Особенности закона об СНТ и ОНТ – с 2019 года
Содержание
- Закон, изменивший статус загородных некоммерческих объединений граждан
- Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?
- 2.1. Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства
- 2.2. Нужно или нет менять документы на узаконенные объекты в переходный период и после?
- 2.3. Реестр членов товарищества
- 2.4. Принцип территориального подчинения товариществ
- 2.5. Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ
- 2.6. Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования
- 2.7. Взносы в СНТ и ОНТ
- Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?
- Строительство скважин на воду на садовых/огородных участках
- Заинтересованность государственных и местных властей в развитии садоводства/ огородничества
- Прописка в садовых домах
ВНИМАНИЕ!
В июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ внесены существенные изменения. Подробности здесь.
1. Закон, изменивший статус загородных некоммерческих объединений граждан
Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением.
Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.
Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.
Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:
- множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений:
- ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты объединений граждан, все совместно представлявшие 9 самостоятельных юридических форм некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства
- нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
- былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
- дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливалась во внушительные суммы (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
- отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями
2. Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?
Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.
2.1. Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства
Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество». В связи с этим внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство:
- Земельный кодекс РФ
- Градостроительный кодекс РФ
- Водный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Жилищный кодекс РФ
- в федеральные законы
- «О недрах»
- «О некоммерческих объединениях»
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- «О государственной регистрации недвижимости»
- «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
- «Об особо охраняемых природных территориях»
- «О сельскохозяйственной кооперации»
- целый ряд других законов
Понятие о дачных партнёрствах должно исчезнуть, но вряд ли из бытового лексикона пропадут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные. Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).
Новый закон ФЗ №217 ликвидировал искусственно сформированное существовавшее различие между дачными и садоводческими товариществами установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:
- садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
- огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)
СНТ и ОНТ – виды товариществ собственников недвижимости.
Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются:
- из земель населённых пунктов
- из земель сельскохозяйственного назначения
Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.
Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:
- с участием в товариществах
- без участия в товариществах
В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 ФЗ №217). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:
- по иску органа госвласти субъекта РФ
- по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества
- по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества
При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:
- пропорционально их площади
- вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 ФЗ №217)
Законом определены положения, касающиеся:
- оснований и порядка принятия в члены товарищества
- прав и обязанностей членов товарищества
- оснований для прекращения членства
- прав и обязанностей органа управления товарищества
Они прописаны в нескольких главах и статьях закона, в том числе в статье 8, раскрывающей основные принципы Устава товарищества.
Высший орган товарищества – общее собрание его членов:
- является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества
- решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством – не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества
Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:
- председатель – единоличный исполнительный орган
- правление – постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган:
- с предельной численностью не менее 3 человек, но не более 5% от числа членов товарищества – такое условие создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью
- ревизионная комиссия (ревизор) – с подотчётностью общему собранию членов товарищества
Правление товарищества:
- подотчётно общему собранию СНТ или ОНТ
- избирается на 5 лет
Несмотря на больший срок полномочий правления, по решению общего собрания членов товарищества, за халтурную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.
Заседание правления товарищества правомочно при следующих условиях:
- на заседании присутствует не менее половины его членов
- решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления:
- при равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим
Возможность изменения СНТ на ТСЖ
По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется. Основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:
- территория садоводства находится в границах населенного пункта
- на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома
Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 ФЗ №217).
Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки, по решению общего собрания:
- на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства
- иную деятельность, не связанную с с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива
Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 ФЗ №217), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.
2.2. Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?
Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:
- ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется
- С 1.01.2019 ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
- или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах
- или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах
- Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
- в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН
- изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон
- изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования
- Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
- замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется
- замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости
- Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019, признаются садовыми домами:
- замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется
- замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей
2.3. Реестр членов товарищества
Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.
Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 ФЗ №217). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.
Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:
- о членах товарищества
- кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества)
Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.
Неисполнение требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.
2.4. Принцип территориального подчинения товариществ
Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.
Цели введения этого принипа вполне очевидны:
- исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании
- к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
- установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
- управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество
С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:
- документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
- подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются
- установление границ огородных ЗУ и образование огородных ЗУ и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории
В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются ЗУ, соответствующие одновременно следующим требованиям:
- участки находятся в собственности учредителей товарищества
- участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования
При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:
- участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам
- их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных ЗУ, попадающих в границы территории садоводства или огородничества
- участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности
- образование ЗУ общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории
Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных ЗУ к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.
2.5. Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ
Одна из задач СНТ/ОНТ – управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.
К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2 условиям:
- оно создано или приобретено после вступления в силу нового закона
- имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков
Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.
