Приаэродромная территория (ПАТ). Требования к размещению ОКС
Содержание
- Установление приаэродромных территорий (ПАТ) – объективная необходимость
- Особенности ПАТ
- Подзоны приаэродромной территории
- Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ
- Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ
- Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ
- Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях
1. Установление приаэродромных территорий – объективная необходимость
Обеспечение безопасности полётов воздушных судов, их взлёта и посадки – государственное требование. Оно, как аксиома, не требует доказательств и ни у кого не вызывает никаких сомнений.
Задача по реализации такого требования в современный период времени проработана в деталях. Одни из них связаны с формированием территорий аэродромов с учётом полос воздушных подходов самолётов к наземным гаваням. Да и взлетают «железные птицы» не вертикально из одной точки.
В любом случае для них требуется не только воздушное пространство, но и немалая земельная площадь, простирающаяся далеко за границы аэродрома.
Если же учесть негативные факторы:
- вредные выбросы отработанного топлива в атмосферу самолётами на взлёте, маневрировании и посадке
- воздействие:
- радиоизлучения от наземных навигационных средств управления полётами
- радиоизлучения от самолетных навигационных средств
- шумового давления от работающих двигателей
- вероятность падения самолёта
то вопрос о том, должен или нет на приаэродромной территории действовать порядок, обеспечивающий безаварийность полётов, безопасность людей, проживающих или работающих в её пределах, имеет всем понятный логический ответ.
Этому вопросу, чрезвычайно важному во всех смыслах, государство уделяет серьёзное внимание:
- Положение о приаэродромной территории (ПАТ) утверждено Правительством РФ (Постановление №1460 от 02.12.2017):
- определяет особенности установления ПАТ, связанные с выполнением полётов воздушных судов:
- государственной авиации
- экспериментальной авиации
- устанавливает правила выделения подзон на приаэродромной территории
- устанавливает порядок разрешения разногласий при согласовании проекта ПАТ, возникающих между властями субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти
- определяет особенности установления ПАТ, связанные с выполнением полётов воздушных судов:
- воздушное, земельное, градостроительное, санитарно-эпидемиологическое законодательство уточняет порядок использования и застройки ПАТ
В соответствии с ВК РФ (пункт 1 статьи 47) размещение в районе аэродрома:
- зданий и сооружений
- линий связи, электропередач
- радиотехнических объектов
- других объектов, которые могут:
- угрожать безопасности полётов воздушных судов
- создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме
должно быть согласовано с авиационными властями и Роспотребнадзором.
Если же «расшифровать» приведённые сведения ВК РФ, то, получится внушительный список того, что нельзя делать на ПАТ без разрешения Росавиации:
- строить любые здания и сооружения
- размещать источники радиоизлучения и электролинии
- проводить газо-нефте-продуктопроводы
- размещать предприятия, способствующие массовому привлечению птиц
- размещать вблизи наземных навигационных средств управления полётами:
- котельные, заводы, способствующие ухудшению видимости в районе полетов самолётов
- любые конструкции
- выполнять реконструкции вышеперечисленных объектов
- запускать салюты, фейерверки, воздушные шары, аэростаты, беспилотники и управляемые дроны
- организовывать световые и лазерные шоу
- выполнять полёты на самодельных летательных аппаратах
- для физлиц – строить собственные жилые дома
Как бы то ни было, но законодательство периодически корректируется. В последнее время в нём изменились отдельные положения, которые прежде были причиной появления проблем, связанных, к примеру:
- с застройкой ЗУ жилыми домами, другими капитальными объектами, расположенными на ПАТ
- с трениями между региональными властями и авиационными ведомствами в определении границ ПАТ:
- приаэродромные территории «накрывают» микрорайоны жилой застройки населённых пунктов, заблокировав в своих границах строительство нового жилья и объектов социальной инфраструктуры
Пример обновления законодательных норм – доработка ряда федеральных законов, выполненная на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (№191-ФЗ от 11.06.2021).
Основными целями принятия данного закона стали:
- создание временно́го резерва (2021 – 2025 годы) для завершения процедуры по формированию границ ПАТ аэродромов/аэоропортов
- в период решения задачи по установлению ПАТ:
- новое строительство в подзонах ПАТ
- снятие административного барьера для оформления по «дачной амнистии» прав граждан на объекты «бытовой недвижимости», расположенные в границах ПАТ
С даты вступления ФЗ №191 в силу – 1 июля 2021 года:
- не требуется согласование с собственниками аэродромов нового строительства, реконструкции, размещения объектов, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора на ЗУ, предназначенных:
- для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
- для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
- для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
- для строительства гражданами гаражей для собственных нужд
- возможность строительства частных жилых домов без согласований с Росавицией и без заключений Роспотребнадзора предоставлена только для тех аэропортов, в ПАТ которых не установлены все подзоны и новые ограничения для них:
- у дачников и частников появился шанс поставить на кадастровый учёт жилые дома, бани, гаражи и прочую бытовую недвижимость – в упрощённом порядке, без согласования строительства с аэродромами/аэропортами и без получения санитарно-эпидемиологического заключения
- сохранение требования согласований, получения заключений для всех остальных категорий объектов
Положения закона о новой застройке в ПАТ без согласований и заключений не вечные. Определён срок их применения. Он связан со временем формирования зонального состава ПАТ в полном объёме.
Рассмотрим, каким образом могут использоваться и застраиваться земельные участки, расположенные в границах ПАТ, какие изменения должны произойти с приаэродромными территориями, после которых «всё вернётся на круги своя».
2. Особенности приаэродромной территории
Задачи, решаемые при установлении ПАТ:
- обеспечение безопасности полётов воздушных судов
- перспективное развитие аэропорта
- исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду
В соответствии с Правилами установления ПАТ (Постановление Правительства РФ №1460 от 02.12.2017) решение о её утверждении принимается различными ведомствами:
- Министерством обороны РФ – для аэродромов государственной авиации
- Министерством промышленности и торговли РФ – для аэродромов экспериментальной авиации
- Федеральным агентством воздушного транспорта – для аэродромов гражданской авиации
Границы ПАТ определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов (ПВП) на земную или водную поверхность.
Ранее ПАТ занимала территорию в радиусе 30 км. С 2017 года определение пределов ПАТ выполняется на основе расчётов. Соответственно, она может занимать меньшую площадь.
К примеру, на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково):
- размер внешней горизонтальной поверхности ограничения препятствий ПВП установлен в виде круга радиусом 20 км с центром в контрольной точке аэродрома (КТА)
- в границы ПВП аэродрома Санкт-Петербург попадают город Санкт-Петербург и Ленинградская область
При обосновании границ ПАТ учитываются:
- требования к обеспечению безопасности полётов воздушных судов
- результаты соответствующих расчётов:
- расчёта рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
- расчёта физического воздействия на атмосферный воздух
- расчёта оценки риска для здоровья человека
- ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в соответствии с положениями ВК РФ
ПАТ – одна из 28 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ. Сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН.
ПАТ устанавливается вокруг каждого аэропорта. На землях, входящих в границы приаэдромной территории, действует особый режим, ограничивающий их использование и застройку.
В приаэродромной территории выполняется специальное «воздушно-градостроительное зонирование» в соответствии с требованиями ФЗ №191 и положениями статьи 47 ВК РФ:
- в обязательном порядке выделяются 7 круговых подзон различной площади с полосой подхода самолётов
- радиус подзон увеличивается по мере их удаления от центрального участка ПАТ – места обслуживания, руления, взлёта/посадки воздушных судов
- внешние границы ПАТ совпадают с внешними границами самой крупной 7 подзоны, а до её установления – с внешними границами 6 подзоны
- в каждой из подзон ПАТ устанавливаются особые условия использования/застройки земель и реконструкции уже возведённых объектов
- 3, 4 и 7 подзоны разбиты еще на отдельные секторы, где установлены разные ограничения
- в зависимости от того, в какой подзоне ПАТ расположен ЗУ, на него накладываются ограничения, соответствующие функциональному назначению подзоны ПАТ, в границах которой находится ЗУ
Подзоны ПАТ различаются по жёсткости ограничений строительства капитальных объектов:
- зависит это от близости подзон к взлётным полосам: чем подзона ближе к ним, тем жёстче в ней ограничения
- сведения об ограничениях для ЗУ, расположенных в ПАТ, фиксируются в Росреестре и отображаются в соответствующих картах и схемах градостроительного зонирования
Чтобы понять, какие ограничения ПАТ установлены для ЗУ, достаточно заказать:
- или выписку из ЕГРН
- или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
Если в этих документах будет указано, что ЗУ расположен в такой-то подзоне ПАТ, то согласование строительства с Росавиацией станет обязательным, как и получение заключения Роспотребнадзора.
