Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь – святыня России


фото

икона  Тихвинской Божией Матери

икона Тихвинской Божией Матери

вид монастыря

вид монастыря

трёхъярусная пятипролетная звонница (1600 г.)

трёхъярусная пятипролетная звонница (1600 г.)

трёхъярусная пятипролетная звонница (1600 г.)

трёхъярусная пятипролетная звонница (1600 г.)

Батюшка Сергий в храме

Батюшка Сергий в храме

Батюшка Сергий в храме

Батюшка Сергий в храме

Батюшка Сергий у иконы Тихвинской Богоматери

Батюшка Сергий у иконы Тихвинской Богоматери

Содержание

 

 

1. Загадочная история Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря

 

В Ленинградской области есть немало удивительных и достойных особенного духовного внимания мест, к которым, в силу трепетного отношения к ним или душевного восторга, тянутся люди.

Эта статья – краткий рассказ об одном из таких «уголков русской души» –Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре, находящемся в городе Тихвин, и его Чудотворной иконе, святыне мирового православия.

Своим появлением в России икона подтверждала особый статус державы «перед лицом Бога» и стала ярким историческим символом формирующегося Русского централизованного государства. 

История возникновения Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря очень интересна и удивительна. Возник он, по сообщениям Новгородской летописи, на месте явления  в 1383 году  иконы  Пресвятой Богородицы – Чудотворной иконы Божией Матери  Одигитрии. Её имя, в переводе с греческого, означает «путеводительница», «указующая путь».

По преданию, образ был написан Святым Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Икона была послана вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар Феофилу, правителю Антиохии.

В V веке  в Константинополе для иконы был выстроена Влахернская церковь (реликварий) – хранилище главных святынь Византии. Как известно,  она была первой христианской империей.

В 1383 году, по сообщениям Новгородской летописи, «сия икона Одигитрия взялась из Константинополя манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесным образом, по воздуху, скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси – Старой Ладогой, в Тихвине.

Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что икона, явленная на Руси, и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Через 70 лет произошло падение Константинополя.

На тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы над ордами Мамая объединённых русских войск под началом благоверного князя  Дмитрия Донского.

Увидевшие плывущую по небу икону местные жители, рыбаки долго наблюдали её перемещение, пока икону не опустили несущие её ангелы на одном из берегов реки Тихвинка. Ангелы не были видны из-за света, исходящего от иконы. 

В тот же день в месте, где оказалась икона, жители срочно, по общему решению, стали возводить венцы под будущую церковь, заготовили брёвна. Успели сделать только три нижних венца, так как уже стемнело и пришлось прерваться. Помолившись, строители разошлись, оставив на ночь стражу.

Ночью стража заснула, а утром ни иконы, ни брёвен на месте не оказалось. Люди бросились на поиски и столкнулись с невероятной для понимания ситуацией – и икона, и венцы, и даже все щепки оказались на противоположном берегу реки. Жители решили, что икона сама выбрала себе место. Деревянную церковь построили именно там. Это был деревянный храм в честь Успения Богородицы.

На святой иконе Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе.  На её левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток. Святая икона богато украшена. Ежегодно тысячи людей стекались в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе.

За многие годы деревянная церковь несколько раз горела, её вновь и вновь восстанавливали, пока в 1510 году в Тихвине не была отстроена  каменная церковь.

 

2. Значение чудотворной иконы для царских особ и всей Руси

 

Российские правители исстари относились к чудотворной иконе с огромным почтением. О наследнике от новой жены Елены Глинской молился ей отец Ивана Грозного Василий III и через 2 года после моления о чадородии был вознагражден сыном – Иваном IV (Грозным).

Василия III постоянно сопровождал архиепископ Макарий, поставленный на новгородскую кафедру. Впоследствии он прибывал в Тихвин уже с Иваном IV.

Иван Грозный к иконе Тихвинской Богоматери относился с особенным трепетом и благоговением. В 1547 году он приезжал на поклонение ей за 15 дней до венчания на царство – для получения благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. Побывал и перед венчанием с Анастасией. 

В течение всей своей жизни Иван Грозный считал икону своей покровительницей. Когда в 1552 году, во время похода на Казань в одном из ночлегов русского войска на реке Пьяне, царю икона Богоматери явилась во сне и укрепила его «на враги одоление», Иван Грозный принял это за божественный знак.

Позже, в 1560 году, по личному распоряжению Ивана Грозного, в Тихвине были основаны два монастыря – мужской (Большой Успенский) на левом берегу реки Тихвинка и женский (Введенский, или Малый) на правом берегу.

Успенский собор был воздвигнут в 1510 – 1515 годах (до появленрия  монастыря) по указу и на средства отца легендарного Ивана Грозного –великого князя Василия Иоанновича. Каменный Успенский собор был построен специально для поклонения иконе. Он стал своеобразным реликварием для списка, которому покровительствовал Московский великокняжеский дом. Это предопределило столь пристальное внимание к далёкому новгородскому посаду на протяжении всей его истории и превратило Тихвин в известнейшее место богомолья.

За архитектурный образец был взят Успенский собор в Московском Кремле – создание Аристотеля Фиорованти (1479). Успенский собор много раз перестраивался и реконструировался и облик его значительно изменился.

Во второй половине XVII века Успенский собор был расписан Родионом Сергеевым, Петром Фалилеевым, Иваном Шемушским. Частично их работы сохранились до сегодняшнего дня на наружных стенах собора. Над аркой святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе Руси, стал не только духовно-просветительским центром, но и воинским укреплением. Военная значимость монастыря проявилась в период Ливонских походов Ивана Грозного. Монастырь нёс государственную дозорную и связную службу. Во время обострения русско-шведских отношений не один только Тихвинский монастырь подвергался нашествиям «люторской напасти».

Монастырь постоянно привлекал большое внимание меценатов и благодетелей. Так, царь Федор Иоаннович Романов в 1584 году пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол, служивший для благовеста в полиелейные праздники. В 1630 году государь пожертвовал 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенского храма. В 1718 году 67 «лучших торговых людей Тихвина» сделали обетное подношение к чудотворному образу – сребропозлаченный оклад, украшенный жемчугом и самоцветами. 

В тяжёлое военное время Успенский монастырь стал одним из немногих укреплений, которые смогли устоять против шведских войск. Боевые действия длились с конца мая по 15 сентября 1613 года и завершились окончательным изгнанием шведских войск.

Война серьёзно повредила экономику тихвинской земли. Естественный ход сельскохозяйственных работ был нарушен, предместья разорены. Монастырь смог полностью восстановиться только к середине XVII века. Значительное разрушение произвёл пожар 29 июня 1623 года. Сгорели почти все деревянные строения, а от взрыва каменной звонницы, где хранились военные припасы и пороховая, получили повреждения стены и купола Успенского собора. 

Строительство монастыря продолжалось. В 1669 году на средства московского дьяка Богдана Силина была выстроена воротная каменная башня «Введенские ворота».

В 1791 году в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение этой иконы расположено на западном фасаде башни. Раньше к нему вела открытая деревянная лестница. После исцеления недужного паломника (исторический факт), который с трудом смог подняться по лестнице к надвратному образу, поклонение этой иконе умножилось.

Решено было построить здание надвратной часовни, сохраняющей образ от непогоды. В 1860-1865 годах, по проекту архитектора Н.Л. Бенуа, она была заменена каменной часовней «Крылечко». Ныне это зимняя церковь монастыря.

С XVIII века при Успенском монастыре действовала богадельня для бедных и увечных людей. Она просуществовала вплоть до закрытия Тихвинского монастыря.

Монастырь был участником многих благотворительных фондов, которые оказывали поддержку раненым и семьям погибших в многочисленных военных кампаниях.

В начале XVIII века вся страна оказалась ввергнутой тяжкие испытания  Смуты. С 1919 года стали проводиться акции по национализации монастырских ценностей. В 1919 году в монастыре разместили пересыльную тюрьму.

В середине 1924 года монастырь был закрыт и разорён, как и многие другие храмы и обители, хотя богослужения в Успенском соборе продолжались до 1936 года.

В начале 1930-х годов были уничтожены восточная и северная стены монастыря. Их взорвали, решив разобрать на кирпичи для строительства домов в соседнем городе Бокситогорске. Но стены развалились на глыбы, и никакими силами кирпичи друг от друга было не отделить, ведь это были стены, выдержавшие воинские осады. Глыбы свезли на строящуюся дорогу Тихвин – Бокситогорск.

 

3. Тяжёлая утрата – вынужденные скитания иконы Богоматери

 

В годы Великой Отечественной войны вся Ленинградская область стала местом ожесточённых боёв с фашисткими захватчиками. Тихвин оказался в оккупации уже в ноябре 1941 года.

Из монастыря гитлеровцы похитили все старинные иконы. Среди них оказалась и Тихвинская икона Богоматери. Далее она попала в оккупированный Псков, затем, в 1944 году, – в Ригу.

Гитлеровцы, в надежде получить поддержку православных, использовали её – выдавали на время богослужения в храмах на оккупированной территории. При отступлении они не успели забрать Чудотворный образ.

Сохранил и спас икону рижский священник Иоанн Гарклавс. Он вывез её в США из Риги – через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев.

Отец Иоанн, находясь в Чикаго (штат Иллинойс), в течение 63 лет хранил и оберегал Чудотворную икону, святыню мирового православия. В 2003 году он, предварительно посетив Тихвинский монастырь и убедившись в его возрождении, принял окончательное решение – вернуть образ в восстанавливаемый монастырь.

В то время, в 1973 году, была проведена реставрация звонницы, в ходе которой восстановлено шатровое завершение пролётов, а фасадам возвращены пластика и декор XVI века. Были восстановлены примыкающие к звоннице казённые кельи – двухэтажное здание,  построенное в 1668 и 1678 годах в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками.

В 1993 году в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре был создан мужской хор певчих «Светилен». Организатором и творческим вдохновителем коллектива стал иеромонах Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. Впоследствии он был настоятелем Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря –архимандритом Евфимием. В музыкальный коллектив вошли выпускники и преподаватели Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, профессиональные музыканты разных специальностей – вокалисты, дирижёры хора, духовики, народники, пианисты, композиторы. Певчий хор заслужил многочисленные звания лауреатов всероссийских и международных конкурсов. 

И по сей день в основе индивидуальной манеры пения коллектива лежит классическая академическая школа хорового пения. Репертуар хора не ограничивается духовной музыкой, а включает в себя широкий спектр музыкальных направлений – народную музыку, сочинения русских и зарубежных классиков, музыкальные композиции в американском стиле Barbershop и лучшие образцы российской музыки.     

Великое деяние по возврату чудотворной иконы в Россию отец Иоанн поручил своему приёмному сыну Сергию Гарклавсу, также ставшему священником.

 

4. Возвращение святыни на Родину

 

Протоирей Сергий выполнил завещание Иоанна. Он даже поселился в Тихвинском Успенском монастыре. В благодарность за возвращение чудотворной святыни на Родину Президент России Путин В.В.  предложил отцу Сергию выбрать, по своему усмотрению, любой участок земли. Выбор пал на местечко рядом со Святым озером (Дымским) в Антониево-Дымском монастыре – рядом с посёлком Красный броневик в 17 км от Тихвина. Там был поставлен домик, куда отец Сергий перебирается в период летней жары.

В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благославить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря –святой обители. В том же году монастырь был передан церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В мае 1995 года было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский  мужской  монастырь». В этом же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками стали вести реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря.

Первый монашеский постриг был совершён в уже действующем монастыре. Позднее возобновились праздничные службы. В июле 1997 года в Успенском соборе монастыря  состоялось первое архиерейское богослужение. Возглавил богослужение Его Преосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Весной 2003 года было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. Согласовывался и маршрут доставки  иконы после перелёта из Америки: Рига, Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвин.

Была создана рабочая группа по организации возвращения иконы:

Председатель – Его Преосвятейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Состав группы:

  • Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
  • Губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков
  • Начальник Главного управления ГИБДД МВД России Виктор Николаевич Кирьянов
  • Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин)
  • Секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского иерей Сергий Иванович Кукскевич
  • Советник генерального директора Российского Агентства государственных резервов Сергей Станиславович Драчёв
  • Секретарь-референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Николай Иванович Державин.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Россию 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и очень многих священнослужителей. 

 

5. Тихвинский  Богородичный Успенский мужской монастырь в наши дни

Как и прежде, Тихвинский  Богородичный Успенский мужской монастырь остаётся священным местом, имеющим огромное значение не только для культуры России, но и для всего мира. Здесь хранится одна из величайших православных реликвий – Тихвинская икона Божьей Матери. Она во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории нашей страны.

В наши дни в Тихвинском монастыре издается газета «Святыня». Здесь работает иконописная мастерская, а в золотошвейной мастерской создаются уникальные предметы для украшения православного богослужения. В золотошвейной мастерской трудятся профессиональные вышивальщицы, обучившиеся в Свято-Тихоновском Богословском Университете и Торжковском Художественно-вышивальном училище. При работе они, соблюдая все Каноны Церкви, используют технологии ручной работы XVII-XIX веков.

Долгое время среди братии Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря трудился священник Сергий (Ремизов). Батюшка Сергий – удивительный и замечательный человек, искренне преданный своему великому делу служения Богу, служения чудотворному образу Богоматери и людям, приходящим в храм для того, чтобы достойно и торжественно отметить радостное событие, найти успокоение души, попросить о здоровье, исповедоваться в своих бедах.

Батюшка Сергий, где бы он ни состоял и ни состоит ныне на службе, словно излучает огромную доброту и внимание, светлое желание помочь каждому ищущему в этом прекрасном мире любовь, счастье и исполнения надежд. Любого человека, что приходил и приходит к нему со словами благодарности за его труд, его чуткость и терпение, он говорил: «Это Вам помогает Бог и Тихвинская Богоматерь». Такими служителями славится монастырь и по сей день.

В 2015 году Успенский Собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря преодолел 500-летний рубеж своего служения России. 

Поток экскурсий и паломников в эту обитель постоянно растёт, а значит, вера в справедливость человеческих взаимоотношений в возможность осуществления чистых сокровенных помыслов и желаний остаётся вечной как сама Жизнь, которую и поныне оберегает и защищает от врагов великая святая заступница Тихвинская Богоматерь...

 

6. Молитва Тихвинской Божьей Матери

 

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет.

Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Тем же и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти, о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 


Поделиться:






наверх