Недвижимость и участки в Ленинградской области

поиск недвижимости  объекты на картеразместить свой объект  заявка на юр. консультацию  рекламодателям

Главная > Юридическая консультация > Дачная амнистия > Дачная амнистия 2015 – комментарии к новому закону

Дачная амнистия 2015 – комментарии к новому закону




20 января 2015 года в Государственную Думу, по инициативе разработчика - председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова - был представлен Проект Федерального закона703164-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым депутатам предложено решить вопрос о продлении "дачной амнистии" до 1 марта 2018 года. Проект закона принят Госдумой во всех 3-х чтениях.

C текстом обращения депутата можно ознакомиться здесь.

25 февраля 2015 года закон одобрен Советом Федераций. С момента его официального опубликования он вступит в силу.

28 февраля 2015 года законопроект подписан Президентом РФ Путиным В.В.

Предполагается, что новый закон позволит всем желающим в установленные сроки гарантированно зарегистрировать свою землю, дома, гаражи и бани на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в упрощённом порядке.

Суть этого порядка заключается в том, что единственным основанием для государственной регистрации прав на построенные жилые и дачные дома, бани, летние кухни, сараи и т.д является правоустанавливающий документ на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства или на земельный участок, расположенный в границах населённого пункта и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебный земельный участок), и гражданину не требуется получать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства, который расположен на земельном участке.

Иными словами, для регистрации права на постройки требуется только документ, подтверждающий владение землей.

По действующему законодательству, прежний упрощённый порядок регистрации должен быть отменен 1 марта 2015 года, и после принятия обсуждаемого закона срок действия "дачной амнистии" буден продлён до 1 марта 2018 года.

После 01.03.2018 года для государственной регистрации указанных объектов получать разрешение органа местного самоуправления на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию или, если объект ИЖС является объектом незавершённого строительства, будет уже необходимо.

Ожидается, что продление сроков «дачной амнистии» не только оживит рынок жилой недвижимости, позволив гражданам беспрепятственно зарегистрировать право собственности на фактически принадлежащие им дома и строения, расположенные на участках, но и будет способствовать развитию сектора частного домовладения. 

Чем вызвано продление “дачной амнистии”?

Интерес к обсуждаемому закону, иначе как жгучим и животрепещущим, назвать трудно.

Упрощённый порядок оформления прав на дома и строения и земельные участки, предоставленные в личное пользование до 30 октября 2001 года действует с 2006 года. Срок его действия уже продлевался.

Итак, по действующему законодательству, «дачная амнистия» на садовые, огородные и дачные участки закончится в марте 2020 года, а регистрация по упрощённой схеме объектов недвижимости на участках - 1 марта 2018 года. 

Действующая до 1 марта 2015 года “дачная амнистия” не принесла ожидаемых государством результатов. Продление "дачной амнистии", по мнению специалистов Минэкономразвития, давших положительный отзыв на депутатский законопроект, обусловлено и сложившейся экономической ситуацией, и массовыми запросами о продлении упрощенного порядка регистрации прав на объекты индивидуального строительства.

Сухие статистические данные РОСРЕЕСТРА констатируют реальную ситуацию, показывающую, что: 

  • только за 9 месяцев прошлого 2014 года падение  динамики процесса регистрации объектов по "дачной амнистии" составило свыше 5%;
  • значительное число граждан не смогли оформить объекты недвижимости по причине отсутствия необходимых документов или несоответствия их требованиям действующего законодательства;
  • с 2006 года правом упрощённой регистрации решили воспользоваться около 10 млн.граждан:
  1. собственники около 2.5 млн. объектов индивидуального жилищного строительства,
  2. более 2 млн. домовладений,
  3. более 6 млн. земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Граждане, не успевшие до 1.03.2015 г. оформить права на объекты индивидуального жилищного строительства, в том числе и с признаками самовольной постройки, смогут их легализовать только в судебном порядке, в условиях действия нового закона. 

Кроме того, появление 2-х новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального подчинения Севастополя - оставил значительную часть граждан России “за бортом” дачной амнистии по причине истечения срока её действия 1 марта 2015 г.

Практическая же сторона этого процесса выявила, что одной из главных причин невоспримчивости населением радужных возможностей “старой амнистии” стали затратность и длительность кадастровых работ, нередко отмечаемая административная волокита со своими “специфическими особенностями”, трудности сбора или отсутствия необходимых документов, особенно если выдавались  в 80-е- 90-е годы,  что и вылилось, в итоге, к снижению интереса граждан к регистрации прав на недвижимость в существующем виде упрощённого порядка. 

Кто кого прощает и за что приходится платить?

Шумное известие из думских палат о грядущем продлении “дачной амнистии”на 3 года после 1 марта 2015 года мгновенно всколыхнуло многомиллионную армию российских трудолюбивых садоводов и подчас вольнолюбивых застройщиков земельных участков, вызвав бурные дебаты.

