Уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка - 2017




Содержание:

 

Казалось бы, что с 1 января 2017 года решить вопрос об изменении вида разрешённого использования земельного участка достаточно просто - нужно лишь подать соответствующее заявление в один из следующих органов:

  1. в Кадастровую палату о внесении изменений в государственный кадастровый учёт,
  2. в администрацию - об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

Процедура вроде не сложная, но результатом рассмотрения таких заявлений может стать как положительное решение вопроса, так и отрицательный ответ, причиной которого будет некое несоответствие планируемого использования участка существующим землеустроительным и градостроительным правилам, установленным в каждом муниципалитете.

Чтобы не попасть впросак и избежать негативных эмоций, к задаче изменения вида использования участка лучше подготовиться заблаговременно и основательнее, освежив в своей памяти или впервые ознакомившись с главными условиями, обеспечивающими такое изменение.

Начнём по порядку и с азов и завершим тем самым заявлением об изменении вида использования, поданного со знанием дела и с полным пониманием правильности своих действий.

Законодательная база

Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:

  • федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" №172-ФЗ от 21.12.2004 г.,
  • Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) - статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,
  • письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, 
  • Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.,
  • Приказом Минэкономразвития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,
  • Федеральным законом № 221 "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 г.  в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.)

  • федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (№218-ФЗ от 01.02.2017 г.),
  • Правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских  поселениях и иных муниципальных образованиях.

Для решения задачи по изменению вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка нужно иметь некоторые знания основ “земельной и градостроительной математики”, использующей в качестве "аксиом" следующие положения: 

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, позволит получить ответ о возможности изменения ВРИ земли.

Как следует из названия, ПЗЗ - это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории все земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. Такие участки обладают примерно равными особенностями по использованию и застройке, например:

  • жилые зоны - включают участки под застройку индивидуальными отдельностоящими жилыми домами с участками, застройку блокированными жилыми домами с участками, застройку индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками для временного проживания и т.д.;
  • общественно-деловые зон - объединяют участки под объекты делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.;
  • производственные зоны представлены участками под производственные, складские объекты разных классов опасности и т.д.

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте, то есть в установленном порядке, строго конкретизирующем правила застройки участков, находящихся внутри каждой территориальной зоны:

  1. Градостроительные регламенты устанавливаются на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальных зон.
  2. Территориальные зоны отображаются в генеральном плане муниципального образования и на карте градостроительного зонирования, являющейся одной из основных графических составляющих Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). 
  3. Территориальные зоны в генеральном плане и на карте градостроительного зонирования выделяются разными цветами, позволяющими определить границы зон.
  4. В экспликацииях к генеральному плану и карте градостроительного зонирования с цветовыми обозначениями территориальных зон можно ознакомиться с их наименованиями и составом видов разрешённых использований земельных участков, допустимых для каждой территориальной зоны.

Примечание

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются.

Это:

  • территории зелёных насаждений общего пользования,
  •  сельскохозяйственные угодья в составе земель сельхозназначения7
  • земли, покрытые поверхностными водами,
  • земли лесного фонда,
  • земли особо охраняемых природных территорий,
  • земли запаса.

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия - решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении  принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;
  • в границах территорий общего пользования;
  • занятые линейными объектами,
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых.  

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько  причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе,
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия,
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования 
  • в зоне режима охраны объектов культурного наследия и т.д.

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). 

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка является одним из многих, но очень важных параметров градостроительного регламента, так как именно ВРИ указывает, как может быть использован тот или иной земельный участок и что конкретно на нём можно строить, или что на этом участке вести строительство вообще невозможно.

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех возможностей, что установлены для территориальной зоны, к которой относится участок, то есть, сделав выбор из перечня тех допустимых видов использований, что установлены градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны.

Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешёнными для соответствующей территориальной зоны.

Для изменения ВРИ земельного участка требуется определённая  подготовка, в ходе которой становится понятными как сама возможность изменения, так и способ его выполнения.

 

С чего начать?

 

1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны 

Начать подготовку к решению задачи по изменению ВРИ нужно с выяснения градостроительных регламентов, включающих в себя такие параметры, как виды использований земельных участков, установленных ПЗЗ для той функциональной зоны, к которой относится земельный участок.

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно уточнить, заказав в при  непосредственном обращении или на сайте Росреестра и ГКН, в МФЦ, в отделе по архитектуре муниципального образования, в котором находится участок, один из следующих официальных документов:

  1. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), содержащий, кроме чертежа и иных характеристик, сведения о всех возможных видах его использования,
  2. официальную Выписку из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка, указав его кадастровый номер, или, при условии, что известна функциональная зона, в которую попадает участок, её наименование,
  3. справку о зонировании террритории, на которой находится участок.  

Можно также ознакомиться с графическими материалами (генеральным планом муниципального образования, схемами его ПЗЗ, например, со схемой градостроительного зонирования, содержащими сведения о территориальных зонах, которые в этих планах и схемах, как сказано выше, раскрашены в разные цвета, соответствующие конкретной зоне, что позволяет наглядно определить их границы, а в экспликациях - узнать сведения о видах использования участков в конкретной зоне. 

2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ,
  2. условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  3. вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Из этих перечней предстоит самостоятельно выбрать тот вид, что максимально полно будет соответствовать планируемой цели изменения ВРИ, учитывая что сделать отдельный выбор из состава вспомогательных видов, не увязывая его с основным видом использования, запрещено. 

Если же планируемый вид использования будет соответствовать тому или иному виду в перечнях, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, то к задаче по изменению ВРИ можно приступать обоснованно, но обязательно ознакомившись ещё и с видами использования участка, установленных другим документом - Классификатором ВРИ земельных участков, поскольку присвоение нового вида использования будет происходить только по этому Классификатору.

Нужно обратить внимание и на такой момент:

Разрешённое использование земельных участков, установленное в соответствии с Земельным кодексом РФ до дня утверждения Классификатора ВРИ, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (пункт 11 статьи 34 ФЗ ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

 

Особенности Классификатора ВРИ земельных участков

  • В Классификаторе в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.
  • Классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков.
  • Не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или  выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, соответствующих ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору. Тем не менее, по нему можно найти самый подходящий вариант, поскольку виды использования в Классификаторе описаны более подробно, включая другие возможности, относящиеся, по своей сути, к вспомогательным видам деятельности, для которых не потребуется установление вспомогательных или основных видов разрешённого использования - они уже предусмотрены каждым видом разрешённого использования:

а) вид "жилищное строительство", к примеру, обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него;

б) любому виду разрешённого использования, представленному в Классификаторе, присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него.

Проблемные ситуации

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с получением разрешения на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) - по причине отсутствия такого вида использования в перечне Классификатора.

Даже в условиях действующего федерального закона о КФХ (статья 11), Земельного кодекса РФ (пункт 2 статьи 40), Град. кодекса РФ (статья 51), Санитарных правил 30-102-99 с их Сводом правил по проектированию и строительству, установленных СП 30-102-99 (пункт 5.2.4), где упоминается про дом фермера, вид использования участков "КФХ" Классификатором исключён. По этой причине администрации муниципальных образований и отказывают в выдаче разрешений на строительство жилых построек или домов.

В таких ситуациях имеет смысл ознакомиться с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования, где указываются как основные и вспомогательные виды разрешённого использования, так и условно разрешённые. Возможно, что для той  территориальной зоны, в которую включён участок КФХ, жилая застройка относится к условно разрешённым видам. Придётся тогда изменить основной вид использования на условно разрешённый, а значит, и разрешить проблему.

Если же такого "подарка" в ПЗЗ не окажется, иного варианта решения, кроме как назвать строение, планируемое под жильё, административно-бытовым, бытовым, складским или административно-складским зданием, не получится.  С пропиской, как понятно, тоже.  

  • Проблемы "нестыковок" градрегламентов и Классификатора ВРИ будут постепенно устраняться. К 1 января 2020 года они должны исчезнуть полностью, так именно к этому сроку будут откорректированы ПЗЗ муниципалитетов, а установленные по ним виды разрешённых использований участков будут приведены в соответствие с Классификатором (пункты 12, 13 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ»).

Классификатор ВРИ земельных участков - документ относительно новый. Он вступил в силу 24 декабря 2014 г.. Его цель - упорядочение наименований видов разрешённого использования участков. Будет действовать в течение 5 лет.

Существовавшая ранее неоднозначность описания участков, используемого для одних и тех задач, исключение множества формулировок при определении назначения участков в различных муниципалитетах, вольность в их толкованиях собственниками и правообладателями вызвали необходимость разработки Классификатора - хоть и более строгого документа, но отличающегося унифицированностью описаний видов использования, чёткостью характеристик объектов, которые можно строить на участках без лишней бюрократической волокиты и траты времени на целый ряд дополнительных согласований. 

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка 

Изменение ВРИ земельного участка может происходить по одному из вариантов:

  1. при установленных градостроительных регламентах - по заявлению в кадастровую службу, (непосредственно, в МФЦ, почтовым отправлением или в электронной форме, через официального представителя) - это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в котором в графе «изменение вида разрешённого использования» нужно указать выбранный по Классификатору вид использования земельного участка) с приложением к нему комплекта документов,
  2. при необходимости проведения публичных слушаний для установления нового вида использования участка (из состава условно разрушенных видов или при отсутствии действующих ПЗЗ) в соответствии с Классификатором, по которому выбран новый вид, - на основании заявления в администрацию, подготавливающей, по итогам публичных слушаний, постановление об изменении вида разрешённого земельного участка.

Иными словами, порядок решения вопроса будет зависеть от того, действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ, установлены или нет градостроительные регламенты, к какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка.

Если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а желаемое назначение участка “попадает” в основную группу ВРИ территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава ВРИ функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего ВРИ на выбранный вид использования будет производиться простым образом - через заявление в кадастровую палату.

Если же выбор ВРИ приходится на состав условно разрешённых видов использования, то для изменения прежнего ВРИ на выбранный вид использования, который опять-таки, должен соответствовать Классификатору, будут проводиться публичные слушания.

Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.

Итог слушаний - выпуск постановления муниципалитета об изменении ВРИ (постановление об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.

Задачами изменения ВРИ земельных участков могут заниматься не только их собственники, но и иные правообладатели, получившие официальное согласие владельцев (арендаторы - у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Не исключено, что по результатам общественных публичных слушаний, в которых принимают участие жители муниципального образования, высказывающие свои соображения относительно изменения ВРИ, это изменение может быть ими отклонено большинством голосов по различным причинам, что будет отражено в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.

Важно знать

В случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительств (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение ВРИ участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка.

Пример

В деревне на одной из улиц в окружении частных домов построен индивидуальный жилой дом. Собственник планирует реорганизовать его в магазин.

Возможно ли изменить вид разрешённого использования земельного участка, который является участком для ИЖС, на выбранный по Классификатору вид “Магазины” с описанием вида: “размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2?

Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и появляется предположение о возможности изменения прежнего ВРИ, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.

Техрегламенты, в частности, для магазинов (с их приёмом посетителей) устанавливают жёсткие требования по проектной документации, по допустимой удалённости объекта от участков с жилыми строениями, по безопасности самого здания и прилегающей к нему территории, по соответствию условиям его эксплуатации, по обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары, и т.д.

Так что, попытка преобразования в магазин частного дома, расположенного на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими такими же застроенными участками, окажется тщетной, ведь размещение или градостроительное преобразование размещённых на них зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, только при отсутствии градостроительных норм, запрещающих их размещение.

Вывод

Приведённый пример не только убеждает в том, что к задаче изменения ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации, которое позволит избежать ошибок и бездарных трат времени но, более всего, демонстирирует весомую значимость градостроительных регламентов для правильных решений по использованюи и развитию территорий.

 

Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируется и администрации, и службы Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов разрешённых использований, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае - в изменении ВРИ будет отказано;
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
  1. для основной группы ВРИ - без слушаний,
  2. для группы условно разрешённых видов - проведение слушаний потребуется;
  • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
  • выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).

При положительных результатах анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.

 

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов 

Решение вопроса в кадастровой службе

Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена "нестыковка" с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.  

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу - это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.

Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладетелем. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.

К заявлению должны быть приложены:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  2. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  3. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.

Все прочие выписки - выписку из ПЗЗ, выписку из ЕГРН на участок, выписку из ЕГРН на объект недвижимости на участке (в случае его наличия), выписку из ГКН, выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) и другие материалы, необходимые для рассмотрения вопроса об изменении ВРИ земельного участка и для внесения изменений в государственный кадастровый учёт, органы Росреестра получают самостоятельно - в порядке межведомственного взаимодействия.

Если все или большую часть  выписок и документов заявитель намерен предоставить по собственной инициативе, то они должны быть получены им не ранее чем за 30 дней до дня обращения.

Срок решения вопроса

Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления. 

Мотивации отказа

Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка дается по следующим одной или нескольким причинам:

  1. испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
  2. отсутствие сведений о категории земель в ГКН;
  3. несоответствие испрашиваемого ВРИ Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 от 01.09.2014;
  4. несоответствие испрашиваемого ВРИ земельного участка основным видам разрешённого использования участков по  ПЗЗ, ППТ (проектам планировки территорий), ПМТ (проектам межевания территорий ) - координаты территориальных зон не внесены в государственный кадастр недвижимости;
  5. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной, прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);  
  6. невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД);
  7. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону (информация (из ИСОГД);
  8. выявление наложения границ земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (информация - в выписке ИСОГД);
  9. несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении или не вхождении участка в зону - в выписке из ИСОГД),
  10. отсутствие установленных в ГКН границ земельного участка;  
  11.  противоречивые или недостоверные сведений в заявлении и в приложенных к нему документах,   
  12. в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах выявлена недостоверность, искажение или неполная информации,
  13. обращение без предъявления документа, позволяющего установить личность заявителя (представителя заявителя)
  14. представление заявителем документов, срок действительности которых истёк на момент поступления заявления;
  15. установление ограничения права собственности (обременение);
  16. документы содержат повреждения, не позволяющие однозначно трактовать их содержание;
  17. в документах выявлены подчистки и исправления текста;
  18. некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления, поданного в бумажном или электронном виде;      
  19. отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка. 

Решение вопроса в местной администрации

Заявление в администрацию подаётся в случаях:

  1. при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка,
  2. при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний.

Заявление в администрацию МО об изменении ВРИ участка - это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
  2. копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
  3. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства - в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  4. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН, или уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;
  5. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником,

Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением:

  1. кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
  2. выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,
  3. свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.

Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)

Заказать услугу «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования такого-то городского или сельского поселения" можно через МФЦ или в электронной форме на официальных интернет-ресурсах муниципальных образований (пример здесь), где изложены все подробности о порядке предоставления услуги, сроках выполнения, требуемых для её осуществления документах и дана форма заявления.

Результатом рассмотрения заявления станет решение администрации об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору ВРИ земельных участков. Оно является юридическим основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.

Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, а другой его экземпляр выдаётся  собственнику участка в виде документов на бумажном носителе или направляется ему в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исключение составят случаи, когда порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правоотношения в сфере установления соответствия разрешённого использования земельных участков Классификатору ВРИ земельных участков.

Срок предоставления муниципальной услуги

  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков, принимается в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления;
  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, проводимого на основании публичных слушаний, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков - 45 дней со дня поступления заявления;
  • срок отправки электронных документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги определяется администрацией МО в пределах срока предоставления муниципальной услуги;
  • срок направления документов почтовым отправлением в случае неявки заявителя для личного получения документов - не более 3-х рабочих дней со дня истечения срока предоставления муниципальной услуги.

После получения решения собственнику необходимо обратиться с ним в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», либо через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер, или  направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основания для отказа в предоставлении услуги

  • отказ по причинам неправильности заявления:
  1. заявление не соответствует требованиям Административного регламента  предоставления услуги администрациеи МО,
  2. в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги; 
  3. текст в заявлении не поддается прочтению;
  4. заявление подписано не уполномоченным лицом
  • перечень иных оснований для отказа:
  1. земельный участок был изъят из оборота, ограничен в обороте, и в отношении земельного участка принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд;
  2. заявитель не представил документы, указанные в пункте 2.6.2. Административного регламента;
  3. копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат либо не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов;
  4. ответ на межведомственный запрос, выполненный в случае непредоставления заявителем документов на право собственности, показывает отсутствие у него прав на земельный участок, в отношении которого определяется соответствие заявленного разрешённого использования виду разрешённого использования, установленному Классификатором ВРИ земельных участков,
  5. разрешённое использование земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным действующими ПЗЗ;
  6. письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги;
  7. перечень иных причин, изложенных выше (в разделе Мотивации отказа).  

Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги причины отказа указываются в обязательном порядке.

Заявление на получение муниципальной услуги с приложением необходимых документов и при условии устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации этого повторного заявления.

Заказ госуслуги

Для решения вопроса по изменению ВРИ земельного участка можно воспользоваться государственной услугой:

  1. по изменению и последующему установлению ВРИ земельных участков,
  2. установлению соответствия ВРИ земельных участков Классификатору,

заказать которую вполне удобно на Едином интернет-портале государственных услуг и муниципальных услуг, где указываются как стоимость работ, так и перечень документов, необходимых для её выполнения.








+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним







+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх