Ликвидация СНТ по добровольному решению садоводов – 2024
Содержание
- Почему дачники отказываются от СНТ?
- Поиск решений
- Ликвидация СНТ по добровольному решению садоводов
- 3.1. Правовые основания
- 3.2. Подготовка к ликвидации СНТ
- 3.3. Регламент ликвидации СНТ по добровольному решению СНТ
- 3.3.1. Проведение общего собрания садоводов
- 3.3.2. Уведомление регистрирующего органа (ИФНС) о закрытии юридического лица
- 3.3.3. Выявление кредиторов
- 3.3.4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
- 3.3.5. Уведомление регистрационного органа о ликвидации юридического лица
- 3.3.6. Проведение расчётов с кредиторами
- 3.3.7. Подготовка окончательного ликвидационного баланса
- 3.3.8. Распределение оставшегося имущества
- 3.3.9. Подача документов для государственной регистрации ликвидации СНТ (как ЮЛ)
- 3.3.10. Завершение процедуры ликвидации СНТ (как ЮЛ)
- 3.3.11. Основания для отказа в ликвидации ЮЛ
- Последствия ликвидации СНТ для садоводов
1. Почему дачники отказываются от СНТ?
1.1. СНТ – советское наследие в современных реалиях
СНТ – продукт советских времён. Можно сказать, что садовые/огорродные товарищества – ровесники колхозов. В ту ушедшую эпоху землю дачникам выделяли бесплатно. Организационная конструкция СНТ была заложена в тоже самое время – в 30-е годы прошлого века:
- садоводы своими силами строили дачи, а дачные посёлки дружно благоустраивали сообща
- управление дачными. посёлками, по сути, дублировало колхозные артели
Колхозы уже давно канули в Лету, а десятки тысяч СНТ сохранились и продолжают жить в современных реалиях – несмотря на то, сама форма управления загородной недвижимостью в виде садовых некоммерческих товариществ стала себя изживать.
В условиях существования небольших или очень старых садоводств происходит постоянное совершенствование «садово-дачной конституции» – ею, например, установлена возможность преобразования СНТ в ТСЖ (пункт 12 Закона № 217-ФЗ)
- СНТ становится управляющей компанией, задача которой – управлять общим имуществом
- преобразование рассматривается как механизм, по которому дачные территории будут развиваться в перспективе
Планы планами, но вопрос расформирования товариществ садоводов становится всё более злободневным. Весомых причин этому немало:
- в СНТ всё оплачивается за счёт ответственных дачников, сдающих деньги, так как не все члены товариществ платят ежегодные взносы, в которые, в частности, входят:
- налог на общие земли
- оплата освещения территории
- заработная плата председателя, бухгалтера
- НДФЛ, страховые взносы
- оплата услуг подрядчиков
- процент занятых участков во многих садоводствах невелик:
- если СНТ располагает 500 участками, из них только 300 жилых – это «полуживое СНТ», в котором вся нагрузка по содержанию дорог, освещения, утилизации отходов и т.д. падает на добросовестных садоводоа, хотя инфраструктурой пользуются все
- критическое состояние СНТ, обусловленное утлым состоянием объектов инженерной инфраструктуры, модернизировать которые невозможно из-за отсутствия/нехватки средств:
- ветхость столбов ЛЭП и других объектов электросетевого хозяйства
- несоответствие ширины дорог нормам пожарной безопасности, требующим расширения проезжей части, радиуса разворотов
- паралич деятельности СНТ из-за разом сложившихся обстоятельств:
- отсутствие председателя СНТ, на должность которого никто из членов товарищества не стремится
- бездействие правления СНТ
- неготовность садоводов платить зарплату, за которую согласился бы работать наёмный председатель или бухгалтер
- рост затрат на содержание и развитие общей инфраструктуры, покрывать которые за счёт взносов не получается
- увеличивающиеся долги садоводов по налогам
- долги СНТ перед кредиторами
В итоге, члены СНТ вынуждены рассматривать различные варианты решения проблем – к примеру:
- включение СНТ в границы населённого пункта
- ликвидация СНТ
- включение СНТ в границы населённого пункта с дальнейшей ликвидацией СНТ
2. Поиск решений
2.1. Включение СНТ в границы населённого пункта – всё ли так гладко?