Очередной закон на старую тему… изменения и дополнения, улучшающие и упрощающие… жизнь вносит коррективы… власть реагирует на просьбы народа… - всё вроде бы замечательно… Но как-то странно получается: только к одному закону, затрагивающему земельные интересы граждан, сделано сразу столько поправок! Может, тогда изначально с законом (!) что-то не в порядке?  

А если поразмыслить о том, с чем и почему постоянно приходится сталкиваться?

В первую очередь, с государственной необходимостью сбора налогов - эта позиция обязательная и обсуждению не подлежит.

А вот другие "точки соприкосновения" c различными органами известны многим не с лучшего ракурса:

  • бюрократизм, развитый до космических масштабов,
  • взаимодействие с чиновничьим аппаратом при очередных поборах с населения, которому посулили “морковку” в виде благ собственности с соответствующими растущими налогами на неё и возможностью распоряжаться по своему усмотрению,
  • взаимодействие с тем аппаратом,  который располагает системными базами регистрации данных по земельным участкам, предоставленных муниципалитетом, купленных, подаренных, унаследованных, завещанных, разделённых или объединённых, реконструируемых или сносимых объектов на них,
  • взаимодействие с тем аппаратом, который ведёт кадастровый учёт земельных объектов, тотальный контроль за их использованием, бывает, даже выносит решения об изъятии или взысканиях за недобросовестное или нерадивое отношение и, как оказалось, неспособного свести имеющиеся сведения в различных органах воедино, в порядке информационного обмена - через объединённую государственную информационную систему.

Граждане же вынуждены зачастую по-прежнему собирать необходимые справки и доказательства в разных инстанциях - архивах, совхозах, ранее работавших предприятиях, возможно, уже прекративших свою деятельность или реорганизованных в иные, в администрациях, земельных и архитектурных отделах, доказывая порой свои права в судебных инстанциях, и т.д., вместо добросовестной подачи одного лишь заявления о регистрации прав.

Получается, что власти как бы не очень охотно выполняют свои прямые обязанности, перекладывая задачи на людей, вынужденных оценивать действительность ранее полученных документов на соответствие их реальным правам в тот или иной период времени, различая эти документы “по цвету” и размерам бланков, тратить своё рабочее или личное время на “забеги по присутственным местам”, оплачивать подготовку тех или иных документов или работу посредников ввиду невозможности уйти или уехать в рабочие дни для подачи различных заявлений и получения ответов.

Нередки и случаи, когда сведения кадастровых и регистрационных органов в отношении объектов недвижимости разнятся, что приводит к длительным разбирательствам ситуаций, и “морковка” оказывается вновь недосягаемой.

Амнистия… Само слово, конечно,  не очень “подходит” для завленных государством задач, ведь дословно оно означает частичное или полное освобождение от судебного наказания определённой категории лиц, которое производится верховной властью.

Суть амнистии заключается в том, что виновный в соответствующих действиях частично или полностью освобождается от наказания, или для него следует замена на более мягкое наказание, или прекращение уголовной ответственности.

Отличается ли амнистия от помилования? – Да. Помилование распространяется лишь на одного виновного, а вот амнистия распространяется на целые категории виновных, которые определяются родовыми признаками, к примеру, женщины или несовершеннолетние, или осуждённые к небольшим срокам наказания.

Амнистия проводится из соображений гуманизма, но и несёт она на себе и практические задачи, например, чтобы уменьшить численность населения в местах лишения свободы, либо из политических целей, являясь способом прекращения, например, военного конфликта. Объявление амнистии во многих странах приурочено к юбилеям или праздничным датам.

Порядок объявления амнистии закреплён не только Уголовным кодексом, но также и Конституцией РФ.   

 “Дачная амнистия”  - ставшее уже популярным «народное» название вносимых изменений и поправок в законы, касающиеся задач по оформлению и регистрации земельных участков, а также домов и строений, находящихся в личном пользовании.

Продлённая после 1 марта 2015 “дачная амнистия” года вновь вселила надежды людям на повышение ответственности государства перед своими гражданами, часто оказывающимися перед фактами тех или иных законодательных земельных нововведений, уследить за которыми не всегда возможно, но зато реально способных поставить их из-за этого в ситуации утраты прав.

Будем верить, что добрые посылы государства не разойдутся с делами, а прозвучавшие отовсюду конструктивные замечания и предложения к законопроекту были учтены российскими законодателями, и “дачная амнистия” станет не только полезной, но выгодной обеим сторонам процесса – каждому собственнику и государству.

Полезно ознакомиться и с этим

Полезно знать:

  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменят на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступят в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Произойдёт замена Выписок из ЕГРП на Выписки из ЕГРН. Ознакомиться с подробностями можно здесь
  • Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала "Земельный Вопрос".
  • С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • Проверить состояние границ своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка помогут советы, представленные здесь.
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.



Заявка на юридическую консультацию



звонки принимаются
в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск Оставьте телефон, мы Вам перезвоним.



открыть карту




Показать заявки