3. Подзоны приаэродромной территории
Первая подзона ПАТ
Устанавливается для размещения объектов, предназначенных:
- для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок
- для обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов
Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, обеспечивающих авиационную деятельность на аэродроме.
Ограничения
Запрещается размещать объекты, не соответствующих функциональному назначению подзоны.
Вторая подзона ПАТ
Выделяется для размещения:
- объектов, относящихся к инфраструктуре аэропорта
- объектов, предназначенных:
- для обслуживания пассажиров
- для обработки багажа, грузов и почты
- для обслуживания воздушных судов
- для хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов
- для обеспечения энергоснабжения
Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих аэропортовую и авиационную деятельность на аэродроме.
Ограничения
Запрет на размещение объектов, не соответствующих функциональному назначению подзоны.
Третья подзона ПАТ
Устанавливается в границах полос воздушных подходов.
В пределах подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает те ограничения, что установлены для ПАТ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В подзоне разрешается размещать капитальные объекты (в том числе жилые дома) – с соблюдением установленных ограничений по высоте строений.
Ограничения
В границах подзоны устанавливаются следующие ограничения:
- ограничение использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
- запрещается размещать ОКС, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей ПАТ
- ограничения препятствий, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов
- ограничения высоты, соответствующие поверхностям:
- лётная полоса
- переходная поверхность для взлётно-посадочной полосы (ВПП)
- поверхность захода на посадку для ВПП
- поверхность взлёта, с учетом информационной поверхности для ВПП
- внутренняя горизонтальная поверхность для ВПП
- коническая поверхность для ВПП
- внешняя горизонтальная поверхность для ВПП
Запрещается размещать объекты, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП, высота которых превышает:
- поверхность захода на посадку
- поверхность взлета
- коническую поверхность
- внутреннюю горизонтальную поверхность
- переходную поверхность
- внешнюю горизонтальную поверхность
Для каждой из перечисленных поверхностей устанавливаются ограничения по абсолютной максимальной высоте размещаемого объекта.
В случае, если ограничения в других подзонах, входящих в состав ПАТ аэродрома, устанавливают меньшую допустимую высоту, чем в 3 подзоне, то ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.
Ограничения, устанавливаемые в 3 подзоне, не ограничивают размещение объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах.
Приоритет у ограничений, требующих меньшую высоту застройки
Четвертая подзона ПАТ
Устанавливается по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи:
- предназначенных для организации воздушного движения
- расположенных вне 1 подзоны
В составе 4 подзоны выделяются:
- территория, обеспечивающая в своих границах действие средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
- зона ограничения застройки, создаваемая с целью исключения индустриальных помех:
- в этой зоне устанавливаются ограничения на размещение объектов, способных генерировать или отражать помехи, влияющие на сигналы средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
- зона ограничения застройки по высоте, состоящая из отдельных замкнутых секторов:
- в секторах устанавливается ограничительная высота размещаемых объектов, так как объекты, превышающие данную оградительную высоту, будут являться потенциальными источниками помех за счёт многопутевого распространения сигналов
Ограничения
В границах подзоны запрещается:
- размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи:
- стационарные передающих радиотехнических объектов (ПРТО) с используемыми частотами, функциональное назначение которых не соответствует условиям использования полос радиочастот в РФ
- ПРТО мощностью свыше 250 ВТ, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома
- размещение, строительство и сооружение объектов, превышающих ограничения, установленные в зоне ограничения застройки по высоте, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома:
- ОКС
- временных объектов
- объектов инженерной подготовки
- линейных объектов
- размещение машин и механизмов
- установка ветряных турбин абсолютной высотой 242 м и выше с учётом лопастей в верхнем положении
- размещение, строительство и сооружение воздушных высоковольтных ЛЭП с напряжением от 1000 В, трансформаторных подстанций, промышленных электроустановок, сооружений, имеющих значительные металлические массы к которым относятся:
- металлические мосты, электрифицированные железные дороги, проволочные ограждения, промышленные и другие крупные строения
Ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.