Анализируя ситуацию с включением СНТ в черту населённого пункта, дачники полагают, что при этом:
- больше не будет нерационального расходования взносов
- взносов вообще не будет, так как платить за ресурсы нужно будет по счётчикам и по ставкам
- ставки налогов на землю, конечно же, повысятся, но незначительно – гораздо меньше, чем размер членских взносов, уплачиваемых дачниками
- общее имущество СНТ (дороги, сети) будут приняты на баланс муниципалитета – значит:
- не будет механизма, позволяющего каким-либо образом взимать с бывших садоводов деньги на содержание этого имущества
- за налоги бывших дачников государство что-то даст в ответ – ремонт коммунальных сетей и дорог, уличное освещение
- все блага, доступные дачникам (уже в статусе жителей населённого пункта) будут обеспечиваться муниципальным образованием
- проживание на дачах станет дешевле
Но процедура включения СНТ в населённые пункты, установленная региональными законами, не простая. Она вполне приемлема для территорий вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, крупных городов – там, где состояние СНТ отличается качественной инфраструктурой (есть газ, водоснабжение, дороги). В остальных регионах (даже в удалённых районах Подмосковья) включение СНТ в границы населённого пункта ложится непосильным грузом на сельские муниципалитеты. Ведь новые жилые районы нужно обеспечить хотя бы несколькими обязательными элементами населённого пункта:
- коммунальной и дорожной инфраструктурой
- школой, детским садом садом
- медицинским пунктом
- магазинами
К тому же, отсутствуют федеральные/региональные правила, которые бы устанавливали обязанность для муниципального образования принимать имущество общего пользования СНТ. На сегодня это только право местных властей, используемое ими по своему усмотрению (подпункт 6 пункта 3 статьи 26 Закона № 217-ФЗ).
Захочет ли местная администрация взять на баланс территорию СНТ с его имуществом – тем более, такой, что расположен далеко от ближайшего населённого пункта, в котором всего 20-–50 участков? Ответ не однозначный. Нет уверенности, что муниципальная власть обрадуется «прибавлению», поскольку оно влечёт необъятный объём работ:
- содержание дорог
- освещение улиц
- вывоз отходов
- в старых дачных посёлках, где проезды изначально сделаны узкими, придётся их расширять, а электрохозяйство полностью заменить
В результате нередко складывается патовая ситуация – у садоводов есть желание и надежды, у муниципалитета – нет возможностей. Может быть, в законе в обозримом будущем будет прописано не право местных органов власти переводить СНТ в земли населённых пунктов, а их неукоснительная обязанность делать это. Иллюзий по этому поводу у дачников нет – все понимают, что муниципалам нужны большие дополнительные средства.
2.2. Ликвидация СНТ?
Станет ли «панацей» от проблем садоводств их ликвидация? Насколько эта процедура сложная? Читайте дальше и делайте выводы.
Вначале нужно понять: является ли СНТ юридическим лицом (ЮЛ)? Да, является. Ведь присутствуют признаки ЮЛ – у товарищества есть:
- ИНН
- расчётный счёт в банке
Но цель СНТ – не извлечение прибыли. Это некоммерческое объединение.
Расчётный счёт нужен только для текущей работы. На него поступают взносы собственников участков. Со своего счёта товарищество (как ЮЛ):
- рассчитывается за услуги с подрядчиками
- погашает долги перед контрагентами
- платит:
- налог за земли общего пользования
- взносы в фонды
- заработную плату работникам, НДФЛ и страховые взносы с неё
СНТ (как юридическое лицо) необходимо садоводам для решения общих вопросов. К примеру, СНТ занимается содержанием ИОП, заключая договоры:
- на электро- и водоснабжение
- на охрану территории
- на содержание дорог
- на вывоз мусора
- на лицензирование скважины товарищества и т.д.
