Об изъятии участков для нужд государства и муниципалитета
Разделы статьи:
- Чем вызвана необходимость изъятия участков?
- «Сочинский синдром»
- Основные положения нового закона
- Изъятие участков по новому порядку
- Основания для изъятия земельных участков
1. Чем вызвана необходимость изъятия участков?
Необходимость изъятия земель у собственников возникает в случае, когда государство и муниципалитеты приступают к строительству крупных инфраструктурных объектов, а земельные участки граждан и компаний, попадают в зону их размещения. Наделы могут изыматься из собственности владеьцев, если иного способа решения задачи нет.
Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве:
- крупных автотранспортных магистралей
- железнодорожных веток
- газовой магистрали
- нефтепроводов
- водопроводов
- линий электропередач
Такие объекты обеспечивают населённые пункты, их отдельные районы электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения или области, но и страны.
Земельные наделы на территории строительства объектов попадают в поле зрения органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.
На этапе проектрования объекта:
- исследуется территория, где он будет размещаться
- выявляются ситуации, при которых будут затронуты права собственности землепользователей
- проводится оценка предстоящих финансовых вложения в строительство
- уточняется время, требуемое для реализации проекта
- оцениваются компенсации собственникам за изъятие земельных участков
Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. Появилась глава, описывающая новый порядок изъятия земель.
Федеральный закон №499-ФЗ, в соответствии с которым появились поправки в ЗК РФ, определил новый порядок:
- изъятия ЗУ
- принудительного отчуждения ЗУ
для государственных и муниципальных нужд
В статью 279 ГК РФ внесено уточнение:
- изъятие ЗУ для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения прав:
- права собственности на ЗУ
- права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ
- права пожизненного наследуемого владения участком
2. «Сочинский синдром»
Изъятие земель – процесс всегда болезненный. Причина этого обстоятельста известна властям и собственникам участков. Это несправедливая цена, предлагаемая властями при выкупе земельного актива у владельцев наделов.
Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.
Изъятие земель вызывает конфликт интересов:
- инициатор изъятия оценивает имущество, стремясь снизить расходы
- собственник пытается защитить свои права
Злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.
3. Основные положения нового закона
- cобственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ объединены в одну группу – правообладатели
- определены:
- основания для изъятия ЗУ
- содержание положения:
- о процедуре принятия решения
- о заключении соглашения об изъятии
- установлено, что за изымаемый земельный участок правообладателю полагается возмещение (статья 279 ГК РФ, статья 56.8 ЗК РФ)
В размер возмещения включаются:
- рыночная стоимость:
- земельного участка
- иных прав на ЗУ, прекращающихся в связи с его изъятием
- убытки:
- или причинённые изъятием земельного участки
- или в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)
- упущенная выгода
Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.
Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.
Новый закон устанавливает:
- единые, общефедеральные правила прекращения прав
- порядок выплаты компенсаций
Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.
4.Изъятие участков по новому порядку
Изъятие земельных участков может производиться:
- по заключённому соглашению об изъятии между органом власти и правообладателем надела
- принудительно
Изъятие участка на основе соглашения
Правообладателю участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:
- рыночная стоимость земли
- стоимость находящейся на ней недвижимости:
- домов
- надворных построек
- гаража
- других
- связанные с таким поворотом событий:
- убытки
- упущенная выгода
- затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте
Непростой предмет переговоров – выкупная цена. Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может заказать свою экспертизу и назвать свою цену. В течение 3 месяцев стороны должны принять окнчательное решение.
После этого власти:
- готовят проект соглашения, включающий:
- размер цены
- условия изъятия
- отправляют проект соглашения правообладателю
Получив проект соглашения, правоблатель ЗУ должен рассмотреть его за 3 месяца.
О принятом решении об изъятии власти обязаны в письменной форме сообщить правообладателям. Уведомление направляется в течение 7 дней со дня принятия таких решений.
Изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3 месяцев со дня получения уведомления властей делается только с согласия правообладателей.
До принятия решения об изъятии власти:
- ведут выявление собственников ЗУ
- выполняют катастровые работы
- проводят оценку:
- планируемых к изъятию площадей
- стоимости недвижимости
- ведут первичные переговоры с правообладателями
Право на изъятие земли есть не только у органов власти. Им обладают также юридические лица в случае одобрения соответствующего ходатайства. Подать его могут компании, включённые в правительственный список (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).
До получения уведомления о принятии решения об изъятии земли у правоблателей сохранется право:
- владения
- распоряжения
недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков
Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции. Выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.
Принудительное изъятие
Принудительное изъятие земли происходит в том случае, когда власти и правообладатели не сумели договориться о выкупе. Выполняется оно по решению суда.
В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.
Иск в суд орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник или арендатор участка получит проект соглашения о его изъятии.
Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.
Законом конкретизированы объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Правообладатель участка не сможет получить:
- возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию надела
- за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды земли, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ)
5. Основания для изъятия земельных участков
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд связано со следующми обстоятельствами (статья 49 ЗК РФ):
- выполнение международных договоров Российской Федерации
- строительство, реконструкция объектов:
- государственного значения
- федерального значения
- регионального значения
- местного значения
Это объекты:
- федеральных и региональных энергетических систем
- использования атомной энергии
- обороны страны и безопасности государства:
- инженерно-технические сооружения
- линии связи и коммуникации, предназначенные для защиты и охраны Государственной границы РФ
- федерального транспорта
- связи федерального и региональгного значения
- транспорта
- инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования
- космической деятельности
- линейные объекты субъектов естественных монополий
- систем:
- электроснабжения
- газоснабжения
- теплоснабжения
- централизованных систем:
- горячего водоснабжения
- водоснабжения
- водоотведения
- автомобильные дороги
Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для всех сторон этого процесса.
Полезно знать
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
- Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
- Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
- С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь
- С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь
- Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь
- С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь
- Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь
- С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь
- С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться здесь.
- C порядком раздела участков – здесь.
- С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.
- Рввизия границ по инициативе муниципалитетов
- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
- С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь