Недвижимость и участки в Ленинградской области

поиск недвижимости  объекты на картеразместить свой объект  заявка на юр. консультацию  рекламодателям

Главная > Юридическая консультация > Ответы на частые вопросы (FAQ) > Оформление документов на землю для продажи

Оформление документов на землю для продажи




Продажа земельных участков регулируется государственными органами на основе Гражданского кодекса РФ (статья 209), Земельного кодекса РФ (статья 37). Для реализации недвижимости необходимо провести специальную подготовку и оформление документов на землю.

В настоящее время владельцы земельных участков обладают различными видами правоустанавливающих документов, подтверждающими их возможности владения и, соответственно, реализации (продажи) земельной недвижимости:

  1. Свидетельства о государственной регистрации права, выданные региональными органами регистрационной службы и кадастровые планы, выданные региональными органами кадастровой службы.
  2. Свидетельства старого образца (розовые или маленькие белые), выданные районными земельными комитетами (комитетами по землеустройству и землепользованию) по постановлениям районных администраций в уже давнее время, но имеющими юридическую силу в настоящий период.
  3. У части владельцев земельных участков, исправно или неисправно платящих налоги на землю, оформлены лишь постановления районных администраций или договоры о покупке или аренде земельных участков.

В перечисленных документах в обязательном порядке отражены категории земельных участков (садоводство, земли поселений, земли лесного фонда, земли запаса, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности), разрешённое использование (ИЖС, ЛПХ, фермерское или крестьянское хозяйство и др.), а в строке «вид права», подтверждающим, по сути, собственность, указаны условия пользования земельным участком:

  • Собственность (или аренда) - в свидетельствах нового образца.
  • Постоянное (бессрочное) пользование.
  • Пожизненно наследуемое владение.
  • Аренда.
  • Безвозмездное срочное пользование.
  • Частная собственность.

Продать можно только тот земельный участок, который является собственностью и прошёл государственный кадастровый учёт (в случае аренды земельного участка возможна переуступка права аренды покупателю).

Это означает, что для продажи земельного участка на руках у его собственника должен быть определённый пакет документов - свидетельство на право собственности или свидетельство о государственной регистрации права (пользователям земельных участков.

Полезно знать

  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменят на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступят в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Произойдёт замена Выписок из ЕГРП на Выписки из ЕГРН. Ознакомиться с подробностями можно здесь
  • С 1 января 2018 года  кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.

В связи с вступлением в силу 1 октября  2013 года Федерального закона от 23.07.2013 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» сделки с недвижимостью можно осуществить и в электронном виде.

Процедура регистрации прав и получения документов в электронном виде стартовала 1 июня 2015 года. Ситуацию комментирует руководитель Росреестра Васильев И.В.:

Закон ввёл возможность  предоставления заявления о государственной регистрации и иных документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

То есть, подать и получить документы теперь можно в электронной форме, в том числе через Интернет.

Получение свидетельства о государственной регистрации права в бумажном или электронном виде  определяется заявителем.

Проще говоря, теперь государственная регистрация прав может быть осуществлена не по месту нахождения объекта недвижимого имущества, а в любом территориальном органе РОСЕЕСТРА. 

Так, например, договоры приобретения дома с земельным участком, квартиры, находящихся в Лениградской области или Санкт-Петербурге, можно зарегистрировать в Москве, во Владивостоке, Рязани и т.д. - в 18-дневный срок !

Ознакомиться с нововведениями можно здесь.

Собственникам, имеющим лишь постановления о предоставлении земельного участка, необходимо завершить оформление собственности на землю, то есть получить Свидетельство государственного образца на землю) и кадастровый план земельного участка, но не старый, а подготовленный специально для продажи. К ним должны быть оформлены документы - различные справки: выписки из БТИ, нотариально заверенные согласия супруга или супруги, справки об отсутствии арестов на участок и т.д.

Итак, какие документы нужны для продажи земельного участка, где их можно получить и подготовить:

  1. После получения выписки из кадастрового плана земельного участка (выписки КПЗУ) с комплектом полученных документов обратиться в одну из действующих на территории района лицензированных геодезических землеустроительных организаций для составления договора на проведение геодезической съёмки и подготовку пакета документов на продажу земельного участка (межевого дела).
  2. По результатам проведения геодезической съёмки (ориентировочно через месяц) получить протокол согласования границ участка. Провести подписание протокола с владельцами соседствующих земельных участков и в администрации поселения, где расположен земельный участок, заверить печатью администрации согласованный протокол. Доставить протокол обратно в геодезическую организацию, с которой заключён договор.
  3. В случае, если на участке есть строения (дом, хозяйственные постройки, гараж и др.), заказать в приёмный день в районном БТИ (бюро технической инвентаризации) технический паспорт строений с вызовом и организацией замеров техником БТИ. После подготовки технического паспорта представить его и соответствующие справки БТИ об оценочной стоимости в геодезическую организацию. При отсутствии строений в БТИ заказывается справка об отсутствии строений.
  4. После завершения кадастрового и землеустроительного дел в геодезической организации (ориентировочно через 3-6 месяцев от момента заключения договора ) получить в приёмный день в территориальной кадастровой палате кадастровый план земельного участка (КПЗУ) для продажи.
  5. Для совершения сделки купли-продажи (составления договора купли-продажи) в нотариате или по простой письменной форме договора в регистрационной палате дополнительно к полученным документам, представить нотариально заверенное согласие супруга на продажу земельного участка (и строений, если таковые есть на участке).
  6. В приёмный день заказать и получить в регистрационной палате выписку из ЕГРП. Далее в регистрационную палату сдать на оформление свидетельства  собственности на землю на нового владельца участка - кадастровый план для продажи (КПЗУ), технический паспорт строений и все вышеперечисленные справки и выписки.




Заявка на юридическую консультацию



звонки принимаются
в рабочие дни
с 10:00 до 18:00 Мск Оставьте телефон, мы Вам перезвоним.



открыть карту




Показать заявки