Товарищество садоводов подлежит государственной регистрации.
- Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (№ 129-ФЗ от 08.08.2001)
- пункт 7 статьи 10 Закона № 217–ФЗ
Так как СНТ является юридическим лицом, то процедура его ликвидации ничем не отличается от закрытия коммерческой организации. Необходимо решение общего собрания. Разница только в том, что несколько учредителей традиционного юридического лица собрать гораздо проще, чем половину членов СНТ (как минимум).
По итогам ликвидационной процедуры:
- в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что ЮЛ ликвидировано
- ЮЛ (СНТ) прекращает свою деятельность
Расформирование СНТ (как ЮЛ) с прекращением его деятельности может происходить в одном из 2 вариантов:
- в добровольном порядке – по решению общего собрания членов товарищества
- в принудительном порядке:
- по суду – при банкротстве, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, по иску членов товарищества при условии невозможности достижения целей, ради которых создано товарищество
- во внесудебном порядке – по решению налогового органа об исключении СНТ из реестра юрлиц (ЕГРЮЛ)
Примечание
Удовлетворение исковых требований о ликвидации не означает автоматическое исключение записи о товариществе из ЕГРЮЛ и фактическое прекращение его работы. Решение суда – принуждение к соблюдению регламента ликвидации СНТ.
3. Ликвидация СНТ по добровольному решению садоводов
3.1. Правовые основания
Члены СНТ вправе провести ликвидацию СНТ по своему добровольному решению. Процедура регулируется:
- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- статья 28 Закона № 217-ФЗ
- содержит специальное основание для ликвидации с учётом особенностей СНТ
- Гражданским кодексом РФ:
3.2. Подготовка к ликвидации СНТ
К проведению ликвидации садового товарищества правильнее подготовиться заблаговременно:
- выполнить межевание и оформить право собственности на земельные участки членов СНТ – если это не было сделано раньше:
- неоформленная собственность на садовый участок может стать причиной его утраты – участок отойдёт к государству, муниципалитету или сельскому поселению (в зависимости от принадлежности земли)
- взыскать задолженность с неплательщиков взносов и других платежей в СНТ – после ликвидации сделать это уже не получится
- решить вопрос с ресурсоснабжающими организациями (электричество, газ, мусор)
- заключить прямые договоры между этими организациями и собственниками участков
- оформить участки зон/земель общего пользования на всех членов СНТ – в долях, пропорциональных площади земельных участков, находящихся в собственности садоводов:
- иначе этой процедурой придётся заниматься в процессе ликвидации товарищества
- найти решение вопроса о содержании после ликвидации земель/участков общего назначения и имущества общего пользования (ИОП), расположенного на территории СНТ, – иначе этим вопросом придётся заняться:
- или в процессе ликвидации, тем самым затягивая процедуру расформирования СНТ на длительный срок
- или после прекращения деятельности СНТ – без гарантии положительного итога – если:
- земли общего назначения остались в общей долевой собственности бывших садоводов и не были приняты муниципалитетом
- ресурсоснабжающие организации до ликвидации СНТ не приняли на свои балансы ЛЭП, газопровод, водопровод, объекты связи
3.3. Регламент ликвидации СНТ
Расформирование СНТ выполняется в порядке ликвидации юридического лица по добровольному решению его членов. Процедура состоит из ряда этапов.
