Фонд перераспределения земель – навигатор для приобретения


Содержание

  1. Цели формирования перераспределительного земельного фонда
  2. Основания включения участков в фонд перераспределения земель
  3. Реестр земельных участков в фонде перераспределения муниципальных земель 
  4. Обязанности государства/муниципалитета по управлению и распоряжению активами фонда перераспределения земель
  5. Порядок предоставления участка из фонда перераспределения земель

1. Цели формирования перераспределительного земельного фонда

 

Фонд перераспределения земель – наследие былых времён. Он был создан в 90-е годы прошлого столетия для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль на базе впервые создаваемых фермерских хозяйств. Такие хозяйства нуждались в земле. Государство должно было найти источники предоставления участков. Ими стали включаемые в фонд

  • свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов
  • нерационально используемые территории колхозов и других землепользователей

После принятия первого Земельного кодекса (в конце 2001 года) практика включения в состав фонда земель с/х назначения была сохранена и актуальна по настоящее время.

Действующим Земельным кодексом РФ установлено что, в целях перераспределения земель для решения задач в сфере сельского хозяйства (статья 80 ЗК РФ):

  • с/х производство
  • осуществление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности и расширения такой деятельности
  • создание и расширенин личных подсобных хозяйств
  • ведение:
    • садоводства
    • животноводства
    • огородничества
  • занятие:
    • сенокошением
    • выпасом скота

в составе земель с/х назначения создаётся фонд перераспределения земель. Его современный формат – муниципальные реестры участков с/х назначения, которые:

  • являются собственностью государства/муниципалитета
  • подлежат передаче (предоставлению) физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность (на возмездной или безвозмездной основе):
    • по усмотрению государства/муниципалитета
    • с соблюдением действующих федеральных и региональных законодательных норм

Цели формирования перераспределительного земельного фонда – развитие сельского хозяйства:

  1. поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК)
  2. создание новых или расширения уже существующих крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ):
    • КФХ – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74-ФЗ от 11.06.2003)
  3. создание новых или расширения уже существующих личных подсобных хозяйств (ЛПХ вне границ населённого пункта):
    • ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке с/х продукции, которая ведётся гражданином и членами его семьи совместно в целях производства с/х продукции для удовлетворения личных потребностей (статья 2 Закона «О личном подсобном хозяйстве № 112-ФЗ  07.07.2003)
    • к примеру, сайылычное хозяйство – вид традиционной формы непредпринимательской деятельности по производству и переработке с/х продукции в летнее время (является одной из форм личного подсобного хозяйства)
  4. занятие садоводством – осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе на с/х угодьях, связанной с выращиванием
    • многолетних плодовых и ягодных культур
    • винограда
    • иных многолетних культур
  5. организация с/х производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам
  6. хозяйственная деятельность, связанная с производством продукции животноводства, в том числе:
    • сенокошение
    • выпас с/х животных
    • разведение племенных животных
    • производство и использование племенной продукции (материала)
    • размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения с/х животных, производства, хранения и первичной переработки с/х продукции
  7. предоставление участков:
    • для садоводства и огородничества
    • под сенокосы –  для кошения трав, сбора и заготовки сена
    • под выпас скота
    • для растениеводства – хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием с/х культур

2. Основания включения участков в фонд перераспределения земель

 

Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие обстоятельства:

  • территории и участки приобретены государственными органами и муниципалитетами
  • участки не используются по следующим причинам:
    • собственник отказался от участка в добровольном порядке – при этом
    • отсутствуют  наследники по закону или завещанию
    • участок не принят в наследство ни одним из наследников
    • все наследники лишены наследства завещателем
    • наследник отказался от наследства в пользу государства
    • наследник отказался от наследства без указания в пользу кого он отказывается от наследства
  • выполнено принудительное изъятие земельного участка в соответствии с действующим законодательством

По участкам, указанным выше, муниципалитеты формируют соотвествующие перечни (реестры),

В перечень земель фонда перераспределения не включаются земельные участки, на которые право муниципальной собственности возникло при изъятии для муниципальных/государственных нужд.