В перечень потребностей включаются:
- проходы и проезды к территории
- снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
- водоотведение
- охрана
- сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
- движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.
Правообладатели ЗУ, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:
- свободно
- без взимания платы
Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.
К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:
- использование всеми правообладателями ЗУ, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд
- размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.)
Имущество общего пользования СНТ/ОНТ может также принадлежать товариществу:
- на праве собственности
- на ином праве, разрешённом гражданским законодательством
После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.
После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.
По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:
- общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества
- имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности
- есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственности
На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 ФЗ №217).
Внимание!
- О порядке передачи сетей СНТ в сетевую организацию – читать здесь
- С 20 октября 2021 года вступил в силу обновлённый порядок технологического подключения садовых домов – читать здесь.
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
2.6.Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования
При сделках с садовыми и огородными ЗУ, сопровождающихся переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.
Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:
- отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок
- совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок
Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:
- переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования
- переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок
являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).
2.7. Взносы в СНТ и ОНТ
Новым законом установлены только 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):
- членские
- целевые
Вступительный взнос не предусмотрен. Платить его не придётся.
Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:
- содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество
- проведение расчётов со снабжающими организациями –поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведения на основании договоров, заключенных с этими организациями
- проведение расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
- благоустройство земель общего назначения
- охрана территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности
- проведение аудиторских проверок товарищества
- выплата заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры
- организация и проведение общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний
- уплата налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:
- подготовка документов, необходимых для образования ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
- подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества
- проведение кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений:
- о садовых или огородных земельных участках
- о земельных участках общего назначения
- об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
- создание или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
- реализация мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества
Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.
Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.
Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 ФЗ №217). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ.
У индивидуалов появились и другие права:
- возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ,
- голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов
но, как и прежде, нет права участвовать в выборах председателя и членов правления.
Уставом СНТ/ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:
- различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного ЗУ
- суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком ЗУ
- размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества
В общем случае, размер взносов определяется на основании:
- приходно-расходной сметы товарищества
- финансово-экономического обоснования
утверждённых общим собранием членов товарищества.
Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.
3. Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?
Новое строительство капитальных жилых домов для постоянного проживания, по введённому закону, разрешается только на садовых участках и только в том случае, если такие ЗУ включены в территориальные зоны, предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), для которых:
- утверждены градостроительные регламенты
- установлены предельные параметры разрешённого строительства в соответствии с градрегламентами
Хоть возведение жилых строений на садовых участках жилых домов было дозволено и до вступления нового закона в силу, прописка в них превращалась в «сизифов труд» с положительным результатом только по решению суда, признавшего жилую постройку капитальной и пригодной для постоянного проживания.
Новый закон не только полностью легализовал такое строительство, но и регистрацию в жилом доме его обитателей, даже если построен он был или будет возведён в будущем на участке площадью 6 соток.
Кроме этого, закон упростил процедуру перевода уже существующего садового (то есть некапитальной постройки) дома в капитальное жилое строение и обратно.
Огороднические участки должны использоваться только для выращивания фруктов и овощей. Вместе с тем, на них можно возводить хозяйственные постройки.
Тем застройщикам огороднических участков, что успели возвести на них, как разрешал ФЗ 66 (статья 33), «некапитальные жилые дома» и даже зарегистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут. Такие случаи коснулись, в частности, участков и построек на землях, выделенных в своё время Министерством обороны.
Для исключения неоднозначных трактовок об участках и постройках на них, об имуществе общего пользования и взносах, которые будут использоваться с 1 января 2019 года, в законе специально расшифровываются все понятия (статья 3 и статья 23 ФЗ №217):
- садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей
- садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований)
- жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) – в случае, когда земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 ФЗ №217 c сопутствующими пояснениями), при этом:
- под жилым домом понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
- c 03.08.2018:
- получать разрешение на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома не требуется
- перед началом строительства необходимо уведомить местную администрацию о планируемом возведении жилого или садового дома – заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, указав с своём уведомлении те сведения, что перечислены в пункте 1 статьи 51.1 ГрК РФ
- уведомительный порядок возведения жилых домов установлен ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. – иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС
- в срок не позднее 1 месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик должен подать в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (статья 16 ФЗ № 340-ФЗ, а также части 16 – 21 статьи 55 ГрК РФ)
- хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд
- огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур
- имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд:
- объекты капитального строительства
- земельные участки общего назначения
- движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
- имущество общего пользования (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности) используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество
- земельные участки общего назначения – ЗУ, являющиеся имуществом общего пользования:
- такие участки предусмотрены утвержденной документацией по планировке территории
- такие участки предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
- такие участки могут предназначаться для размещения другого имущества общего пользования
- взносы – денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе (членами товарищества), на расчётный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества
- территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются утвержденной документацией по планировке территории
4. Строительство скважин на воду на садовых и огородных участках
В отношении строительства на садовых и огородных участках скважин на воду, в соответствии с новым законом (статья 31), внесены изменения в ФЗ «О недрах».
Закон «О недрах» дополнен статьёй 192, в соответствии с которой:
- садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
- для целей хозяйственно-бытового водоснабжения
- для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
- добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
- без проведения геологического изучения недр
- без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых
- без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
- без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами
- без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ
Главным требованием при строительстве скважин выдвинута необходимость соблюдения правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.
Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами. Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2020 года.
5. Заинтересованность государственных и местных властей в развитии садоводства/огородничества
Новым законом (статья 26 ФЗ№217) введены обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:
- организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом
- финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества
- безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества):
- автомобильных дорог
- объектов электросетевого хозяйства
- водоснабжения
- связи и другие объекты, расположенного в границах территории садоводства или огородничества
- предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных на местном уровне в соответствии с законодательством РФ.
На перечисленные задачи органы власти вправе использовать средства федерального бюджета.
6. Прописка в садовых домах
До 1 января 2019 года прописаться на даче можно было лишь по решению суда, который должен был признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания.
После 1 января 2019 года регистрация граждан стала возможной при выполнении следующих условий одновременно:
- постройка расположена на садовом участке
- постройка зарегистрирована в ЕГРН как жилой дом
В садовом доме зарегистрироваться для постоянного проживания нельзя.
Признание садового дома капитальным и пригодным для постоянного проживания приравнивает его к индивидуальному жилому дому, что, в свою очередь, может означать его статус как второй жилой недвижимости.
Кратко об основных положениях закона №217
- существует только 2 типа загородных товариществ:
- садоводческие
- огороднические
- все товарищества должны пройти регистрацию, решить к какому типу они относятся:
- решение о типе товарщества принимается общим собранием
- по итогам общего собрания направляются соответствующее заявления в Росреестр
- взносы в новых СНТ/ОНТ:
- могут быть только двух видов – членские и целевые
- вступительных взносов нет
- взносы должны перечисляться на расчётный счёт товарищества,
- наличные взносы не допускаются
- размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества
- минимальное количество членов товарищества – 7
- избирать председателя
- можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз
- для «свержения» председателя нужно провести внеочередное общее собрание – по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов
- в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники
- документы товарищества должны храниться 49 лет
- члены товарищества имеют право:
- знакомиться с бухгалтерской отчётностью
- получать копии каких-либо документов – за плату, установленную общим собранием
- плата не должна превышать затраты на изготовление копий
- выдача копий документов органам власти делается бесплатно
- члены товарищества обязаны выполнять:
- решения не только общего собрания
- решения, принятые председателем и правлением товарищества
- введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство»
- садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами
- на огороднических участках запрещено возводить капитальные строения
- на них можно построить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости
- разница между садоводами и огородниками:
- садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них
- огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания
- если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на постройки должно быть зарегистрировано право собственности:
- если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то их придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики
- максимальная площадь земель общего пользования (земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) – 25% от той площади, занятой всеми личными земельными участками, вместе взятыми
- имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков
- допускается ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица
- лпределены полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
- для удобства голосования введены очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний
- возможность для общих собраний на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность:
- то есть коллективную собственность можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу – к примеру, передать трансформатор и сети в сетевую компанию, а дороги – муниципальным властям
- такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту коллективной собственности
- при неуплате взносов более чем за 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой) и платить за это столько же, сколько члены, но лишившись при этом права голосовать на общем собрании
- уточнено понятие «границы территории товарищества»:
- конкретизировано понятие «имущество общего пользования»
- установлены возможные виды и цели использования такого имущества, чем снижен риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью
- для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
- обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества
- право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объёме, установленном для членов товарищества
- право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования
- в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования:
- переходными положениями закона предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков
- порядок лицензирования скважин товариществ:
- требование об их обязательном лицензировании вступил с 1 января 2020 года
- в закон «О недрах» введена статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами
Закон об СНТ/ОНТ стал документом не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство.
Полезно знать
- Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
- Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
- С нормами строительства на садовых (дачных) участках можно ознакомиться здесь
- Земельный налог для физических лиц с 2020 года – здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
- С особенностями подключения к электричеству в СНТ в ОНТ с 2019 года можно ознакомиться здесь
- Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
- Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
- О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
- С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.