3.3.1. Проведение общего собрания садоводов
Повестка собрания – вопрос о добровольной ликвидации товарищества с принятием решения:
- общее собрание садоводов считается правомочным при кворуме не менее 50% членов СНТ
- решение общего собрания по вопросу о ликвидации СНТ принимается квалифицированным большинством – не менее 2/3 голосов от общего числа членов товарищества, участвующих в общем собрании:
- подпункт 23 пункта 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ
- пункт 2 статьи 17 Закона № 217-ФЗ
- на собрании необходимо назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) – числом голосов не менее 2/3
Решение собрания о добровольной ликвидации должно содержать:
- результаты рассмотрения вопроса о ликвидации СНТ
- сведения о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии)
- срок, в течение которого ликвидация должна быть завершена
С момента назначения ликвидационной комиссии (пункт 4 статьи 62 ГК РФ)
- к этой комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица
- ликвидационная комиссия будет представлять интересы СНТ во всех органах без доверенности – от имени ликвидируемого юридического лица
- в том числе выступать в суде
- ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах
- ликвидируемого юридического лица
- кредиторов
3.3.2. Уведомление регистрирующего органа (ИФНС) о закрытии юридического лица
В течение 3 рабочих дней после даты принятия общим собранием СНТ решения о ликвидации ликвидационная комиссия должна направить в регистрирующий орган (ИФНС) по месту нахождения юридического лица
- заявление о начале ликвидации СНТ – по форме № Р15001
- это уведомление, с помощью которого заявитель сообщает налоговому органу, что намерен закрыть своё юридическое лицо (СНТ)
- в уведомлении указываются:
- данные о составе ликвидационной комиссии или ликвидаторе
- сведения о заявителе
- приложение к заявлению – решение общего собрания о ликвидации СНТ (как ЮЛ) и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии)
По итогу рассмотрения регистрирующим органом представленных документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись о том, что ЮЛ (СНТ) находится в процессе ликвидации.
3.3.3. Выявление кредиторов
1. Уведомление кредиторов о ликвидации ЮЛ
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен уведомить кредиторов о ликвидации СНТ – путём публикации сообщения в специальном органе печати (пункт 1 статьи 63 ГК РФ)
- о ликвидации ЮЛ
- о сроках предъявления требований – не менее 2 месяцев с момента размещения информации
Изданием, в котором публикуется сообщение о ликвидации ЮЛ, является журнал «Вестник государственной регистрации»
- cведения ЮЛ о прекращении деятельности должны публиковаться в данном журнале в соответствии:
- с Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ от 16.06.2006
- с требованиями ГК РФ (пункт 1 статьи 63)
- объявление должно быть размещено независимо от того, есть у СНТ (юридического лица) кредиторы или их нет
- внесение сведений осуществляется посредством формирования электронного сообщения в разделе «О существенных фактах» (тип сообщения) – при помощи программных средств данного сайта
- электронное сообщение подписывается электронной подписью ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии)
- игнорирование публикации в «Вестнике» влечёт отказ ФНС в ликвидации ЮЛ (подпункт «т» пункта 1 статьи 23 ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц»)
Публикацию сообщения о ликвидации ЮЛ (СНТ) в журнал «Вестник гос. регистрации» необходимо сделать в течение 10 дней с момента получения ликвидатором:
- или листа записи ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации
- или выписки из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации
С момента публикации сообщения начинается отсчёт периода, в который могут быть предъявлены претензии кредиторов и других заинтересованных лиц. Поэтому затягивать с публикацией не стоит.
2. Направление кредиторам письменных уведомлений
Ликвидационная комиссия должна направить письменные уведомления всем известным кредиторам (пункт 1 статьи 63).
Уведомления о ликвидации ЮЛ:
- составляются в произвольной форме
- в уведомлении сообщается:
- о ликвидации ЮЛ (СНТ)
- о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований
- высылаются:
- не позже даты выхода заметки в «Вестнике»
- почтовым отправлением по юридическому адресу с уведомлением о вручении письма
3. Размещение сведений в Федресурсе
Федресурс – единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности компаний, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ).
- самый крупный электронный портал, служащий для размещения данных о работе бизнеса в России.
