Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях


Содержание

  1. Участки на лесных землях
  2. «Лесная амнистия» – гарантия защиты прав собственников участков:
    1. Способы достижения цели «лесной амнистии»
    2. Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР 
    3. Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008
    4. Собственность на участки под возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года
    5. Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону
    6. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

 

1. Участки на лесных землях

 

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым - для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.

Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Лесные ведомства опровергали:

  • право собственности на землю
  • правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан

выполненного органами муниципальной власти.

Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.

Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:

  • защита
  • воспроизводство
  • использование в соответствии с назначением

зачастую исключает возможность застройки.

На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:

  • с получением разрешений лесного ведомства субъекта
  • с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
  • со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов

Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.

Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:

  • земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  • возникла масса проблем:
    • и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
    • Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
  • не всем гражданам и организациям, владеющим участками с постройками на лесных землях, было известно о том, что:
    • ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
    • построенные здания и дома:
      • считаются незаконными строениями
      • свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ
    • владельцы участков, являющиеся собственниками земли в представлении ЕГРН, превращались в нарушителей закона в представлении лесного реестра, точнее, в заложников сложившихся двух раздельных систем государственного учёта земель и лесов

Реальное положение вещей:

  1. с лесными и муниципальными землями
  2. с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей

свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.

Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.

Информации:

  • о землях лесного фонда
  • о границах лесных земель
  • о наложении границ лесных и частных участков

в открытом для граждан доступе не было.

Ситуация получила официальное название - «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:

  1. в ЕГРН (ранее ЕГРП):
    • фиксировал сведения о недвижимости
    • присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
  2. в ГЛР (государственный лесной реестр):
    • регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
      • к местоположению границ ЗУ
      • к содержанию межевого плана

Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.

До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте

В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.

Сведения о предоставлении участков лесного фонда:

  • в аренду
  • во временное пользование

не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.

В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).

Образовались ситуации пересечений лесных участков:

  • между собой
  • с другими землями

Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:

  • по картографическим материалам
  • по данным лесоустройства
  • без своевременного обновления
  • без привязки к системе координат, установленной для ГКН
  • без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости

Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.

Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.

 

2. «Лесная амнистия» – гарантия защиты прав собственников участков 

 

Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».

Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.

Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.

ФЗ 280:

  • дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
  • установил срок до 1 января 2023 года:
    • для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
    • для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
      1. о границах территорий:
        • ОКН (объектов культурного наследия)
        • особо охраняемых природных зон
      2. об ограничениях использования лесных участков:
        • в границах территорий ОКН
        • в границах территорий особо охраняемых природных зон 

 

Способы достижения цели «лесной амнистии»

 

Цель «лесной амнистии» – защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:

  1. устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
  3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов – для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений

 

Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
 

Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

  • лесного реестра
  • лесного плана субъекта федерации
  • иных документов

Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

Исключения

Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):

  • ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
    • заповедники
    • заказники
    • территорий объектов культурного наследия (ОКН)
  • ЗУ с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения»:
    • если на таких ЗУ отсутствуют объекты недвижимости с зарегистрированнными правами
  • участки с/х назначения, оборот которых регулируется ФЗ 101 от 24.07.2002), при наличии фактов:
    • неиспользования ЗУпо целевому назначению
    • использования ЗУ с нарушением законодательства РФ

Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.

В случае, когда:

  • ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
  • выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель

собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.

Временные «точки отсечения»

Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

  • 8 августа 2008 года:
  1. люди получали участки на лесных землях законно
  2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
  • 1 января 2016 года:

начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

  1. лесных массивов
  2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса. 

Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

 

Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008 

 

Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

  • садоводство
  • огородничество
  • личное подсобное хозяйство
  • дачное хозяйство
  • индивидуальное жилищное строительство

Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения
  • земли населённых пунктов

соответствующую виду использования участка.

Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:

  1. в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
  2. в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ – «земли лесфонда»

Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

  • от наличия на участке построек
  • от наличия зарегистрированных прав на постройки
  • от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
    • или в кадастровом паспорте
    • или в правоустанавливающем документе
    • или в ином документе
  • от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года – главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты

Примечание

По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:

  • для садоводства
  • для огородничество
  • для ведения личного подсобного хозяйства

не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.

Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ - 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:

  • земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
  • смежным земельным участком является лесной участок

В случае, когда:

  • собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
  • площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах

органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).

 

Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года

 

Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

  1. объекты не предназначены для нужд лесопользования
  2. права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.

Если собственность:

  • на здание
  • на дом
  • на иную постройку

зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:

  • обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
  • провести межевание
  • внести в ЕГРН сведения:
    • об участке
    • о границах ЗУ (материалы межевого плана):
      1. чертёж
      2. описание участка на кадастровом плане территории)

При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

Далее Росреестр произведёт:

  1. исключение ЗУ из состава лесных площадей:
    1. если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
  2. поставит ЗУ на кадастровый учёт
  3. произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
  4. зарегистрирует право собственности в ЕГРН

Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:

  • лесного участка
  • лесничества
  • лесопарка

Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:

  1. право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
  2. право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

 

Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону  

 

Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» – полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.

До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.

После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:

земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.

Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.

 

Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

 

По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.

До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен - в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

 

Выводы

 

Федеральный закон 280-ФЗ – ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

  • вариантов согласования схем участков
  • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
    • заниматься этими территориями
    • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
    • заниматься:
      1. развитием инфраструктуры
      2. обеспечением нормальных условий жизни населения

Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

  1. обеспечивает государственную защиту собственности граждан
  2. не позволяет нарушить имущественные права
  3. сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
  4. не подрывает доверие общества к государственным реестрам

 

Полезно знать

 

  1. Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
  2. О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
  3. Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
  4. Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
  5. С положениями грядущей «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
  6. О практической полезности  кадастрового плана территории (КПТ) – здесь 
  7. Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
  8. Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
  9. Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  10. О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
  11. «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
  12. Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь


Поделиться:






наверх