назначения
  • зон для ведения садоводства

Если химическое, физическое и/или биологическое воздействие объектов, в отношении которых установлены санитарно-защитные зоны, приводят к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, то размещение таких объектов в 7 подзоне запрещается:

  • объектов для производства и хранения лекарственных средств
  • объектов пищевых отраслей промышленности
  • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции
  • комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды

как и использования ЗУ в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции. 

 

Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ

 

В границах установленной 7 подзоны ПАТ действует перечень ограничений использования ЗУ и объектов.

По причине недопустимого негативного воздействия уровня шума в 7 подзоне на здоровья людей установленные в ней ограничения определяют запреты на строительство/реконструкцию ОКС, на эксплуатацию отдельных видов ОКС.

Строительство капитальных объектов (в том числе «бытовой недвижимости») допускается при условии:

  • подтверждения Роспотребнадзором:
    • возможности применения мер по предупреждению и/или устранению негативного физического воздействия
    • приемлемых результатов оценки рисков для здоровья человека, проведённых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
  • согласования строительства с авиационным ведомством 

С одним из примеров решения об установлении ПАТ аэродрома гражданской авиации со всеми 7 подзонами, действующими в них ограничениями, влияющими на использование. застройку ЗУ, реконструкцию объектов можно ознакомиться по ссылке.

 

Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ

 

К 2021 году приаэродромные территории в составе семи подзон установлены не для всех аэродромов. Не все из разработанных проектов ПАТ прошли процедуру согласования с федеральными и местными органами власти. 

ПАТ признаётся установленной (утверждённой) до 1 июля 2021 года – в случаях выделения в её границах:

  • шести подзон (с 1 по 6)
  • семи подзон (с 1 по 7)

Если аэродромы введены в эксплуатацию до 1 июля 2021 года и до этой даты в их ПАТ не была выделена 7 подзона, то она подлежит установлению до 1 января 2025 года (пункт 1_1, пункт 8 статьи 4 ФЗ №191). 

Если в ПАТ выделены (установлены) с 1 по 6 подзоны, то до момента установления 7 подзоны:

  • застройка и использование ЗУ, расположенных в пределах 6 подзоны может проводиться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (пункт 5.5 статьи 47 ВК РФ)
  • застройка частными жилыми домами и использование ЗУ для ЛПХ, ИЖС, садоводства, строительства частных гаражей, расположенных в пределах неустановленной 7 подзоны, может выполняться без согласования с авиационными властями и без заключения Роспотребнадзора:
    • данное законодательное послабление предоставляет гражданам возможность зарегистрировать свою бытовую недвижимость по «дачной амнистии» (в упрощённом порядке), а властям – увеличить шанс на пополнение казны за счёт налоговых платежей
  • если ЗУ подпадает в ПАТ, в местном муниципалитете нужно уточнить вопрос о необходимости получения согласования для строительства жилого дома:
    • возможно, что с 01.07.2021 согласование и санитарно-эпидемиолгическое заключение не потребуются 

Дата 01.01.2025 – срок, после которого использование ЗУ, строительство частных жилых домов, реконструкция уже возведённых объектов «бытовой недвижимости», расположенных в пределах 7 подзоны ПАТ, потребует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.

Примечание

Согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию проводят:

  • по аэродромам гражданской авиации – Управление Росавиации соответствующего округа или оператор аэродрома
  • по военным аэродромам – командование воинских частей (аэродромов)
  • по аэродромам экспериментальной авиации – штурман аэродрома

 

Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ

 

Ограничения, установленные в 7 подзоне ПАТ, не применяются в случаях:

  1. права граждан или юридических лиц на ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости возникли до дня установления 7 подзоны
  2. разрешение на строительство (РНС) объектов недвижимости получено до установления подзоны
  3. строительство объектов, для которых не требуется РНС, застройка началась до установления 7 подзоны

Для указанных случаев возмещение убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением 7 подзоны ПАТ не предусмотрено (пункт 13 статьи 3 ФЗ №191).

В соответствии с положениями закона ФЗ №191, уделившим особое внимание требованиям к формированию 7 подзоны ПАТ, исключено большинство видов негативного воздействия, превышение показателей по которым служит основанием для запрещения размещения ОКС.