- это открытый источник – ознакомиться с информацией, представленной на ресурсе, может любой желающий
- публиковать сведения на площадке о существенных фактах деятельности ЮЛ (в том числе о ликвидации) – обязанность компаний (статья 7.1 Закона №129-ФЗ)
Невнесение юридическим лицом сведений о ликвидации в Федресурс:
- является неисполнением юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов
- юридическому лицу грозят административные санкции в связи с несоблюдением порядка ликвидации:
- пункты 6, 7 и 8 статьи 14.25 КоАП РФ)
- подпункт «т» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ от 08.08.2001)
В соответствии с требованиями закона №129-ФЗ (подпункт «н5» пункта 7 статьи 7.1):
- в течение 3 рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) должно быть выполнено внесение записи Федресурс
- в сообщении должны содержаться сведения:
- о принятом решении о ликвидации юридического лица
- о ликвидационной комиссии (ликвидаторе)
- о порядке, сроках и условиях для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому ЮЛ
- при необходимости – иные сведения
Подать объявление можно следующими способами:
- на сайте Федресурса
- чтобы осуществить публикацию, ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) должен получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров – список удостоверяющих центров можно найти на самом сайте
- электронная подпись позволяет авторизоваться на данном сайте
- внесение сведений осуществляется посредством формирования электронного сообщения при помощи программных средств данного сайта
- электронное сообщение подписывается электронной подписью ликвидатора
- через нотариуса
- в этом случае электронное сообщение подписывается электронной подписью нотариуса
Примечание
1. Публикация в «Вестнике» не отменяет публикацию в Федресурсе. Эти публикации:
- не взаимозаменяемые
- не взаимодополняемые
- не автоматически дополняющие друг друга
Более того, публикация в Федресурсе делается в первую очередь – в течение 3 рабочих дней с момента принятия общим собранием СНТ решения о ликвидации.
2. ИФНС проверяет наличие публикации в «Вестнике» на любом этапе процедуры ликвидации
Если сотрудник налоговой службы:
- не находит публикацию в «Вестнике»
- находит публикацию, но констатирует, что сообщение опубликовано некорректно или не в соответствии:
- с приказом ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@
- с регламентом журнала «Вестник государственной регистрации»
«виновник» может понести ответственность – чаще всего в следующем виде:
- отказ налоговой инспекции в государственной регистрации ликвидации ЮЛ
- приостановка процедуры ликвидации ЮЛ
3. Ведение реестра кредиторов
Составление реестра кредиторов – обязанность ликвидатора (ликвидационной комиссии).
По истечении 2 месяцев после объявления о ликвидации – ликвидационная комиссия:
- закрывает реестр
- прекращает приём заявлений от кредиторов
3.3.4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который готовит ликвидатор или ликвидационная комиссия:
- составляется по истечении срока для заявления кредиторами требований к ликвидируемой организации
- срок предъявления требований кредиторов не может быть меньше 2 месяцев с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации» (пункты 1 и 2 статьи 63 ГК РФ)
- нужен для того, чтобы определить
- финансовое состояние имеющегося имущества ЮЛ
- объём долгов
- количество кредиторов для оценки возможностей удовлетворения их требований
Промежуточный ликвидационный баланс:
- должен содержать (пункт 2 статьи 63 ГК РФ):
- финансовые показатели – в соответствии с данными бухгалтерского учёта на дату составления документа
- сведения об имуществе и активах ликвидируемого ликвидируемого ЮЛ
- требования кредиторов – перечень обязательств, просрочек, долгов и иных требований
- результаты рассмотрения требований кредиторов – позволяют определить приоритетный порядок погашения долгов
- должен быть утверждён общим собранием СНТ – учредителями (участниками) юридического лица, принявшими решение о его ликвидации
После оформления такого документа становится понятно, в состоянии ли ликвидируемое ЮЛ удовлетворить все требования кредиторов или потребуется объявить о своём банкротстве
3.3.5. Уведомление регистрационного органа о ликвидации юридического лица
- направление в налоговую заявления (уведомления) о ликвидации ЮЛ – по форме № Р15016
- промежуточный ликвидационный баланс в налоговую инспекцию не представляется
- скачать форму № Р15016 и ознакомиться с требованиями к её заполнению можно на сайте ФНС России
- заявление по форме № Р15016 подаёт председатель СН – если на общем собрании СНТ не были утверждены полномочия ликвидатора или ликвидационной комиссии по этому вопросу
- подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть заверена в нотариальном порядке
- нотариальное удостоверение подписи не требуется, если направляемые документы подписаны ЭЦП – электронно-цифровой подписью ликвидатора (или председателя ликвидационной комиссии)
На основании уведомления регистрирующий орган:
- вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации
- выдаёт заявителю соответствующие подтверждающие документы – выписку из ЕГРЮЛ, в которой будет указано следующее:
- в реестр внесена запись о нахождении СНТ в процессе ликвидации
- ликвидатор ЮЛ (вместо председателя СНТ)
С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о пребывании ЮЛ в процессе ликвидации:
- не допускается:
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица
- государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо
- государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации
- все уведомления в налоговую, письма кредиторам подписывает ликвидатор
3.3.6. Проведение расчётов с кредиторами
При наличии кредиторской задолженности ликвидационная комиссия производит выплаты денежных сумм кредиторам – в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Расчёты с кредиторами выполняются в порядке очерёдности, установленной статьёй 64 ГК РФ. Общее правило при этом такое:
- следующая очередь получает удовлетворение своих пртетензий только после того, как на 100% погашено требование предыдущей очереди
- оставшееся имущество (если таковое найдется) передаётся участникам СНТ
Очерёдность расчётов с кредиторами:
- в первую очередь – возмещение материального и морального вреда, причинённого жизни и здоровью третьих лиц
- во вторую очередь – погашение задолженности по заработной плате и компенсациям, связанным с осуществлением трудовой деятельности
- в третью очередь – уплата налогов, штрафов и других обязательных платежей в государственный бюджет
- в последнюю очередь – удовлетворение требований субъектов, перед которыми должник имеет непогашенные денежные обязательства – к примеру:
- контрагентов по сделкам
- банков
- частных лиц
- других субъектов
ЮЛ рассчитывается с долгами за счёт имеющихся финансов и имущества:
- расчёт может выполняться в денежном или натуральном выражении
- отсутствие или недостаточность ресурсов для выплат влечёт процедуру банкротства
3.3.7. Подготовка окончательного ликвидационного баланса
После расчётов с кредиторами необходимо подготовить окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). Это отчёт, в котором отражаются финансовые и имущественные активы, оставшиеся после погашения всех долгов перед кредиторами.
Особой формы ОЛБ нет – можно задействовать стандартные форматы. Содержание ОЛБ зависит от некоторых обстоятельств:
- осталось ли имущество после удовлетворения кредиторов
- было ли имущество распределено между участниками СНТ:
- если имущество распределили, то в балансе отражается информация об отсутствии каких-либо активов и пассивов
- если имущество не распределили, то нужно отражать сведения об оставшихся активах и пассивах
Окончательный ликвидационный баланс:
- утверждается на общем собранием СНТ – учредителями (участниками) юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ):
- по итогам собрания нужно оформить протокол (решение) об утверждении ОЛБ
- подаётся в налоговый орган после его утверждения – вместе с такими материалами:
- заявление о ликвидации
- документ об уплате пошлины
- документ, подтверждающий сдачу сведений в соответствующие органы
3.3.8. Распределение оставшегося имущества
Имущество СНТ (юридического лица), оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его учредителями (собственниками садовых участков на территории СНТ) – на основании законодательных требований:
Порядок распределения:
- имущество общего пользования СНТ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (пункт 1 статьи 28 Закона № 217-ФЗ):
- безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в пределах границ СНТ
- размер доли передаваемого ИОП – пропорционально площади участков садоводов (вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами СНТ)
- недвижимое ИОП, находящееся в собственности товарищества (пункт 1 статьи 28 Закона № 217-ФЗ):
- не подлежит взысканию при ликвидации СНТ
- безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых участков
- размер доли передаваемого недвижимого ИОП – пропорционально площади участков садоводов (вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества)
3.3.9. Подача документов для государственной регистрации ликвидации СНТ (как ЮЛ)
После утверждения ОЛБ на общем собрании ликвидационная комиссия (или ликвидатор) направляет его в регистрирующий орган:
- заявление о регистрации в связи с ликвидацией юридического лица – по форме № Р16001
- подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть заверена в нотариальном порядке (за исключением случая направления документов, подписанной электронно-цифровой подписью ликвидатора/председателя ликвидационной комиссии)
- окончательный ликвидационный баланс
- квитанция об уплате пошлины
В заявлении подтверждается, что, в соответствии с федеральными законами:
- соблюдён порядок ликвидации юридического лица
- завершены расчёты с кредиторами
- согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами (в необходимых случаях)
- вопросы ликвидации ЮЛ
- ликвидационный баланс
3.3.10. Завершение процедуры ликвидации СНТ (как ЮЛ)
СНТ прекращает существование по завершении процедуры ликвидации.
- ликвидация считается завершённой, а юридическое лицо – прекратившим свое существование после того, как запись об этом внесена в ЕГРЮЛ (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).
- ликвидация ЮЛ влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ)
3.3.11. Основания для отказа в ликвидации ЮЛ
В государственной регистрации ликвидации ЮЛ может быть отказано (статья 23 Закона о государственной регистрации) – например, в следующих случаях:
- предоставлене ликвидатором недостоверных сведений о завершении расчётов с кредиторами
- невыполнение юридическим лицом обязанности по представлению в территориальный орган ПФР сведений о застрахованных лицах
Примечание
В период выполнения указанных мероприятий СНТ (как ЮЛ) не должно забывать о своих стандартных обязанностях
- платить зарплату председателю, бухгалтеру
- уплачивать налоги
- погашать долги перед контрагентами
- сдавать отчётность
4. Последствия ликвидации СНТ для садоводов
Что ликвидация СНТ принесёт садоводам? Как обычно – плюсы и минусы. Первых будет маловато, а вторых – в избытке, если судьба имущества общего пользования (земли общего назначения и недвижимых объектов общего пользования) не была решена до принятия решения о расформировании СНТ или в процессе его ликвидации.
4.1. Картина «светлого будущего» при игнорировании судьбы ИОП перед расформированием СНТ
1. У садоводов, оформивших участки и строения на участках в собственность должным обрзом, нет причин для беспокойства Права на землю и все имеющиеся на ней постройки сохранятся за собственниками в полном объёме.
Если же участок в административной собственности, а у садовода только разрешение на его использование, то после ликвидации СНТ:
- оформить участок в собственность бесплатно уже не получится
- гарантию того, что садовод снова сможет взять участок в аренду, никто дать не может – каждый случай рассматривается отдельно
- например, будет учитываться наличие зарегистрированных строений
2. Не придётся платить членские взносы и посещать общие собрания СНТ.
3. Территория СНТ останется элементом планировочной структуры, но потеряет свою обособленность:
- у садоводства не будет официальных границ – ведь самого СНТ больше нет
- ограждение (забор) по периметру территории бывшего СНТ «преобразится» разве лишь в «элемент архитектуры», а шлагбаум на въезде – в напоминание о былом спокойствии садоводов от вторжения незваных гостей
- въезд/проход на территорию бывшего СНТ станет открытым для всех и перекрыть его уже нельзя ни под каким предлогом
4. Думать, что при ликвидации СНТ или после этого земля общего пользования (дороги, проезды) автоматически попадёт в муниципалитет, а далее он будет обязан следить за состоянием дорог бывшего садоводства – глубокое заблуждение. Законом установлено право властей по приёму общего имущества действующего или ликвидируемого СНТ, но не обязанность (пункт 3 статьи 26 Закона № 217-ФЗ).
5. Недвижимое имущество общего пользования (ИОП) – линии электропередач, трансформаторная подстанция, водопровод, дороги, артскважина и т.д.:
- будет находиться в общей долевой собственности бывших членов садоводства
- они получат его в безвозмездном, но обязательном порядке
- каждый садовод станет
- обладателем (собственником) доли в праве общей долевой собственности на недвижимое ИОП – с размером доли, пропорциональной площади участка
- плательщиком налога за земельный участок и долю в праве
8. Земельное имущество (земли/участки общего назначения), оставшееся после удовлетворения кредиторских требований, также перейдёт в общую долевую собственность садоводов и тоже с налоговыми последствиями.
Кроме того, следствием таких обретений станет обязанность по содержанию ИОП. Иными словами, став собственником земель общего пользования и недвижимого ИОП бывшим членам СНТ придётся самостоятельно заниматься многими задачами:
- вывозить мусор
- обустраивать территорию
- чистить дороги
- заключать договоры с поставщиками услуг (электроэнергии, газа, водоснабжения):
- если проведение коммуникации к участку ещё только предстоит, то это дополнительно ляжет на плечи бывшего. садовода
Чтобы избежать этой обязанности, садоводы могут передать земли общего пользования муниципалитету. Но для этого требуется решение общего собрания действующего СНТ (пункт 8 статьи 25 Закона № 217-ФЗ).
Как тогда решать вопрос о передаче ИОП после расформирования товарищества – создать новое СНТ и, несолоно хлебавши, вернуться к тому, от чего бежали? Такой путь – не идеальный вариант, но законом не исключается. Только вот на территорию, принадлежавшую бывшему СНТ, претендовать не получится. За неё придётся бороться с нуля.
Можно поступить иначе – провести общее собрание садоводов принять коллективное решение о создании простого юридического лица. А далее от имени такого юрлица обратиться в муниципалитет. Конечно, такой путь намного проблематичнее в сравнении с былыми возможностями предъявления властям общего мнения членов СНТ. Тем не менее, о нём говорится в Законе № 217-ФЗ (пункт 3 статьи 26).
Суть в следующем:
- если СНТ (как ЮЛ) уже нет, то ИОП, расположенное в границах территории садоводства, может быть безвозмездно приобретено в государственную собственность субъекта РФ или муниципальную собственность:
- но может и не приобретено
- к передаваемому ИОП относятся:
- автомобильные дороги
- объекты электросетевого хозяйства
- объекты водоснабжения
- объекты связи и другие объекты
- условия приобретения субъектами РФ и муниципалитетами – такое имущество может, по законодательству, находиться:
- в государственной собственности
- в муниципальной собственности
Если муниципалитет по тем или иным причинам не примет общее долевое имущество, оставшееся после ликвидации СНТ:
- не обязан
- нет лишних бюджетных средств
то весь груз ответственности за ИОП, организацию его содержания/ обслуживания останется на плечах дольщиков. Все – сами по себе, но с общей долевой собственностью на общие земли. ИОП принадлежит всем и никому в отдельности.
Возникающие проблемы бывшего садоводства требуют решений, но не имеют каких-либо правовых оснований для их устранения:
- если после ликвидации СНТ нет единого ЮЛ, который мог бы стать заказчиком и плательщиком услуг:
- как тогда заключить договор на вывоз мусора от имени всех и для всех?
- из каких средств платить охранникам, электрикам, за ремонт дороги или летнего водопровода, за трактор для чистки снега, за ремонт въездных ворот и т.д. – деньгами бывшего председателя, добровольца дяди Феди, нескольких человек, которые скинулись, когда другие отказались?
- сбор взносов напрашивается как необходимый, но каким способом на каком праве делать это?
- как собрать общее собрание, кого вообще собирать, если нужно решить проблему срочно (водопровод прорвался, ЛЭП нарушилась)?
- кто будет судиться и выступать истцом от имени и в интересах всех?
Единственный способ избежать таких ситуаций – перед тем, как ликвидация состоится или она ещё только запланирована, нужно организовать и добиться (пункт 8 статьи 25 Закона о садоводстве)
- передачи земель общего пользования в муниципальную собственность
- передачи объектов ИОП (ЛЭП, водопровод, газопровод) на баланс ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих:
- электроснабжение
- водоснабжение
- газоснабжение
Для воплощения указанного способа есть законные правовые основания и солидные предпосылки.
Полезно знать
- Исключение СНТ из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица – здесь
- Нормы управления имуществом общего пользования СНТ – 2024 – здесь
- Сети СНТ в собственность ТСО. Указания Минэнерго РФ – 2024 – здесь