Допускается
1. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не ограничивают размещение:
- объектов, предназначенных для обслуживания аэродрома и/или)аэропорта
- объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах
2. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не применяются в отношении ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости, у которых:
- параметры и характеристики застройки
- использование
не создают помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения.
Пятая подзона ПАТ
Устанавливается по границам опасных производственных объектов с учётом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.
Ограничения
В границах зоны запрещается размещать:
- производственные объекты 1–2 классов опасности, функционирование которых может повлиять на безопасность полётов воздушных судов
- магистральные газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу
Строительство ОКС и «бытовой недвижимости» возможно – с учётом установленных ограничений.
Шестая подзона ПАТ
Устанавливается по границам, удалённым на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА).
Ограничения
В границах подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц::
- полигоны твёрдых коммунальных отходов
- скотобойни
- животноводческие фермы
- скотомогильники
- мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы
- объекты сортировки мусора
- объекты рыбных хозяйств
Седьмая подзона ПАТ
Седьмые подзоны в ПАТ занимают самые большие по площади территории. Без них размеры ПАТ были бы в несколько раз меньше.
7 подзона ПАТ – шумовая. Она накладывает ограничения на большие территории, попадающие в её пределы.
Цель создания 7 подзоны ПАТ – предотвращение негативного физического воздействия (несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям эквивалентного уровня звука, возникающего при полётах воздушных судов).
Граница седьмой подзоны выделяется по совокупности:
- шумового воздействия
- химического воздействия
- электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов (ПРТО)
Границы подзоны определяются расчётным способом, учитывающим следующие факторы:
- в части электромагнитного воздействия:
- границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
- в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия:
- типы используемых воздушных судов
- траектории взлёта, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома
- расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время)
- рельеф местности
- климатологические характеристики аэродрома
Ограничения
Ввиду превышения в 7 подзоне:
- уровня шумового и электромагнитного воздействий
- концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
в ней запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей ПАТ с учётом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В границах подзоны не допускается использование ЗУ для размещения:
- жилой застройки
- объектов образовательного и медицинского назначения
- спортивных сооружений открытого типа
- организаций отдыха детей и их оздоровления
- зон рекреационного назначения
- зон для ведения садоводства
Если химическое, физическое и/или биологическое воздействие объектов, в отношении которых установлены санитарно-защитные зоны, приводят к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, то размещение таких объектов в 7 подзоне запрещается:
- объектов для производства и хранения лекарственных средств
- объектов пищевых отраслей промышленности
- оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции
- комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды
как и использования ЗУ в целях производства, хранения и переработки сельхозпродукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
4. Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ
В границах установленной 7 подзоны ПАТ действует перечень ограничений использования ЗУ и объектов.
По причине недопустимого негативного воздействия уровня шума в 7 подзоне на здоровья людей установленные в ней ограничения определяют запреты на строительство/реконструкцию ОКС, на эксплуатацию отдельных видов ОКС.
Строительство капитальных объектов (в том числе «бытовой недвижимости») допускается при условии:
- подтверждения Роспотребнадзором:
- возможности применения мер по предупреждению и/или устранению негативного физического воздействия
- приемлемых результатов оценки рисков для здоровья человека, проведённых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
- согласования строительства с авиационным ведомством
С одним из примеров решения об установлении ПАТ аэродрома гражданской авиации со всеми 7 подзонами, действующими в них ограничениями, влияющими на использование. застройку ЗУ, реконструкцию объектов можно ознакомиться по ссылке.
5. Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ
К 2021 году приаэродромные территории в составе семи подзон установлены не для всех аэродромов. Не все из разработанных проектов ПАТ прошли процедуру согласования с федеральными и местными органами власти.