3. Реестр земельных участков в фонде перераспределения муниципальных земель 

 

Перераспределительный земельный фонд муниципального образования формируется в составе земель с/х назначения:

  • за счёт земельных участков из земель с/х назначения
    • без изменения категории земель участков, поступающих в фонд
  • на основании постановления/решения главы муниципального образования – принимается:
    • по представлению органов в сфере земельно-имущественных отношений
    • с учётом положения об управлении муниципальным имуществом о прекращении прав физических/юридических лиц на земельные участки

Реестр участков и территорий фонда перераспреления земель:

  • содержит регистрационные и кадастровые сведения об участках
  • размещается на официальном сайте муниципального образования – с изложением сведений о наличии земельных участков в фонде
  •  подлежит:
    • регулярной инвентаризации
    • обновлению информационных данных, которые были получены ранее
    • корректировке – на основании постановлений о предоставлении земли из базы фонда или об исключении участков из фонда

3.1. Доступность сведений перераспределительного фонда 

 

Реестры земельных участков в фонде перераспределения земель муниципального образования имеют общедоступный характер:

  • обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению – обязанность государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти
  • распределительный фонд создаётся:
    • для выполнения государственных регистрационных работ
    • для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий

Все граждане и предприятия, претендующие на земельные участки, содержащиеся в реестре,  могут в свободном доступе ознакомиться с необходимой информацией о таких объектах недвижимости. В перечень земельных участков Фонда включаются следующие сведения о земельных участках:

  • местоположение
  • кадастровый номер
  • вид разрешэнного использования земельного участка ;ВРИ ЗУ)
  • вид с/х угодья
  • площадь (в гектарах)
  • вид права
  • обременение
  • дата включения земельного участка в фонд
  • дата исключения земельного участка из фонда
  • другие сведения о земельных участках фонда – по усмотрению  органов местного самоуправления

В соответствии с Земельным кодексом РФ и региональным земельным законодательством участки из фонда:

  • могут использоваться в следующих целях (статья 78 ЗК РФ):
    •  
    • создание мелиоративных защитных лесных насаждений
    • научно-исследовательские, учебные и иные цели, связанных с с/х производством
    • деятельность в сфере охотничьего хозяйства
    • рыбоводство – для целей аквакультуры 
  • предоставляются для следующих видов разрешённого использования:
    • растениеводство – код 1.1
    •  выращивание зерновых и иных с/х культур – код 1.2
    •  овощеводство – код 1.3
    •  садоводство – код 1.5
    •  животноводство – код 1.7
    •  скотоводство – код 1.8
    •  звероводство – код 1.9
    •  птицеводство – код 1.10
    •  свиноводство – код 1.11
    •  ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) – код 1.16
    •  сенокошение – код 1.19
    •  выпас с/х животных – код 1.20
    • ведение садоводства/огородгичества для собственных нужд

Примеры:

  • фонд перераспределения земель Лужского муниципального района Ленинградской области – здесь
  • реестр земельных участков, включённых в фонд перераспределения земель муниципального образования «Себежское» Себежского района Псковской области – здесь

4. Обязанности государства/муниципалитета по управлению и распоряжению активами фонда перераспределения земель

 

 Муниципальное образование вправе по своему усмотрению:

  • формировать фонд перераспределения земель за счёт средств местных бюджетов
    • с учётом преимущественного права на покупку земельного участка из земель с/х назначения муниципальным районом (статья 8 Закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • приобретать земельные участкм
    • на рынке
    • в порядке безвозмездной передачи из собственности муниципального района, субъекта РФ или Россиской Федерации
    • на основании других сделок
  • совершать в отношении имущества, принадлежащего муниципалитету, действия:
    • не противоречащие закону и иным правовым актам
    • не нарушающие права и интересы других лиц, охраняемые законом
  • отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им права:
    • владения, пользования и распоряжения имуществом
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами
    • распоряжаться имуществом иным образом

Таким образом, государственные/муниципальные органы обязаны:

  • распоряжаться земельными активами перераспределительного фонда в законном порядке
  • предоставлять земельные территории фонда в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания

Земли фонда перераспределения могут передаваться гражданам и юридическим лицам:

  • в аренду
  • в собственность – на возмездной или безвозмездной основе
  • для реализации различных задач:
    • создание с/х производства
    • формирование защитных лесопосадок
    • проведение практических занятий специалистов НИИ и учебных организаций
    • ведения садоводства, огородничества
    • т.д.

