Торговля сельхозпродукцией на фермерской земле – главная тема нового законопроекта 2021


Содержание

  1. Продажа фермерских продуктов с/х земле – основная тема законопроекта
  2. Плюсы законодательной инициативы
  3. Требования законопроекта к фермерским участкам
  4. Предстоящая корректировка земельных законов
  5. Требования к размещению торговых объектов
  6. Санитарные требования к помещениям для торговли на фермерской земле
  7. Контроль качества фермерской продукции 
  8. Минусы законопроекта как стимулы для его доработки

 

1. Продажа фермерских продуктов с/х земле – основная тема законопроекта

 

Новости о том, что на землях, принадлежащих крестьянским, фермерским хозяйствам, а также потребительским кооперативам, в ближайшее время:

  • снимут запрет на продажу сельхозпродукции на собственной земле 
  • разрешат возводить временные торговые помещения на земельных участках – в настоящее время размещение торговых точек на с/х земле запрещено законом (признаётся нецелевым использованием земель с/х назначения)

фермерским сообществом восприняты с интересом, но неоднозначно позитивно. Рачительные предприимчивые хозяева взвешенно и досконально подходят к оценке «плюсов и минусов» законодательной инициативы по расширению каналов сбыта их товаров. 
 
Возможность продажи сельхозпродуктов непосредственно на земле с/х назначения – основная тема проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации №1212907-7 от 13.07.2021). 
 
13 июля 2021 года законопроект поступил в Государственную Думу и был зарегистрирован. В настоящее время он анализируется Комитетом по аграрном вопросам. Начиная с сентября, планируются первые обсуждения, а далее – «марафон» доработок и рассмотрений на думских заседаниях. 
 
Цели законопроекта, разработанного по поручению Президента РФ, выданного кабинету министров в июне 2020 года:

  1. обеспечение дополнительных мер поддержки по сбыту фермерской продукции, направленных на снижение издержек, связанных с её реализацией:
    • фермерам и с/х потребительским кооперативам предлагается заниматься продажей произведённой продукции не на рынках и ярмарках (по причине их удалённости), а непосредственно на земельных участках
    • при распределении торговых мест на рынках – предоставить квоты на бесплатные места или обеспечить субсидирование затрат на их предоставление
  2. снижение неконтролируемого роста цен на сельхозпродукцию:
    • на мясо-молочную продукцию
    • на «борщевой набор»
    • на отечественные фрукты

Думские фракции, занимающиеся анализом и доработкой законопроекта, вносят для дальнейшего обсуждения дополнительные предложения:

  • развитие фермерской торговли через интернет
  • строительство перераспределительных центров на въезде в крупные города
  • решение проблемы овощехранилищ
  • возвращение прежних колхозных продовольственных рынков
  • возрождение государственной системы закупок продукции  местных производителей, чтобы они всегда были уверены в том, что их товары не пропадут, а местные жители всегда могли приобрести свежие и доступные продукты, выращенные на родной земле
  • предоставление разрешений:
    • на сдачу продуктов переработки сельхозпродукции на своих землях по декларации в упрощённом порядке
    • на торговлю напрямую в других регионах 
  • регулирование проблем, связанных с лоббированием продуктовых сетей, которое, по меткому замечанию одного из депутатов, «привело к ситуации, когда морковь оказывается дороже бананов»

 

2. Плюсы законодательной инициативы

 

2.1. Разрешение на размещение НТО

 

После вступления закона в силу фермеры смогут торговать произведённой с/х продукцией (овощами, фруктами, ягодами, зерном, мясом, молоком маслом, сыром, яйцами, мёдом и т.д.) официально, не боясь инспекций и ревизоров, «на своём полевом месте»:

  • на установленном отдельном прилавке, в павильоне или киоске
  • в выделенном помещении, расположенном в здании, строении, сооружении, входящих в состав имущества фермерского хозяйства

 

2.2. Сокращение затрат на логистику

 

Обязательный доныне вывоз продукции с места её производства на фермерский рынок сопряжён с объективными сложностями:

  • расходы по транспортировке
  • потенциальная угроза порчи продуктов
  • малый приток покупателей на рынки из-за сложной эпидемиологической ситуации по ковиду
  • трудности взаимодействия с торговыми продуктовыми сетями по реализации продукции – сетевые магазины создают препятствия, не позволяющие фермерским хозяйствам выйти на большие торговые площадки:  
    • закупают продукцию у поставщиков по заниженным ценам
    • возвращают нераспроданное обратно
    • вводят маркетинговый сбор – по сути, дорогой «входной билет», опустошающий карманы фермеров
    • навязывают и диктуют свои условия производителям с/х продукции

Всё это приводит к удорожанию стоимости фермерских продуктов, к снижению доходов сельхозпроизводителей.

Вполне возможно, что для немалой части фермеров будущий закон станет реальным подспорьем в развитии хозяйств:

  • сократятся затраты на логистику, хранение, аренду торговых мест:
    • вести продажу того, что вырастил на земле или получил на ферме, можно будет без вывоза продукции в магазины
  • сохранённые средства можно направить, к примеру:
    • на приобретение торгового, холодильного оборудования
    • на найм продавца, если фермер, занятый посадкой овощей, уходом за животными, сбором урожая и закладкой его на хранения, не имеет времени самостоятельно заниматься торговлей в розницу
  • развитие конкуренции с торговыми сетевыми компаниями будет способствовать обоснованному выбору покупателя в пользу экологически чистой продукции.

В наиболее выгодной ситуации с реализацией с/х продуктов окажутся фермерские хозяйства, расположенные вблизи городов,  мегаполисов, автомобильных трасс. Транспортный доступ покупателей к ним максимально удобный.  

Отдалённым хозяйствам будет сложнее заниматься «продажами с грядки». Выходом для них может стать постепенное формирование/расширение клиентской базы из постоянных заказчиков, проживающих в ближайшем окружении. Серьёзных доходов реализация урожая или животноводческой продукции непосредственно на территории фермы может и не принесёт, но лишними они точно не будут.

 

2.3. Возможность организации сельского туризма на агрофермах

 

Свою лепту в пополнение доходов фермеров может внести организация сельского туризма на фермы, сочетающие сельскохозяйственное производство и туризм.

Примечание 

Закон о сельском туризме (ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (№ 318-ФЗ от 02.07.2021) открыл новые возможности для аграриев – с расширением источников дохода и снижением зависимости от сезонных работ:

  • оказание фермерскими хозяйствами услуг по временному размещению туристов
  • предоставление услуг по организации досуга туристов, экскурсий и иных видов отдыха
  • создание дополнительных рабочих мест
  • развитие инфраструктуры

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Дата вступления увязана с началом действия ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 299-ФЗ от 02.07.2021):

  1. о строительстве жилых домов на фермерских участках с любым ВРИ ЗУ и на с/х угодьях в том числе
  2. с подробностями можно ознакомиться здесь

Новые подходы государства помогут сохранить крестьянские хозяйства и семейные фермы, преобразовать их в экономически рентабельные, а фермеров – в  главное звено в цепочке поставок продовольствия для граждан. В совокупности всё это будет способствовать эффективному развитию сельских территорий. 

 

3. Требования законопроекта к фермерским участкам

 

Торговые объекты можно будет размещать практически на любых землях  сельхозназначения, на которых ведётся фермерская деятельность, но без расширения видов разрешённого использования земельных участков.

Вводится запрет на размещение торговых точек на фермерских участках со следующими видами с/х угодий:

  • пашня
  • мелиорированные земли
  • особо ценные продуктивные с/х угодья

Хоть поставить торговые павильоны прямо на засеянном поле и нельзя:), разместить рядом с пашней простую палатку, где будет идти розничная торговля свежей фермерской продукцией, очень даже можно.

 

4. Предстоящая корректировка земельных законов

 

В положениях земельного законодательства, действующего в современный период:

  • сбыт сельхозпродукции не входит в понятие с/х производства (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ) 
  • ЗК РФ не включает торговлю (сбыт продукции) как вид деятельности в целевое назначение земель с/х назначения (статья 78 ЗК РФ)
  • Закон о КФХ (статья 19) и ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (пункт 2 статьи 4) не содержат уточнений относительно реализации продукции, произведённой:
    • фермерским хозяйством
    • с/х потребительским кооперативом 

К моменту финального преобразования законопроекта, на основании его положений о торговле на фермерской земле, в земельные законы будут внесены соответствующие дополнения и корреспондирующие поправки.

 

5. Требования к размещению торговых объектов

 

  1. При размещении торгового объекта запрещается производить работы, связанные нарушением почвенного слоя земельного участка:
    • плодородный слой нужно сохранять обязательно
  2. Торговый объект должен быть некапитальным – представлять временные сооружение или конструкцию:
    • не связанные прочно с землёй
    • вне зависимости от наличия/отсутствия технологического присоединения к инженерно-техническим сетям

Особые требования к нестационарным торговым точкам на фермерских участках, как к объектам торговли, проектом закона не предусматриваются. Они такие же, что предъявляются:

  1. к торговым помещениям, действующим в нежилых помещениях жилых домов
  2. к объектам, не являющимися стационарными:
    • модульные павильоны
    • палатки
    • киоски
    • автофургоны
    • передвижные сооружения

 

6. Санитарные требования к помещениям для торговли на фермерской земле

 

Санитарные требования к помещениям устанавливаются действующими  законами РФ:

  • «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от  07.02.1992)
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ № 52 от 30.03.1999) 

Они содержат исчерпывающие требования к объектам торговли как в нежилых помещениях жилых домов, так и в нестационарных объектах торговли. 

По этой причине в законопроекте о торговле на фермерской земле сделаны бланкетные (отсылочные) нормы на положения этих законов: 

  1. по соответствию помещений обязательным требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  2. по соблюдению обязательных требований к торговым помещениям:
    • контролируется органами государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в рамках полномочий)
  3. по ответственности по законодательству РФ:
    • за несоблюдения требований к торговым помещениям
    • по возникшим последствиям из-за несоблюдения требований

 

7. Контроль качества фермерской продукции 

 

Фермерская продукция – результат мелкотоварного производства «на месте». Качественные натуральные продукты из «первых рук» всегда в тренде. Они быстро находят своего покупателя, голосующего за них рублём.
 
Чтобы не допустить отравлений или сбыта испорченного товара, качество с/х продуктов должно каким-то образом контролироваться. 

По действующему законодательству, надзор за качеством продукции фермерских хозяйств, поставляемых на рынки ив магазины,  осуществляют: 

  1. Роспотребнадзор
  2. ветеринарная служба Россельхознадзора

В настоящее время происходит доработка законопроекта в части определения порядка госконтроля качества сбываемой сельскохозяйственной продукции.

Не исключается, что, в случае торговли на своём участке, фермер будет нести персонифицированную ответственность за свою продукцию, так как является одновременно производителем и продавцом.

 

8. Минусы законопроекта как стимулы для его доработки
 

Эксперты, руководители фракций и депутаты Госдумы, руководители агрокомплексов и фермеры, в целом признавшие законопроект как назревшее решение по поддержке российского фермерства, вместе с тем, отмечают его несовершенные штрихи:

  1. сильно повлиять на цену с/х продукции не получится
  2. вряд ли законопроект реально повлияет на снижение стоимости «борщевого набора»
  3. сбить цены на овощи можно, если власти отдадут под сельхозрынки городские площади
  4. на рыночную цену влияют, в первую очередь, крупные агрохолдинги, фактически региональные монополисты, их доля на рынке гораздо выше, чем удельный вес мелких фермеров.
  5. посредники, берущие на себя роль товаропроводящих звеньев, в настоящее время без проблем закупаются на полях и фермах, – для них законопроект тоже мало что меняет
  6. сомнительная экономика организовывать розничную торговлю возле поля – есть проблема посерьезнее: выдавливание федеральными сетями маленьких магазинов и предпринимателей в торговле
  7. потребителю важно иметь возможность приобрести в двух шагах от подъезда килограмм свежей картошки и яблок, полкило лука и моркови, а это значит, что конечному потребителю такой закон ничего не даст
  8. реализация сельхозпродукции на рынке будет выгодна только при большом объёме товарооборота – многие крестьянские и фермерские хозяйства подобным оборотом и мощностями не обладают
  9. торговать с грядки – это издержки на хранение, на торговое, холодильное оборудование, персонал
  10. реализация урожая на территории фермы больших заработков не даст
  11. не важно, есть ли законодательное разрешение на торговлю или нет:
    • для организации розничной продажи в любом случае потребуется специализированное помещение и продавец, а фермер не торгаш, он не имеет времени торговать в розницу
  12. многие другие

Наличие минусов в проекте закона о продаже фермерской продукции непосредственно на с/х земле – это своего рода стимулы:

  • для своевременной доработки законодательной инициативы
  • для снижения остроты выявленных проблем

Первое чтение законопроекта в Государственной Думе намечено в сентябре 2021 года. Есть время для направления предложений своим депутатам. Срок принятия закона ожидается не долгим. 

 

Полезно знать

 

  1. Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
  2. Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года – здесь
  3. Об изменениях в Правилах технологического присоединения частных домов и земельных участков, а также о резком росте тарифов на их подключение к электросетям с 1 июля 2022 года – читать здесь
  4. Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры? – здесь
  5. Декларация об объекте недвижимости – документ для регистрации капитальных строений, не требующих получения РНС – здесь
  6. Об условиях получения сельской ипотеки – читать здесь
  7. Как садовый дом перевести в жилую недвижимость – читать здесь
  8. Дачная амнистия – 2031. Порядок регистрации жилых домов, построенных до 1998 года, и особенности получения земельных участков для этих домов – здесь
  9. Порядок передачи сетей СНТ в сетевую организацию – здесь
  10. Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
  11. О строительстве жилого дома на участках с/х назначения – здесь
  12. Строительство частного дома в охранной зоне ЛЭП – только при решении о согласовании с сетевой организацией – здесь
  13. Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь
  14. О требованиях к строительству жилых домов и других ОКС в приаэродромной территории (ПАТ) с 1 июля 2021 года – здесь
  15. Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года – здесь

Поделиться:






наверх