ПАТ признаётся установленной (утверждённой) до 1 июля 2021 года – в случаях выделения в её границах:
- шести подзон (с 1 по 6)
- семи подзон (с 1 по 7)
Если аэродромы введены в эксплуатацию до 1 июля 2021 года и до этой даты в их ПАТ не была выделена 7 подзона, то она подлежит установлению до 1 января 2025 года (пункт 1_1, пункт 8 статьи 4 ФЗ №191).
Если в ПАТ выделены (установлены) с 1 по 6 подзоны, то до момента установления 7 подзоны:
- застройка и использование ЗУ, расположенных в пределах 6 подзоны может проводиться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (пункт 5.5 статьи 47 ВК РФ)
- застройка частными жилыми домами и использование ЗУ для ЛПХ, ИЖС, садоводства, строительства частных гаражей, расположенных в пределах неустановленной 7 подзоны, может выполняться без согласования с авиационными властями и без заключения Роспотребнадзора:
- данное законодательное послабление предоставляет гражданам возможность зарегистрировать свою бытовую недвижимость по «дачной амнистии» (в упрощённом порядке), а властям – увеличить шанс на пополнение казны за счёт налоговых платежей
- если ЗУ подпадает в ПАТ, в местном муниципалитете нужно уточнить вопрос о необходимости получения согласования для строительства жилого дома:
- возможно, что с 01.07.2021 согласование и санитарно-эпидемиолгическое заключение не потребуются
Дата 01.01.2025 – срок, после которого использование ЗУ, строительство частных жилых домов, реконструкция уже возведённых объектов «бытовой недвижимости», расположенных в пределах 7 подзоны ПАТ, потребует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.
Примечание
Согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию проводят:
- по аэродромам гражданской авиации – Управление Росавиации соответствующего округа или оператор аэродрома
- по военным аэродромам – командование воинских частей (аэродромов)
- по аэродромам экспериментальной авиации – штурман аэродрома
6. Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ
Ограничения, установленные в 7 подзоне ПАТ, не применяются в случаях:
- права граждан или юридических лиц на ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости возникли до дня установления 7 подзоны
- разрешение на строительство (РНС) объектов недвижимости получено до установления подзоны
- строительство объектов, для которых не требуется РНС, застройка началась до установления 7 подзоны
Для указанных случаев возмещение убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением 7 подзоны ПАТ не предусмотрено (пункт 13 статьи 3 ФЗ №191).
В соответствии с положениями закона ФЗ №191, уделившим особое внимание требованиям к формированию 7 подзоны ПАТ, исключено большинство видов негативного воздействия, превышение показателей по которым служит основанием для запрещения размещения ОКС.
На этой основе в ВК РФ (пункт 3.2 статьи 47) были внесены уточнения:
- использования ЗУ, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов ОКС в 7 подзоне ПАТ, будет определяться с учётом возможности применения мер по предупреждению/устранению негативного физического воздействия
- расчёт оценки рисков для здоровья человека будет устанавливаться/проводиться Роспотребнадзором в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
В отношении формирования 7 подзоны ПАТ положения ФЗ №191 отрегулировали порядок согласования границ приаэродромной территории и её подзон:
- уточнён порядок проведения общественных/публичных слушаний по установлению границ подзоны
- расширены возможности участников общественных и публичных слушаний:
- участники имеют право вносить в адрес организатора слушаний предложения и замечания в форме электронного документа – в период размещения экспозиции, проекта ПАТ, информационных материалов к проекту (соответствует требованиям ГрК РФ (пункт 10 статьи 5.1)
- установлен порядок действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства в границах ПАТ
- в том числе в границах ПАТ аэродромов, введённых в эксплуатацию до дня вступления в силу закона
7. Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях
В заключительной части ФЗ №191 изложено положение о конкретных случаях запрета на снос зданий, сооружений, не соответствующих ограничениям, установленным в подзонах ПАТ.
Запрет действует в ситуациях, при которых объекты:
- были созданы до установления подзон ПАТ
- расположены на ЗУ, предназначенных:
- для индивидуального жилищного строительства
- для ведения ЛПХ
- для ведения садоводства для собственных нужд
- для размещения гаража для собственных нужд
- при этом размещение сооружений, зданий соответствует:
- правовому режиму земель
- виду разрешённого использования соответствующего ЗУ
Исключения
На самовольные постройки данная гарантия не распространяется.