На земли перераспределительного фонда могут претендовать: 

  • граждане, имеющие желание заниматься:
    • крестьянским (фермерским) хозяйством
    • личным подсобным хозяйством
    • садоводством или огородничеством для собственных нужд
  • граждане, планирующие заниматься выпасом скота и сенокошением
  • сельскохозяйственные организации
  • коренные народности Сибири, Севера – для промыслов и организация быта
  • казачьи общества
  • религиозные общины
  • потребительские кооперативы
  • СНТ и ОНТ (с учётом градострроительного зонирования территории – территориальной зоны ПЗЗ земельного массива, который планируется для создания товарищества):
    • товарищества могут далее делить территорию и передавать участки населению для занятий садоводством/огородничеством

 

5. Порядок предоставления участка из фонда перераспределения земель

 

Регламент предоставления гражданам и юридическим лицам активов муниципального фонда перераспределения земель устанавливается в соотвествии с законодательными нормами:

  • Земельного кодекса РФ
  • ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( № 137-ФЗ от 25.10.2001)
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • региональных законов
  • Уставов муниципальных образований

На их основе муниципалитеты издают соответствующие постановления – примеры:

  • Постановление  Администрации Островского района Псковской области «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель, находящихся в собственности муниципального образования «Островский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»  ( № 704 от 29.09. 2017)
  • Постановление  Администрации Пушкиногорского района Псковской области «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель, находящихся в собственности муниципального образования «Пушкиногорский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» ( № 51-н от  20.07. 2022) 
  • Постановление Администрации Николького муниципального округа Вологодской области  «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности» ( № 246 от 04.03.2024)  

Заинтересованные лица подают в администрацию муниципального образования заявление о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель:

  • или в письменной форме:
    • при личном посещении
    • через МФЦ
    • Почтой России
  • или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»

В заявлении указываются:

  1. испрашиваемое право на земельный участок
  2. кадастровый номер испрашиваемого земельного участка
    • или кадастровый номер земельного участка, который подлежит разделу (в случае, если подается заявление на часть земельного участка)
  3. предполагаемый размер земельного участка
  4. описание местоположения земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка
  5. цель использования земельного участка

К заявлению прилагаются:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом
    • или личность представителя физического или юридического лица
  2. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица – если с заявлением обращается представитель заявителя
  3. копии учредительных документов, заверенные печатью юридического лица и подписью руководителя – если с заявлением обращается юридическое лицо
  4. схема расположения земельного участка – предоставляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок

К заявлению по собственной инициативе заявителя может быть приложена

  • выписка из ЕГРЮЛ (для заявителя – юридического лица)
  • выписка из ЕГРИП  (для заявителя – индивидуального предпринимателя)

Если указанные документы не были представлены заявителем самостоятельно, то они запрашиваются Уполномоченным органом, МФЦ

  • в государственных органах
  • в органах местного самоуправления
  • в организациях

в распоряжении которых находятся такие материалы.

В течение срока, определённого в постановлении, Администрация:

  • обеспечивает проведение информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка – путём размещения сообщения
    • в районной газете
    • на официальном сайте Администрации района
  • в информационном сообщении должны быть указаны:
    • местоположение земельного участка
    • кадастровый номер
    • площадь земельного участка или ориентировочная площадь части земельного участка
    • испрашиваемое право
    • разрешённое использование земельного участка
    • условия предоставления

По истечении срока (указан в постановлении) с момента публикации сообщения по поступившим заявлениям администрация принимает решение

  • о предоставлении испрашиваемого земельного участка
  • об отказе в предоставлении участка  – с указанием обоснования такого решения:
    • основания для отказа перечисляются в порядке/регламенте предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель, находящихся в собственности муниципального образования или в государственной неразграниченной собственности 

 

Полезно знать

 

  1. Исключение СНТ из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица – здесь
  2. Ликвидация СНТ по добровольному решению садоводов – 2024 – здесь
  3. Нормы управления имуществом общего пользования СНТ – 2024 – здесь 
  4. Сети СНТ в собственность ТСО. Указания Минэнерго РФ – 2024 – здесь
  5. Реформа правил перевода с/х земель под дома и дачи в Московской области – 2024 – здесь
  6. Земли запаса – государственные и муниципальные земельные резервы для важных задач и инвесторов – здесь
  7. «Летающие помощники» для фермеров, дачников и туристов. Правила использования личных дронов – 2024 – здесь
  8. Ответственность за самозахват чужой земли. Порядок исправления реестровой ошибки с границами земельного участка – здесь

 


Поделиться:






наверх