На этой основе в ВК РФ (пункт 3.2 статьи 47) были внесены уточнения: 

  • использования ЗУ, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов ОКС в 7 подзоне ПАТ,  будет определяться с учётом возможности применения мер по предупреждению/устранению негативного физического воздействия
  • расчёт оценки рисков для здоровья человека будет устанавливаться/проводиться Роспотребнадзором в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

В отношении формирования 7 подзоны ПАТ положения ФЗ №191 отрегулировали порядок согласования границ приаэродромной территории и её подзон:

  • уточнён порядок проведения общественных/публичных слушаний по установлению границ подзоны
  • расширены возможности участников общественных и публичных слушаний:
    • участники имеют право вносить в адрес организатора слушаний предложения и замечания в форме электронного документа – в период размещения экспозиции, проекта ПАТ,  информационных материалов к проекту (соответствует требованиям ГрК РФ (пункт 10 статьи 5.1)
  • установлен порядок действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства в границах ПАТ
    • в том числе в границах ПАТ аэродромов, введённых в эксплуатацию до дня вступления в силу закона

 

Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях

 

В заключительной части ФЗ №191 изложено положение о конкретных случаях запрета на снос зданий, сооружений, не соответствующих ограничениям, установленным в подзонах ПАТ. 

Запрет действует в ситуациях, при которых объекты:

  • были созданы до установления подзон ПАТ
  • расположены на ЗУ, предназначенных:
    • для индивидуального жилищного строительства
    • для ведения ЛПХ
    • для ведения садоводства для собственных нужд 
    • для размещения гаража для собственных нужд 
  • при этом размещение сооружений, зданий соответствует:
    • правовому режиму земель
    • виду разрешённого использования соответствующего ЗУ 

Исключения

На самовольные постройки данная гарантия не распространяется.

Запрет на снос строений не применяется в отношении следующих объектов:

  • по которым принято решение о сносе самовольной постройки
  • по которым не отменено ранее принятое решение о сносе самовольной постройки или приведении строения в соответствие с установленными требованиям:
    • в связи с несоответствием строений обязательным требованиям к количеству этажей и/или)высоте объекта

 

 Возмещение убытков 

 

Убытки, причинённые гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям при ограничении их прав на ЗУ и/или расположенные на них объекты недвижимости, возникшие по причине:

  • увеличения количества взлётно-посадочных полос аэродрома
  • реконструкции существующих взлётно-посадочных полос аэродрома

в связи с установленными на ПАТ ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности подлежат возмещению в соответствии:

  1. с земельным законодательством (пункт 5.1 статьи 47 ВК РФ)
  2. с ВК РФ (пункт 8 статьи 47)

Условие возмещения убытков – утверждённые мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлётно-посадочных полос аэродрома, в следующих материалах:

  1. в документах территориального планирования РФ
  2. в документации по планировке территории

Приаэродромная территория, включая 7 подзону ПАТ, устанавливается с учётом таких строительства, реконструкции.

 

Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ 
 

1. Строительство жилых домов в границах установленных подзон ПАТ:

  • запрещается категорически в 1 и 2 подзонах
  • допускается в 3, 4, 5, 6, 7 подзонах:
    • с ограничениями
    • при условии получения положительного заключения Роспотребнадзора (выдаётся в течение 30 дней с даты поступления заявления)
    • при условии согласования с руководством аэропорта

2. Владельцы «бытовой недвижимости» (жилых и садовых домов, гаражей, погребов, бань, других хозяйственных построек), расположенной в границах ПАТ, смогут зарегистрировать права на неё по механизму «дачной амнистии».  

До момента установления 7 подзоны ПАТ строительство объектов в этой подзоне разрешено:

  • без проведения согласований с авиационными властями
  • без получения санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора  

Основная часть частных жилых домов попадает именно в 7 подзону ПАТ. Ранее, из-за сложности согласования с Росавиацией, регистрация дома, расположенного на ЗУ в этой подзоне, оставалась без финала. Отмена согласования строительства значительно упрощает оформление объектов, расположенных на ЗУ с разрешённым использованием:

  • ИЖС
  • ЛПХ
  • для ведения садоводства для собственных нужд
  • для строительства гаража для собственных нужд

3. Строительство «бытовой недвижимости» без согласований и заключений можно вести до 1 января 2025 года. Срок соответствует дате завершения процедур по установлению 7 подзоны ПАТ аэродромов/аэропортов, определённой ФЗ №191.  

4. После установления ПАТ при использовании ЗУ и для возведения новых объектов недвижимости будет необходимо: 

  • соблюдать ограничения, установленными для каждой из подзон ПАТ
  • проводить согласование с аэропортами и получать санэпидемзаключение 

5. Установлен запрет на снос зданий и сооружений на участках ИЖС, ЛПХ, для садоводства, построенных до установления ПАТ, у которых параметры не соответствуют введённым ограничениям.

6. Существует возможность возмещения убытков граждан, юридических лиц и публично-правовых образований при строительстве сооружений аэродрома:

  • по причине установления на ПАТ ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности
  • ущерб возмещается застройщиком, выполняющим строительство аэродромных сооружений 


Поделиться:






наверх