Запрет на снос строений не применяется в отношении следующих объектов:
- по которым принято решение о сносе самовольной постройки
- по которым не отменено ранее принятое решение о сносе самовольной постройки или приведении строения в соответствие с установленными требованиям:
- в связи с несоответствием строений обязательным требованиям к количеству этажей и/или)высоте объекта
Возмещение убытков
Убытки, причинённые гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям при ограничении их прав на ЗУ и/или расположенные на них объекты недвижимости, возникшие по причине:
- увеличения количества взлётно-посадочных полос аэродрома
- реконструкции существующих взлётно-посадочных полос аэродрома
в связи с установленными на ПАТ ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности подлежат возмещению в соответствии:
Условие возмещения убытков – утверждённые мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлётно-посадочных полос аэродрома, в следующих материалах:
- в документах территориального планирования РФ
- в документации по планировке территории
Приаэродромная территория, включая 7 подзону ПАТ, устанавливается с учётом таких строительства, реконструкции.
Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ
1. Строительство жилых домов в границах установленных подзон ПАТ:
- запрещается категорически в 1 и 2 подзонах
- допускается в 3, 4, 5, 6, 7 подзонах:
- с ограничениями
- при условии получения положительного заключения Роспотребнадзора (выдаётся в течение 30 дней с даты поступления заявления)
- при условии согласования с руководством аэропорта
2. Владельцы «бытовой недвижимости» (жилых и садовых домов, гаражей, погребов, бань, других хозяйственных построек), расположенной в границах ПАТ, смогут зарегистрировать права на неё по механизму «дачной амнистии».
До момента установления 7 подзоны ПАТ строительство объектов в этой подзоне разрешено:
- без проведения согласований с авиационными властями
- без получения санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора
Основная часть частных жилых домов попадает именно в 7 подзону ПАТ. Ранее, из-за сложности согласования с Росавиацией, регистрация дома, расположенного на ЗУ в этой подзоне, оставалась без финала. Отмена согласования строительства значительно упрощает оформление объектов, расположенных на ЗУ с разрешённым использованием:
- ИЖС
- ЛПХ
- для ведения садоводства для собственных нужд
- для строительства гаража для собственных нужд
3. Строительство «бытовой недвижимости» без согласований и заключений можно вести до 1 января 2025 года. Срок соответствует дате завершения процедур по установлению 7 подзоны ПАТ аэродромов/аэропортов, определённой ФЗ №191.
4. После установления ПАТ при использовании ЗУ и для возведения новых объектов недвижимости будет необходимо:
- соблюдать ограничения, установленными для каждой из подзон ПАТ
- проводить согласование с аэропортами и получать санэпидемзаключение
5. Установлен запрет на снос зданий и сооружений на участках ИЖС, ЛПХ, для садоводства, построенных до установления ПАТ, у которых параметры не соответствуют введённым ограничениям.
6. Существует возможность возмещения убытков граждан, юридических лиц и публично-правовых образований при строительстве сооружений аэродрома:
- по причине установления на ПАТ ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности
- ущерб возмещается застройщиком, выполняющим строительство аэродромных сооружений
Полезно знать
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
- Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь
- Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
- Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон – здесь
- Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
- ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь
- Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
- Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года – здесь
- Надстройка этажей здания – вид реконструкции здания. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь
- Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры? – здесь
- Возможность перевода (трансформации) с/х угодий из одного вида в другой вид угодий – здесь
- Земельный капитал для многодетных семей – читать здесь
- Декларация об объекте недвижимости – документ для регистрации капитальных строений, не требующих получения РНС – здесь
- Как садовый дом перевести в жилую недвижимость – читать здесь
- О пользе применения СПОЗУ при подготовке к строительству индивидуального жилого дома можно ознакомится здесь
- Порядок передачи сетей СНТ в сетевую организацию – здесь
- Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
- Строительство частного дома в охранной зоне ЛЭП – только при решении о согласовании с сетевой организацией – читать здесь