Лесная амнистия – защита собственности на лесных землях
Содержание
- Участки на лесных землях
- «Лесная амнистия» – гарантия защиты прав собственников участков:
- 2.1. Способы достижения цели «лесной амнистии»
- 2.2. Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
- 2.3. Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008
- 2.4. Собственность на участки под возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года
- 2.5. Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону
- 2.6. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)
1. Участки на лесных землях
Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым – для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для с/х производства.
Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре. И не только так считали. Лесные ведомства опровергали:
- право собственности на землю
- правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан, выполненного органами муниципальной власти
Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.
Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:
- защита
- воспроизводство
- использование в соответствии с назначением
зачастую исключает возможность застройки.
На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:
- с получением разрешений лесного ведомства субъекта
- с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
- со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов
Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.
Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:
- земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
- возникла масса проблем:
- и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
- Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
- не всем гражданам и организациям, владеющим участками с постройками на лесных землях, было известно о том, что:
- ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
- построенные здания и дома:
- считаются незаконными строениями
- свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ
- владельцы участков, являющиеся собственниками земли в представлении ЕГРН, превращались в нарушителей закона в представлении лесного реестра, точнее, в заложников сложившихся двух раздельных систем государственного учёта земель и лесов
Реальное положение вещей:
- с лесными и муниципальными землями
- с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей
свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.
Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.
Информации:
- о землях лесного фонда
- о границах лесных земель
- о наложении границ лесных и частных участков
в открытом для граждан доступе не было.
Ситуация получила официальное название - «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:
- в ЕГРН (ранее ЕГРП):
- фиксировал сведения о недвижимости
- присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
- в ГЛР (государственный лесной реестр):
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
- к местоположению границ ЗУ
- к содержанию межевого плана
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.
До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте
В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.
Сведения о предоставлении участков лесного фонда:
- в аренду
- во временное пользование
не вносились в ГКН до 01.01.2015 .
В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).
Образовались ситуации пересечений лесных участков:
- между собой
- с другими землями
Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:
- по картографическим материалам
- по данным лесоустройства
- без своевременного обновления
- без привязки к системе координат, установленной для ГКН
- без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости
Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.
Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.
2. «Лесная амнистия» – гарантия защиты прав собственников участков
Устранение пересечений в двух реестрах (ГЛР и ЕГРН) – позволяют сохранить лесной фонд от незаконной застройки, а добросовестным гражданам, чьи участки пересекаются с лесным фондом, защитить свои имущественные права
Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».
Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.
Тем не менее, будем иногда использовать терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.
Закон 280-ФЗ:
- дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
- установил срок – до 1 января 2023 года:
- для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
- для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
- о границах территорий:
- ОКН (объектов культурного наследия)
- особо охраняемых природных зон
- об ограничениях использования лесных участков:
- в границах территорий ОКН
- в границах территорий особо охраняемых природных зон
- о границах территорий:
«Лесная амнистия» продлена до 1 января 2026 года
- основание – федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 519-ФЗ от 19.12.2022)
- вступил в силу 1 января 2023 года
- конкретика:
- внесены изменения в Закон № 280-ФЗ
- упрощена процедура устранения противоречий двух реестров – ГЛР и ЕГРН
2.1. Способы достижения цели «лесной амнистии»
Цель «лесной амнистии» – защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:
- устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
- исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
- применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов – для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений
2.2. Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:
- лесного реестра
- лесного плана субъекта федерации
- иных документов
Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.
Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.
Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.
Исключения
Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):
- ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
- заповедники
- заказники
- территорий объектов культурного наследия (ОКН)
- ЗУ с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения»:
- если на таких ЗУ отсутствуют объекты недвижимости с зарегистрированнными правами
- участки с/х назначения, оборот которых регулируется ФЗ 101 от 24.07.2002), при наличии фактов:
- неиспользования ЗУ по целевому назначению
- использования ЗУ с нарушением законодательства РФ
Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.
В случае, когда:
- ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
- выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель
собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.
Временные «точки отсечения»
Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:
- 8 августа 2008 года:
- люди получали участки на лесных землях законно
- собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
- 1 января 2016 года:
начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:
- лесных массивов
- лесных земель на особо охраняемых природных территориях
выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.
Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.
Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.
2.3. Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008
Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:
- садоводство
- огородничество
- личное подсобное хозяйство
- дачное хозяйство
- индивидуальное жилищное строительство
Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:
- земли сельскохозяйственного назначения
- земли населённых пунктов
соответствующую виду использования участка.
Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:
- в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
- в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ – «земли лесфонда»
Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:
- от наличия на участке построек
- от наличия зарегистрированных прав на постройки
- от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
- или в кадастровом паспорте
- или в правоустанавливающем документе
- или в ином документе
- от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года – главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты
Примечание
По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:
- для садоводства
- для огородничество
- для ведения личного подсобного хозяйства
не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.
Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ – 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).
До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:
- земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
- смежным земельным участком является лесной участок
В случае, когда:
- собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
- площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах
органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).
2.4. Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года
Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:
- объекты не предназначены для нужд лесопользования
- права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
Если собственность:
- на здание
- на дом
- на иную постройку
зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).
Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:
- обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
- провести межевание
- внести в ЕГРН сведения:
- об участке
- о границах ЗУ (материалы межевого плана):
- чертёж
- описание участка на кадастровом плане территории)
При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».
Далее Росреестр произведёт:
- исключение ЗУ из состава лесных площадей:
- если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
- поставит ЗУ на кадастровый учёт
- произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
- зарегистрирует право собственности в ЕГРН
Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:
- лесного участка
- лесничества
- лесопарка
Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:
- право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
- право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка
Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.
2.5. Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону
Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» – полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.
До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.
После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:
земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.
Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.
2.6. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)
По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.
До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.
Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен - в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.
Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.
Выводы
Федеральный закон 280-ФЗ – ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:
- вариантов согласования схем участков
- механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
- заниматься этими территориями
- присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
- заниматься:
- развитием инфраструктуры
- обеспечением нормальных условий жизни населения
Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:
- обеспечивает государственную защиту собственности граждан
- не позволяет нарушить имущественные права
- сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
- не подрывает доверие общества к государственным реестрам
Полезно знать
- Регламент исключения земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных с/х угодий Московской области – здесь
- Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
- О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
- Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- С положениями грядущей «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
- О практической полезности кадастрового плана территории (КПТ) – здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
- Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь