Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд - 2015




Разделы статьи:

Чем вызвана необходимость изъятия участков?

Когда у государства или муниципалитетов возникает необходимость решения проблем, связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов, земельные участки, находящиеся в собственности граждан и компаний и попадающие в зону размещения таких объектов, могут изыматься у них из пользования, если иного способа решения задачи нет.

Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток.

Немалое число собственников столкнулись с этой проблемой, когда вблизи их участков или непосредственно на них велось или ведётся строительство газо- и нефтепроводов, водопроводов или линий электропередач, обеспечивающих населённые пункты или их отдельные районы необходимыми людям электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения и целые области, но и страны.

Такие земельные наделы попадают в поле зрения государственных органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

Ещё на этапе проектирования будущего объекта исследуется территория, где он будет размещаться, выявляются ситуации, где будут затронуты права собственности частных землепользователей, чтобы оценить предстоящие финансовые вложения в строительство и время, требуемое не только для его осуществления, но и решения вопросов компенсаций собственникам за дальнейшее изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.    

Проведённый общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил  необходимость  доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена, и в кодекс внесена новая глава, устанавливающая новый порядок изъятия земель и срок вступления его в действия.

Речь идёт о Федеральном законе №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом Государственной Думой 19 декабря 2014 года, одобренном Советом Федерации 25 декабря 2014 года, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным и вступающим в действие с 01.04.2015 года, определившем новый порядок изъятия и принудительного отчуждения земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и новой редакции статьи 279 ГК РФ, согласно которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него.

"Сочинский синдром" 

Изъятие земель - процесс всегда болезненный. И главная причина этого известна всем - и властям, и собственникам участков, которые оказались в связи с этим в патовой ситуации. Это несправедливая цена, предлагаемая им властями при выкупе земельного актива.

На памяти у многих огромная волна возмущений и недовольства, прокатившаяся при изъятии участков у людей при подготовке к Олимпиаде-2014, когда происходило массовое изъятие земель.

Поэтому подготовка нового порядка решения задач госнужд, связанных с таким изъятием, вызвала бурную негативную реакцию общественности и ожесточённые споры. 

Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие "товарищи по беде" в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

Процедура изъятия земель вызывает конфликт интересов, когда инициатор изъятия, власти или претендент на участок, производит оценку имущества, стремясь снизить расходы, а собственник, естественно, пытается защитить свои права. Понятно, что некоторые злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

Улучшил или нет новый порядок изъятия земель эту фактическую ситуацию и обеспечил ли конкретные гарантии собственникам, попробуем понять, рассмотрев основные положения закона, сделав основной упор на те его позиции, что важны для многих. 

Основные положения нового закона

  • Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение - правообладатели земельных участков.
  • Определены основания, содержание и процедура принятия решений и заключения соглашений об изъятии.
  • Уточнено, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.
  • Возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (ст. 279 ГК РФ, ст. 56.8 ЗК РФ).

В размер возмещения включаются:

  • рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;
  • убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);
  • упущенная выгода.

Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных  с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

Новый закон устанавливает единые, общефедеральные, правила разрешения таких случаев и выплаты компенсаций. Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

Как производится изъятие участков по новому порядку?

Изъятие земельных участков может производиться или на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, или принудительно.

Изъятие участка на основе соглашения

Собственнику (по новому - правообладателю) будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

  • рыночная стоимость земли;
  • стоимость находящейся на ней недвижимости - дома, надворных построек, гаража и других;
  • связанные с таким поворотом событий убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте.

Непростым предметом переговоров остаётся цена, и процесс её обсуждения может занять не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может, по закону, заказать свою экспертизу и назвать свою цену.

Проект соглашения о цене и условиях изъятия и решение об изъятии власти обязаны отправить землевладельцу, и на их изучение отводится 3 месяца.

О принятии решения об изъятии земельных участков и недвижимости на них правообладатели (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и собственники земельных участков) уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

Само же изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3-х месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия правообладателей земельных участков и объектов имущества.

До момента принятия решения власти ведут выявление собственников и выполняют катастровые работы для оценки планируемых к изъятию площадей и стоимости недвижимости, ведут первичные переговоры с собственниками.

Право изъятия земли закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами - в случае одобрения соответствующего ходатайства, подать которое смогут компании из списка, составленного правительством. К примеру, компания "Газпром", прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации.

Право владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков, у собственника сохранится до момента получения уведомления о принятии решения об изъятии.

Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции, все выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

Принудительное изъятие

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится то самое принудительное изъятие, но по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

До вступления нового порядка изъятия этот срок исчисляется одним годом, и это сохранится только до 1 апреля 2015 года.

На это важное обстоятельство нужно обратить особое внимание тем собственникам, у кого строения на участке не зарегистрированы официально.

Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует  разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Перечень оснований для изъятия земельных участков

В соответствии с новым законом, статья 49 Земельного кодекса РФ об основаниях для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отредактирована так:

“Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов: 

  • государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами." 

Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для обеих сторон этого процесса и не обернётся в настоящий грабёж одних и метод обогащения других. 

 

Полезно ознакомиться и с этим

  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменят на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступят в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Произойдёт замена Выписок из ЕГРП на Выписки из ЕГРН. Ознакомиться с подробностями можно здесь
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  • С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться здесь.
  • C порядком раздела участков - здесь.
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.
  • Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала "Земельный Вопрос".
  • С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (N 171-ФЗ "от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.







+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним







+7 921 305 22 98

звонки принимаются в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск
Оставьте телефон, мы Вам перезвоним


наверх

наверх